СЕРО́В АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕРО́В Александр Николаевич [11(23).1.1820, C.-Петербург – 20.1(1.2).1871, там же], рос. композитор, музыкальный писатель. Отец худ. В. А. Серова. В 1835–1840 учился в Уч-ще правоведения, где занимался музыкой у А. Л. Гензельта (фп.), К. Б. Шуберта (виолончель) и др. Служил в Мин-ве юстиции, с 1845 секретарь 4-го деп-та Сената; в 1845–50, 1852–1854 работал гл. обр. в Крыму, в 1855–69 вновь в С.-Петербурге (в т. ч. в Мин-ве внутр. дел); уволен в чине д. ст. сов. В 1851 начал карьеру муз. критика (журналы «Современник», «Библиотека для чтения», «Пантеон»), в 1856–60 фельетонист в «Музыкальном и театральном вестнике», в 1867–68 вместе с женой издавал газ. «Музыка и театр», до 1870 хроникёр в «Journal de St. Pétersbourg». В 1858 и 1859 посетил Ф. Листа в Веймаре, впервые был на постановках опер Р. Вагнера, в Цюрихе познакомился с ним лично; из заграничной поездки вернулся убеждённым вагнерианцем, что поставило его в оппозицию как «Могучей кучке», так и Русскому музыкальному обществу. В 1868 по поручению Вагнера руководил постановкой оперы «Лоэнгрин» в С.-Петербурге (дирижировал Э. Ф. Направник). Опубликовал «Заметки по инструментовке» М. И. Глинки, много сделал для популяризации в России творчества Л. ван Бетховена (автор статей «Тематизм увертюры к опере "Леонора"», 1861, «Девятая симфония Бетховена, её склад и смысл», 1868). В понимании значения музыки Бетховена полемизировал с А. Д. Улыбышевым, в критич. отношении к «Могучей кучке» – с В. В. Стасовым. Ввёл рус. термин «музыкознание» (1864). Муз. науку не отделял от критики; критику понимал в аналитич. смысле и способствовал её профессионализации.
Известен как оперный композитор. Опера «Юдифь» (либр. по пьесе П. Джакометти; петерб. Мариинский театр, 1863) – одна из немногих рус. опер на библейский сюжет. С. писал о своей приверженности в этой опере муз.-драматургич. принципам Р. Вагнера, однако на практике их применение ограничилось в осн. использованием лейтмотивов. Оркестровка, как и в последующих операх, составляет одну из наиболее сильных сторон музыки С. «Юдифь» высоко оценили П. И. Чайковский, В. Ф. Одоевский; М. П. Мусоргский писал, что «Юдифь – первая после "Русалки" [А. С. Даргомыжского] серьёзно трактованная опера на русской сцене» (Мусоргский М. П. Литературное наследие. Письма, биографические материалы и документы. М., 1971. С. 64). В 1909 4-е действие оперы «Юдифь» показано в Русских сезонах С. П. Дягилева в Париже. Постановка оперы «Рогнеда» (либр. на основе «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и романа «Аскольдова могила» М. Н. Загоскина; Мариинский театр, 1865) вызвала полемику: С. стремился в этом сочинении к «исторической правде», но в действительности опера продемонстрировала приверженность автора романтич. стилистике в духе К. М. фон Вебера и А. Н. Верстовского. В опере «Вражья сила» (либр. по пьесе А. Н. Островского «Не так живи, как хочется», не окончена; завершена В. С. Серовой и Н. Ф. Соловьёвым; пост. после смерти автора в 1871 в Мариинском театре под упр. Э. Ф. Направника) С. стремился к созданию бытовой драмы. Открытия С. в области муз. драматургии и выразит. средств, значительные для своего времени, отошли в тень с появлением опер Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина.
Его жена Валентина Семёновна Серова (урождённая Бергман) (1846–1924), обществ. деятель, композитор. Написала оперу «Уриэль Акоста» (либр. по одноим. драме К. Гуцкова; моск. Большой театр, 1885), книги «Серовы А. Н. и В. А. Воспоминания» (1914), «Как рос мой сын» (1968).