КЛИ́НДВОРТ КАРЛ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛИ́НДВОРТ (Klindworth) Карл (25.9.1830, Ганновер – 27.7.1916, Штольпе, близ Ораниенбурга), нем. пианист, дирижёр, педагог и композитор. