Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНЮ́С

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 189

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОНЮ́С, рос. и франц. му­зы­кан­ты, бра­тья. Сы­но­вья фп. пе­да­го­га франц. про­ис­хож­де­ния Эду­ар­да Кон­стан­ти­но­ви­ча Ко­ню­са [1827, Са­ра­тов – 18.9(1.10).1902, Мо­ск­ва].

Ге­ор­гий Эду­ар­до­вич [18(30).9.1862, Мо­ск­ва – 28 (или 29).8.1933, там же], муз. тео­ре­тик, ком­по­зи­тор, пе­да­гог, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1927). В 1904 при­нял рос. под­дан­ст­во. В 1889 окон­чил Моск. конс. по клас­су ком­по­зи­ции А. С. Арен­ско­го (в клас­се фп. учил­ся у П. А. Паб­ста, тео­ри­ей за­ни­мал­ся у С. И. Та­нее­ва). В 1886–1912 вы­сту­пал как муз. кри­тик. Как и его бра­тья, поль­зо­вал­ся под­держ­кой П. И. Чай­ков­ско­го. Пре­по­да­вал в Моск. конс. в 1891–1899, за­тем в 1920–33 (проф., в 1922–29 де­кан ком­по­зи­тор­ско­го ф-та). В 1902–05 проф. (с 1904 ди­рек­тор) Муз.-дра­ма­тич. уч-ща Мо­с­ков­ско­го фи­лар­мо­нич. об-ва. В 1912–19 пре­по­да­вал в Са­ра­тов­ской конс. (с 1918 проф., с 1917 рек­тор). Сре­ди уче­ни­ков: А. Н. Скря­бин, Н. К. Мет­нер, С. Н. Ва­си­лен­ко, Р. М. Гли­эр, А. Б. Голь­ден­вей­зер, А. Ф. Ге­ди­ке, К. С. Са­рад­жев, Д. Р. Ро­галь-Ле­виц­кий. Соз­да­тель тео­рии мет­ро­тек­то­низ­ма – уче­ния о муз. фор­ме, ос­но­ван­но­го на «за­ко­не рав­но­ве­сия вре­менны́х ве­ли­чин» (К. счи­тал его аб­со­лют­ным, об­щим для на­род­ной и ком­по­зи­тор­ской му­зы­ки). В 1922 при ГИМН соз­дал ла­бо­ра­то­рию мет­ро­тек­то­нич. ана­ли­за (с 1926 в со­ста­ве ГАХН). С це­лью по­пу­ля­ри­за­ции сво­ей тео­рии вы­сту­пал с лек­ция­ми в Гер­ма­нии и Фран­ции (1923, 1927–28). По­сле его смер­ти тео­рия мет­ро­тек­то­низ­ма бы­ла под­верг­ну­та офиц. кри­ти­ке. На­пи­сал ряд учеб­ни­ков, пе­ре­вёл с франц. яз. «Ру­ко­во­дство к прак­ти­че­ско­му изу­че­нию ин­ст­ру­мен­тов­ки» Э. Ги­ро (1892). Сре­ди осн. ра­бот: «Кри­ти­ка тра­ди­ци­онной тео­рии в об­лас­ти му­зы­каль­ной фор­мы» (1932), «Как ис­сле­ду­ет фор­му му­зы­каль­ных ор­га­низ­мов мет­ро­тек­то­ни­че­ский ме­тод» (1933), «На­уч­ное обос­но­ва­ние му­зы­каль­но­го син­так­си­са» (1935), «Эм­брио­ло­гия и мор­фо­ло­гия му­зы­каль­но­го ор­га­низ­ма» (на рус. и франц. язы­ках; не из­да­но). Ав­тор бале­та «Даи­та» (1896, моск. Боль­шой те­атр), ор­ке­ст­ро­вой кар­ти­ны «Лес шу­мит» (1890), сюи­ты для хо­ра и ор­ке­ст­ра «Из дет­ской жиз­ни» (1893).

