Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕРО́В АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 94-95

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. О. Митина
А. Н. Серов. Гравюра работы В. В. Матэ. 1846.

СЕРО́В Алек­сандр Ни­ко­лае­вич [11(23).1.1820, C.-Пе­тер­бург – 20.1(1.2).1871, там же], рос. ком­по­зи­тор, му­зы­каль­ный пи­са­тель. Отец худ. В. А. Се­ро­ва. В 1835–1840 учил­ся в Уч-ще пра­во­ве­де­ния, где за­ни­мал­ся му­зы­кой у А. Л. Ген­зель­та (фп.), К. Б. Шу­бер­та (вио­лон­чель) и др. Слу­жил в Мин-ве юс­ти­ции, с 1845 сек­ре­тарь 4-го деп-та Се­на­та; в 1845–50, 1852–1854 ра­бо­тал гл. обр. в Кры­му, в 1855–69 вновь в С.-Пе­тер­бур­ге (в т. ч. в Мин-ве внутр. дел); уво­лен в чи­не д. ст. сов. В 1851 на­чал карь­е­ру муз. кри­ти­ка (жур­на­лы «Со­вре­мен­ник», «Биб­лио­те­ка для чте­ния», «Пан­те­он»), в 1856–60 фель­е­то­нист в «Му­зы­каль­ном и те­ат­раль­ном вест­ни­ке», в 1867–68 вме­сте с же­ной из­да­вал газ. «Му­зы­ка и те­атр», до 1870 хро­ни­кёр в «Journal de St. Péter­sbourg». В 1858 и 1859 по­се­тил Ф. Лис­та в Вей­ма­ре, впер­вые был на по­ста­нов­ках опер Р. Ваг­не­ра, в Цю­ри­хе по­зна­ко­мил­ся с ним лич­но; из за­гра­нич­ной по­езд­ки вер­нул­ся убе­ж­дён­ным ваг­не­ри­ан­цем, что по­ста­ви­ло его в оп­по­зи­цию как «Мо­гу­чей куч­ке», так и Рус­ско­му му­зы­каль­но­му об­ще­ст­ву. В 1868 по по­ру­че­нию Ваг­не­ра ру­ко­во­дил по­ста­нов­кой опе­ры «Ло­эн­грин» в С.-Пе­тер­бур­ге (ди­ри­жи­ро­вал Э. Ф. На­прав­ник). Опуб­ли­ко­вал «За­мет­ки по ин­ст­ру­мен­тов­ке» М. И. Глин­ки, мно­го сде­лал для по­пу­ля­ри­за­ции в Рос­сии твор­че­ст­ва Л. ван Бет­хо­ве­на (ав­тор ста­тей «Те­ма­тизм увер­тю­ры к опе­ре "Ле­о­но­ра"», 1861, «Де­вя­тая сим­фо­ния Бет­хо­ве­на, её склад и смысл», 1868). В по­ни­ма­нии зна­че­ния му­зы­ки Бет­хо­ве­на по­ле­ми­зи­ро­вал с А. Д. Улы­бы­ше­вым, в кри­тич. от­но­ше­нии к «Мо­гу­чей куч­ке» – с В. В. Ста­со­вым. Ввёл рус. тер­мин «му­зы­коз­на­ние» (1864). Муз. нау­ку не от­де­лял от кри­ти­ки; кри­ти­ку по­ни­мал в ана­ли­тич. смыс­ле и спо­соб­ст­во­вал её про­фес­сио­на­ли­за­ции.

