Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛИ́НДВОРТ КАРЛ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 297

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КЛИ́НДВОРТ (Klindworth) Карл (25.9.1830, Ган­но­вер – 27.7.1916, Штоль­пе, близ Ора­ни­ен­бур­га), нем. пиа­нист, ди­ри­жёр, пе­да­гог и ком­по­зи­тор. Учил­ся иг­ре на скрип­ке. В 1847–49 ди­ри­жёр орке­ст­ра пе­ре­движ­ной опер­ной труп­пы. В 1852–54 учил­ся у Ф. Лис­та в Вей­ма­ре, став од­ним из бли­жай­ших его дру­зей. С 1854 вы­сту­пал в Лон­до­не как пиа­нист, пре­по­да­вал; там же со­стоя­лось его зна­ком­ст­во с Р. Ваг­не­ром, по­ло­жив­шее на­ча­ло мно­го­лет­ней друж­бе. В се­зон 1861/62 ор­га­ни­зо­вал в Лон­до­не цик­лы сим­фо­нич., ка­мер­ных и во­каль­ных кон­цер­тов под назв. «Со­юз му­зы­каль­ных ис­кусств». С 1868 (по при­гла­ше­нию Н. Г. Ру­бин­штей­на) проф. Моск. конс. по клас­су фп. (сре­ди уче­ни­ков – С. М. Ля­пу­нов). Вер­нув­шись в Гер­ма­нию в 1882, совм. с Й. Ио­а­хи­мом и Ф. Вюль­не­ром ос­но­вал в Бер­ли­не «Фи­лар­мо­ни­че­ские кон­цер­ты», ди­ри­жи­ро­вал кон­цер­та­ми Ваг­не­ров­ско­го об-ва в Пот­сда­ме (где впер­вые ис­пол­нил 7-ю сим­фо­нию А. Брук­не­ра). В 1884 от­крыл в Бер­ли­не фп. шко­лу; по­сле её объ­е­ди­не­ния в 1893 со шко­лой К. Шар­вен­ки об­ра­зо­ва­лась т. н. кон­сер­ва­то­рия Клин­двор­та – Шар­вен­ки. К. при­об­рёл осо­бую из­вест­ность пе­ре­ло­же­ния­ми для фп., сре­ди них – исп. увер­тю­ры М. И. Глин­ки, фан­та­зия «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» П. И. Чай­ков­ско­го, Сим­фо­ния C-dur Ф. Шу­бер­та (для 2 фп.), Ре­к­ви­ем В. А. Мо­цар­та (для фп. в 4 ру­ки), ряд пар­ти­тур Г. Бер­лио­за, Дж. Рос­си­ни, А. Г. Ру­бин­штей­на, А. К. Ля­до­ва. Сде­лан­ные им кла­ви­ра­ус­цу­ги всех опер Ваг­не­ра, на­чи­ная с «Ри­ен­ци» (тет­ра­ло­гию «Коль­цо ни­бе­лун­га» К. пе­ре­ло­жил по прось­бе ком­по­зи­то­ра), впо­след­ст­вии не­од­но­крат­но пе­ре­из­да­ва­лись. К.  ре­дак­тор кла­вир­ных со­чи­не­ний И. С. Ба­ха, фп. со­нат Л. ван Бет­хо­ве­на, фп. со­чи­не­ний М. Кле­мен­ти, И. Б. Кра­ме­ра, Ф. Мен­дель­со­на, ПСС Ф. Шо­пе­на; пе­ре­ор­ке­ст­ро­вал 2-й фп. кон­церт Шо­пе­на. Ав­тор фп. пьес (в т. ч. «По­ло­нез-фан­та­зия») и пе­сен. Ком­по­зи­тор­ское да­ро­ва­ние и тех­ни­ку К. вы­со­ко це­нил Чай­ков­ский, по­свя­тив­ший ему неск. про­из­ве­де­ний (в т. ч. Боль­шую со­на­ту G-dur для фп.).

Лит.: Leichtentritt H. Das Konservatorium der Musik Klindworth-Scharwenka. 1881–1931. В., 1931; Чай­ков­ский и за­ру­беж­ные му­зы­кан­ты. Л., 1970; Лом­тев Д. Г. Не­мец­кие му­зы­кан­ты в Рос­сии: к ис­то­рии ста­нов­ле­ния рус­ских кон­сер­ва­то­рий. М., 1999.

Вернуться к началу