КОНЮ́С
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНЮ́С, рос. и франц. музыканты, братья. Сыновья фп. педагога франц. происхождения Эдуарда Константиновича Конюса [1827, Саратов – 18.9(1.10).1902, Москва].
Георгий Эдуардович [18(30).9.1862, Москва – 28 (или 29).8.1933, там же], муз. теоретик, композитор, педагог, засл. деят. искусств РСФСР (1927). В 1904 принял рос. подданство. В 1889 окончил Моск. конс. по классу композиции А. С. Аренского (в классе фп. учился у П. А. Пабста, теорией занимался у С. И. Танеева). В 1886–1912 выступал как муз. критик. Как и его братья, пользовался поддержкой П. И. Чайковского. Преподавал в Моск. конс. в 1891–1899, затем в 1920–33 (проф., в 1922–29 декан композиторского ф-та). В 1902–05 проф. (с 1904 директор) Муз.-драматич. уч-ща Московского филармонич. об-ва. В 1912–19 преподавал в Саратовской конс. (с 1918 проф., с 1917 ректор). Среди учеников: А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, А. Б. Гольденвейзер, А. Ф. Гедике, К. С. Сараджев, Д. Р. Рогаль-Левицкий. Создатель теории метротектонизма – учения о муз. форме, основанного на «законе равновесия временны́х величин» (К. считал его абсолютным, общим для народной и композиторской музыки). В 1922 при ГИМН создал лабораторию метротектонич. анализа (с 1926 в составе ГАХН). С целью популяризации своей теории выступал с лекциями в Германии и Франции (1923, 1927–28). После его смерти теория метротектонизма была подвергнута офиц. критике. Написал ряд учебников, перевёл с франц. яз. «Руководство к практическому изучению инструментовки» Э. Гиро (1892). Среди осн. работ: «Критика традиционной теории в области музыкальной формы» (1932), «Как исследует форму музыкальных организмов метротектонический метод» (1933), «Научное обоснование музыкального синтаксиса» (1935), «Эмбриология и морфология музыкального организма» (на рус. и франц. языках; не издано). Автор балета «Даита» (1896, моск. Большой театр), оркестровой картины «Лес шумит» (1890), сюиты для хора и оркестра «Из детской жизни» (1893).
Юлий (Жюль) Эдуардович [18(30).1.1869, Москва – 3.12.1942, Меленки, ныне Владимирской обл.], скрипач, педагог и композитор. В 1888 окончил Моск. конс. по классу скрипки И. В. Гржимали. В 1889 совершенствовался у Л. Ж. Массара в Париже, концертировал во Франции, работал в оркестре Э. Колонна и оркестре Парижской оперы. В 1891–93 выступал как солист и работал концертмейстером Симфонич. оркестра в Нью-Йорке. В 1893–1901 преподавал игру на скрипке в Моск. конс. Создал свой квартет, выступал в концертах, в 1894 участвовал в премьере «Элегического трио» С. В. Рахманинова (совм. с автором и А. А. Брандуковым). В 1919 как франц. подданный переселился в Париж, работал в Рус. консерватории, в Рос. муз. изд-ве С. А. Кусевицкого. В 1939 вернулся в Москву, преподавал в Центр. заочном муз.-педагогич. ин-те. Автор Концерта для скрипки с оркестром (1896), скрипичных пьес и транскрипций и др. Опубликованы его воспоминания о П. И. Чайковском (П. И. Чайковский. Альманах. Вып. 2. 2003).
Лев Эдуардович [26.4(8.5).1871, Москва – 18.1.1944, Цинциннати], пианист, педагог, композитор. Окончил Моск. конс. по классу фп. П. А. Пабста (1891) и по классу композиции А. С. Аренского (1892). В 1893 он сделал переложение для фп. в 4 руки 6-й симфонии П. И. Чайковского (в том же году исполнено Л. Э. Конюсом и С. И. Танеевым). Наиболее ярко проявил себя в педагогике. В 1890-е гг. организовал в Москве частную муз. школу, где работали его родственники, Н. К. Метнер, С. М. Козолупов. В 1912–20 преподавал фп. в Моск. конс. (с 1918 проф.). С 1920 жил в Париже (уехал из СССР как франц. подданный), где вместе с Н. Н. Черепниным и др. основал Рус. консерваторию, преподавал в ней. В 1935 при содействии своего друга С. В. Рахманинова переехал в США, преподавал в муз. колледже в Цинциннати.