Юлий (Жюль) Эду­ар­до­вич [18(30).1.1869, Мо­ск­ва – 3.12.1942, Ме­лен­ки, ны­не Вла­ди­мир­ской обл.], скри­пач, пе­да­гог и ком­по­зи­тор. В 1888 окон­чил Моск. конс. по клас­су скрип­ки И. В. Гржи­ма­ли. В 1889 со­вер­шен­ст­во­вал­ся у Л. Ж. Мас­са­ра в Па­ри­же, кон­цер­ти­ро­вал во Фран­ции, ра­бо­тал в ор­ке­ст­ре Э. Ко­лон­на и ор­ке­ст­ре Па­риж­ской опе­ры. В 1891–93 вы­сту­пал как со­лист и ра­бо­тал кон­церт­мей­сте­ром Сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра в Нью-Йор­ке. В 1893–1901 пре­по­да­вал иг­ру на скрип­ке в Моск. конс. Соз­дал свой квар­тет, вы­сту­пал в кон­цер­тах, в 1894 уча­ст­во­вал в пре­мье­ре «Эле­ги­че­ско­го трио» С. В. Рах­ма­ни­но­ва (совм. с ав­то­ром и А. А. Бран­ду­ко­вым). В 1919 как франц. под­дан­ный пере­се­лил­ся в Па­риж, ра­бо­тал в Рус. кон­сер­ва­то­рии, в Рос. муз. изд-ве С. А. Ку­се­виц­ко­го. В 1939 вер­нул­ся в Мо­ск­ву, пре­по­да­вал в Центр. за­оч­ном муз.-пе­да­го­гич. ин-те. Ав­тор Кон­цер­та для скрип­ки с ор­ке­ст­ром (1896), скри­пич­ных пьес и транс­крип­ций и др. Опуб­ли­ко­ва­ны его вос­по­ми­на­ния о П. И. Чай­ков­ском (П. И. Чай­ков­ский. Аль­ма­нах. Вып. 2. 2003).

Лев Эду­ар­до­вич [26.4(8.5).1871, Мо­ск­ва – 18.1.1944, Цин­цин­на­ти], пиа­нист, пе­да­гог, ком­по­зи­тор. Окон­чил Моск. конс. по клас­су фп. П. А. Паб­ста (1891) и по клас­су ком­по­зи­ции А. С. Арен­ско­го (1892). В 1893 он сде­лал пе­ре­ло­же­ние для фп. в 4 ру­ки 6-й сим­фо­нии П. И. Чай­ков­ско­го (в том же го­ду ис­пол­не­но Л. Э. Ко­ню­сом и С. И. Та­нее­вым). Наи­бо­лее яр­ко про­явил се­бя в пе­да­го­ги­ке. В 1890-е гг. ор­га­ни­зо­вал в Мо­ск­ве ча­ст­ную муз. шко­лу, где ра­бо­та­ли его род­ст­вен­ни­ки, Н. К. Мет­нер, С. М. Ко­зо­лу­пов. В 1912–20 пре­по­да­вал фп. в Моск. конс. (с 1918 проф.). С 1920 жил в Па­ри­же (уе­хал из СССР как франц. под­дан­ный), где вме­сте с Н. Н. Че­реп­ни­ным и др. ос­но­вал Рус. кон­сер­ва­то­рию, пре­по­да­вал в ней. В 1935 при со­дей­ст­вии сво­его дру­га С. В. Рах­ма­ни­но­ва пе­ре­ехал в США, пре­по­да­вал в муз. кол­лед­же в Цин­цин­на­ти.

Лит.: Г. Э. Ко­нюс. Ста­тьи, ма­те­риа­лы, вос­по­ми­на­ния. М., 1965; Ро­галь-Ле­виц­кий Д. Р. Г. Э. Ко­нюс // Вы­даю­щие­ся дея­те­ли тео­ре­ти­ко-ком­по­зи­тор­ско­го фа­куль­те­та Мо­с­ков­ской кон­сер­ва­то­рии. М., 1966; Г. Э. Ко­нюс. Ма­те­риа­лы, вос­по­ми­на­ния, пись­ма / Сост. Л. А. Ко­жев­ни­ко­ва, при уча­стии Н. Г. Ко­нюс. М., 1988; Ло­сев А. Ф. Па­мя­ти од­но­го свет­ло­го скеп­ти­ка // Что с на­ми про­ис­хо­дит. М., 1989; Ма­слов­ская Т. Ю. Ко­нюс: воз­вра­ще­ние на ро­ди­ну // Тру­ды Го­су­дар­ст­вен­но­го Цен­траль­но­го му­зея му­зы­каль­ной куль­ту­ры им. М. И. Глин­ки. Аль­ма­нах. М., 1999. Вып. 1.

Вернуться к началу