Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЯПУНО́В СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 292

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛЯПУНО́В Сер­гей Ми­хай­ло­вич [18(30).11.1859, Яро­славль – 8.11.1924, Па­риж], рос. ком­по­зи­тор, пиа­нист, ди­ри­жёр, пе­да­гог. Брат А. М. Ля­пу­но­ва и Б. М. Ля­пу­но­ва. В 1883 окон­чил Моск. конс. по клас­сам ком­по­зи­ции Н. А. Гу­бер­та и С. И. Та­нее­ва и клас­су фп. П. А. Паб­ста (за­ни­мал­ся так­же у К. Клин­двор­та). Ок. 1890 пе­ре­ехал в С.-Пе­тер­бург, стал близ­ким дру­гом М. А. Ба­ла­ки­ре­ва. С 1892 чи­нов­ник осо­бых по­ру­че­ний в Гос. кон­тро­ле. Ле­том 1893 по за­да­нию РГО со­би­рал нар. пес­ни в Во­ло­год­ской, Вят­ской, Ко­ст­ром­ской и Яро­слав­ской гу­бер­ни­ях (совм. с Ф. М. Ис­то­ми­ным, за­пи­сы­вав­шим тек­сты); по ре­зуль­та­там экс­пе­ди­ции опуб­ли­ко­ван сб. «Пес­ни рус­ско­го на­ро­да» (1899). В 1894–1902 по­мощ­ник управ­ляю­ще­го При­двор­ной певч. ка­пел­лой. Пос­ле уволь­не­ния со служ­бы вы­сту­пал как пиа­нист и ди­ри­жёр, уча­ст­во­вал (совм. с Ба­ла­ки­ре­вым) в из­да­нии пол­но­го со­б­ра­ния со­чи­не­ний М. И. Глин­ки. С 1908 ди­рек­тор Бес­плат­ной муз. шко­лы. На­пи­сал био­гра­фич. очерк о Ба­ла­ки­ре­ве («Еже­год­ник Им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров». 1910. Вып. 7–8), ор­ке­ст­ро­вал его фп. фан­та­зию «Ис­ла­мей», за­вер­шил ряд про­из­ве­де­ний, опуб­ли­ко­вал пе­ре­пис­ку с П. И. Чай­ков­ским (1912) и H. А. Рим­ским-Кор­са­ко­вым (1915–17). В 1910–23 проф. С.-Пе­терб. (Пет­рогр.) конс. (класс фп., с 1917 так­же клас­сы прак­тич. со­чине­ния, кон­тра­пунк­та и фу­ги). С 1919 проф. Ин-та ис­то­рии ис­кусств (чи­тал кур­сы ис­то­рии рус. му­зы­ки, рус. фп. му­зы­ки, рус. пес­ни). В 1921 за­ве­до­вал Нар. хо­ро­вой ака­де­ми­ей (быв. При­двор­ная певч. ка­пел­ла). В 1922 при­вле­кал­ся по «Де­лу пе­тро­град­ских цер­ков­ни­ков» к от­вет­ст­вен­но­сти за «со­про­тив­ле­ние вла­стям» во вре­мя изъя­тия цер­ков­ных цен­но­стей, осуж­дён на 6 мес ли­ше­ния сво­бо­ды ус­лов­но. В 1923 вы­ехал на га­ст­ро­ли и для ле­че­ния в Гер­ма­нию и Фран­цию (со­стоя­лось нес­коль­ко его вы­сту­п­ле­ний в Па­ри­же, в т. ч. ав­тор­ский кон­церт). Сре­ди уче­ников – Н. И. Го­лу­бов­ская, П. Б. Ря­за­нов, Г. М. Рим­ский-Кор­са­ков, В. М. Бо­гда­нов-Бе­ре­зов­ский.

Да­ро­ва­ние Л.-ком­по­зи­то­ра, ис­пы­тав­ше­го влия­ние М. И. Глин­ки, Ф. Лис­та, М. А. Ба­ла­ки­ре­ва, А. П. Бо­ро­ди­на, А. К. Гла­зу­но­ва, наи­бо­лее яр­ко и пол­но рас­кры­лось в об­лас­ти фп. му­зы­ки (Со­на­та, 1908; Со­на­ти­на, 1917; пре­лю­дии, Ток­ка­та и фу­га, валь­сы, ма­зур­ки, ва­риа­ции, пье­сы-кар­тин­ки «Ди­вер­тис­мент» из дет­ской жиз­ни и др.). Мо­ну­мен­таль­но­стью, кра­соч­но­стью, пиа­ни­сти­че­ски вы­иг­рыш­ным из­ло­же­ни­ем от­ли­ча­ют­ся 12 «этю­дов выс­ше­го ис­пол­ни­тель­ско­го мас­тер­ст­ва» (1897–1905). В ря­де со­чи­не­ний (2-й кон­церт для фп. с ор­ке­ст­ром, 1909) Л. тя­го­тел к ли­ри­ке уг­луб­лён­но-со­зер­ца­тель­но­го скла­да. Ав­тор 2 сим­фо­ний (1885, 1917), Тор­же­ст­вен­ной увер­тю­ры на рус. те­мы (1896), сим­фо­нич. по­эм, в т. ч. «Га­шиш» (1913, по од­но­им. по­эме А. А. Го­ле­ни­ще­ва-Ку­ту­зо­ва), Рап­со­дии на укр. те­мы для фп. с ор­кест­ром (1907), Кон­цер­та для скрип­ки с ор­ке­ст­ром (1915), Сек­сте­та для фп. и струн­ных (1915, 2-я ред. 1921), Пре­лю­да-пас­то­ра­ли для ор­га­на, ро­ман­сов и пе­сен, в т. ч. на сти­хо­тво­ре­ния А. С. Пуш­ки­на, М. Ю. Лер­мон­то­ва, А. В. Коль­цо­ва, Го­ле­ни­ще­ва-Ку­ту­зо­ва, А. С. Хо­мя­ко­ва, В. С. Со­ловь­ё­ва, ду­хов­но-муз. со­чи­не­ний. Мас­тер­ски вы­пол­нен­ные Л. об­ра­бот­ки нар. пе­сен (рус. и укр.) для го­ло­са с фп., хо­ра, во­каль­но­го ан­самб­ля – од­ни из луч­ших, на­ря­ду с клас­сич. гар­мо­ни­за­ция­ми М. А. Ба­ла­ки­ре­ва, Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, А. К. Ля­до­ва.