Из­вес­тен как опер­ный ком­по­зи­тор. Опе­ра «Юдифь» (либр. по пье­се П. Джа­ко­мет­ти; пе­терб. Ма­ри­ин­ский те­атр, 1863) – од­на из не­мно­гих рус. опер на биб­лей­ский сю­жет. С. пи­сал о сво­ей при­вер­жен­но­сти в этой опе­ре муз.-дра­ма­тур­гич. прин­ци­пам Р. Ваг­не­ра, од­на­ко на прак­ти­ке их при­ме­не­ние ог­ра­ни­чи­лось в осн. ис­поль­зо­ва­ни­ем лейт­мо­ти­вов. Ор­ке­ст­ров­ка, как и в по­сле­дую­щих опе­рах, со­став­ля­ет од­ну из наи­бо­лее силь­ных сто­рон му­зы­ки С. «Юдифь» вы­со­ко оце­ни­ли П. И. Чай­ков­ский, В. Ф. Одо­ев­ский; М. П. Му­сорг­ский пи­сал, что «Юдифь – пер­вая по­сле "Ру­сал­ки" [А. С. Дар­го­мыж­ско­го] серь­ёз­но трак­то­ван­ная опе­ра на рус­ской сце­не» (Му­сорг­ский М. П. Ли­те­ра­тур­ное на­сле­дие. Пись­ма, био­гра­фи­чес­кие ма­те­риа­лы и до­ку­мен­ты. М., 1971. С. 64). В 1909 4-е действие оперы «Юдифь» по­ка­за­но в Рус­ских се­зо­нах С. П. Дя­ги­ле­ва в Па­ри­же. По­ста­нов­ка опе­ры «Рог­не­да» (либр. на ос­но­ве «Ис­то­рии го­су­дар­ст­ва Рос­сий­ско­го» Н. М. Ка­рам­зи­на и ро­ма­на «Ас­коль­до­ва мо­ги­ла» М. Н. За­гос­ки­на; Ма­ри­ин­ский те­атр, 1865) вы­зва­ла по­ле­ми­ку: С. стре­мил­ся в этом со­чи­не­нии к «ис­то­ри­че­ской прав­де», но в дей­ст­ви­тель­но­сти опе­ра про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ла при­вер­жен­ность ав­то­ра ро­ман­тич. сти­ли­сти­ке в ду­хе К. М. фон Ве­бе­ра и А. Н. Вер­стов­ско­го. В опе­ре «Вра­жья си­ла» (либр. по пье­се А. Н. Ос­т­ров­ско­го «Не так жи­ви, как хо­чет­ся», не окон­че­на; за­вер­ше­на В. С. Се­ро­вой и Н. Ф. Со­ловь­ё­вым; пост. по­сле смер­ти ав­то­ра в 1871 в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре под упр. Э. Ф. На­прав­ни­ка) С. стре­мил­ся к со­зда­нию бы­то­вой дра­мы. От­кры­тия С. в об­лас­ти муз. дра­ма­тур­гии и вы­ра­зит. средств, зна­чи­тель­ные для сво­его вре­ме­ни, ото­шли в тень с по­яв­ле­ни­ем опер Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, М. П. Му­сорг­ско­го, А. П. Бо­ро­ди­на.

Его же­на Ва­лен­ти­на Се­мё­нов­на Се­ро­ва (урождённая Берг­ман) (1846–1924), об­ществ. дея­тель, ком­по­зи­тор. На­пи­са­ла опе­ру «Ури­эль Ако­ста» (либр. по од­но­им. дра­ме К. Гуц­ко­ва; моск. Боль­шой те­атр, 1885), кни­ги «Се­ро­вы А. Н. и В. А. Вос­по­ми­на­ния» (1914), «Как рос мой сын» (1968).

Соч.: Кри­ти­че­ские ста­тьи. СПб., 1892–1895. Т. 1–4; Пись­ма к се­ст­ре С. Н. Дю-Тур (1845–1861), из­дан­ные Н. Фин­дей­зе­ном. СПб., 1896; Избр. ста­тьи: В 2 т. М.; Л., 1950–1957; Ста­тьи о му­зы­ке. М., 1984–1990. Вып. 1–6.

Лит.: Ба­зу­нов С. A. A. Н. Се­ров: Его жизнь и му­зы­каль­ная дея­тель­ность. СПб., 1893; Фин­дей­зен Н. Ф. A. Н. Се­ров: Очерк его жиз­ни и му­зы­каль­ной дея­тель­но­сти. 2-е изд. М.; Лейп­циг, 1904; Стрель­ни­ков Н. М. А. Н. Се­ров: Опыт ха­рак­те­ри­сти­ки. М., 1922; Ху­бов Г. Жизнь А. Се­ро­ва. М.; Л., 1950; Аб­ра­мов­ский Г. Опер­ное твор­че­ст­во А. Н. Се­ро­ва. СПб., 1998.

Вернуться к началу