Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАБСТ ПАВЕЛ АВГУСТОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 7

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПАБСТ (Pabst) Па­вел Ав­гу­сто­вич (Кри­сти­ан Ге­орг Па­уль) [27.5.1854, Кё­нигс­берг, ны­не Ка­ли­нин­град – 28.5(9.6).1897, Мо­ск­ва], нем. и рос. пиа­нист, ком­по­зи­тор и пе­да­гог. Учил­ся иг­ре на фп. у от­ца, Ав­гу­ста Паб­ста (1811–85), – ка­пель­мей­сте­ра, кан­то­ра, ор­га­ни­ста, ком­по­зи­то­ра, проф. Кё­нигс­берг­ско­го ун-та, ди­рек­то­ра Фи­лар­мо­нич. об-ва. С 9 лет вы­сту­пал, в 15 лет со­вер­шил тур­не вме­сте с У. Бул­лем. В 1869–70 брал уро­ки фп. у А. До­ора в кон­сер­ва­то­рии Об-ва дру­зей му­зы­ки в Ве­не, позд­нее – у А. Бласс­ма­на в Дрез­де­не и Ф. Лис­та в Вей­ма­ре. Кон­цер­ти­ро­вал в стра­нах Ев­ро­пы. С 1875 пре­по­да­вал иг­ру на фп. в Ри­ге (где в 1870 вы­сту­пал как ор­га­нист в Дом­ском со­бо­ре), с 1878 в Моск. конс. (проф. с 1881); сре­ди уче­ни­ков – Е. А. Бек­ман-Щер­би­на, В. И. Бу­юк­ли, В. Р. Виль­шау, А. Ф. Ге­ди­ке, А. Б. Голь­ден­вей­зер, К. Н. Игум­нов, Г. Э. и Л. Э. Ко­нюс, С. М. Ля­пу­нов, Н. К. Мет­нер, Г. А. Па­хуль­ский, А. А. Яро­шев­ский. П. был на­де­лён без­уко­риз­нен­ным чув­ст­вом фор­мы, его иг­ра от­ли­ча­лась точ­но­стью ар­ти­ку­ля­ции, раз­но­сто­рон­но­стью вир­ту­оз­ной тех­ни­ки. В об­шир­ном ре­пер­туа­ре со­чи­не­ния И. С. Ба­ха, Д. Скар­лат­ти, В. А. Мо­цар­та, Л. ван Бет­хо­ве­на, Р. Шу­ма­на (иг­ру П. вы­со­ко це­ни­ла К. Шу­ман), Ф. Шо­пе­на, Ф. Лис­та, А. Г. Ру­бин­штей­на, К. Сен-Сан­са, а так­же П. И. Чай­ков­ско­го и А. С. Арен­ско­го, с ко­то­ры­ми П. был дру­жен (Чай­ков­ский по­свя­тил П. «Кон­церт­ный по­ло­нез» для фп., до­ве­рял ему со­став­ле­ние и ре­дак­ти­ро­ва­ние сб-ков сво­их фп. про­из­ве­де­ний). Был пре­вос­ход­ным ан­самб­ли­стом. Со­хра­ни­лись за­пи­си на фо­но­граф иг­ры П. (в т. ч. в фп. ду­эте с С. И. Та­нее­вым). Ав­тор кон­цер­та для фп. с ор­ке­ст­ром, фп. трио (по­свя­ще­но па­мя­ти А. Г. Ру­бин­штей­на), ря­да фп. пьес, стиль ко­то­рых пред­вос­хи­ща­ет пиа­низм К. Де­бюс­си, А. К. Ля­до­ва, А. Н. Скря­би­на и С. В. Рах­мани­но­ва. По­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись его транс­крип­ции со­чи­не­ний Чай­ков­ско­го (па­ра­фра­зы на те­мы из опер «Ев­ге­ний Оне­гин», «Пи­ко­вая да­ма», «Ма­зе­па» и ба­ле­та «Спя­щая кра­са­ви­ца»; об­ра­бот­ки «Ко­лы­бель­ной»).

Его брат Луи Пабст (1846–1921?) – пиа­нист, ком­по­зи­тор и пе­да­гог, в 1899–1906 пре­по­да­вал в Муз.-дра­ма­тич. учи­ли­ще Моск. фи­лар­мо­нич. об-ва и в Ека­те­ри­нин­ском ин-те в Мо­ск­ве.

Лит.: Са­по­нов М. А. Но­вые му­зы­каль­но-ис­то­ри­че­ские дан­ные в не­мец­ких пись­мах из мо­с­ков­ских ар­хи­вов. П. Пабст // Рус­ские му­зы­каль­ные ар­хи­вы за ру­бе­жом. За­ру­беж­ные му­зы­каль­ные ар­хи­вы в Рос­сии. М., 2000; Мер­ку­лов А. М. Пабст П. А. // Мо­с­ков­ская кон­сер­ва­то­рия от ис­то­ков до на­ших дней, 1866–2006: Био­гра­фи­че­ский эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. М., 2007.

Вернуться к началу