Дочь Л. – Ана­ста­сия Сер­ге­ев­на Ля­пу­но­ва [27.3(9.4).1903, С.-Пе­тер­бург – 1.2.1973, Ле­нин­град], му­зы­ко­вед, тек­сто­лог, ар­хео­граф. В 1931 окон­чи­ла ис­то­ри­ко-тео­ре­тич. фа­куль­тет Ле­нингр. конс. В 1938–40 зав. ру­ко­пис­ным от­де­лом б-ки Ле­нингр. конс., в 1940–63 со­труд­ник От­де­ла ру­ко­пи­сей, гл. биб­лио­те­карь Гос. пуб­лич­ной б-ки им. M. E. Сал­тыко­ва-Щед­ри­на (ны­не РНБ). Со­ста­ви­ла ка­талог ру­ко­пи­сей М. И. Глин­ки (1950). Сре­ди её со­чи­не­ний: «Ру­ко­пис­ные ис­точ­ни­ки опе­ры М. Глин­ки "Иван Су­са­нин"» (1954); «Опись ар­хи­ва Глин­ки» (1954); «Ру­ко­пис­ное на­сле­дие А. К. Гла­зу­но­ва» (1955); «Твор­че­ское на­сле­дие М. А. Ба­ла­ки­ре­ва. Ка­та­лог про­из­ве­де­ний» (1960); «Но­вые ма­те­риа­лы из ар­хи­ва М. И. Глин­ки» (1960, совм. с Е. Э. Гран­ст­рем); «Ле­то­пись жиз­ни и твор­че­ст­ва М. А. Ба­ла­ки­ре­ва» (1967, совм. с Э. Э. Язо­виц­кой).

Соч.: От­чет об экс­пе­ди­ции для со­би­ра­ния рус­ских на­род­ных пе­сен с на­пе­ва­ми в 1893 г. (совм. с P. M. Ис­то­ми­ным) // Из­вес­тия Рус­ско­го гео­гра­фи­че­ско­го об­ще­ст­ва. 1894. Т. 30; Пе­ре­пис­ка с М. А. Ба­ла­ки­ре­вым // Со­вет­ская му­зы­ка. 1950. № 9; Пе­ре­пис­ка с В. Ста­со­вым // Там же. 1957. № 1; Пись­ма // Там же. 1960. № 3; Мо­ло­дые го­ды М. А. Ба­ла­ки­ре­ва (совм. с А. С. Ля­пу­но­вой) // М. А. Ба­ла­ки­рев. Вос­по­ми­на­ния и пись­ма. Л., 1962.

Лит.: Шиф­ман М. С. М. Ля­пу­нов. Очерк жиз­ни и твор­че­ст­ва. М., 1960; Ля­пу­но­ва A. Из ис­то­рии твор­че­ских свя­зей М. Ба­ла­ки­ре­ва и С. Ля­пу­но­ва (по ма­те­риа­лам пе­ре­пис­ки) // М. А. Ба­ла­ки­рев. Ис­сле­до­ва­ния и ста­тьи. Л., 1961; Алек­се­ев А. Д. Рус­ская фор­те­пи­ан­ная му­зы­ка. Ко­нец XIX – на­ча­ло XX в. М., 1969; Кел­дыш Ю. В. С. М. Ля­пу­нов // Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 1994. Т. 9; Рус­ская ду­хов­ная му­зы­ка в до­ку­мен­тах и ма­те­риа­лах. М., 2002. Т. 4: Смо­лен­ский С. В. Вос­по­ми­на­ния; Мил­лер В. Р. «Со­чи­не­но во вре­мя за­се­да­ния рев­три­бу­на­ла»: (С. М. Ля­пу­нов. «Бо­го­ро­ди­це Де­во, ра­дуй­ся») // Ру­ко­пис­ные па­мят­ни­ки. СПб., 1999. Вып. 5: Из ис­то­рии му­зы­каль­ной куль­ту­ры; он же. О рус­ском цер­ков­но-пев­чес­ком ис­кус­ст­ве: Влия­ние С. М. Ля­пу­но­ва на раз­ви­тие ду­хов­ной му­зы­ки // Ора­ни­ен­ба­ум: Стра­ни­цы ис­то­рии. СПб., 2008.

Вернуться к началу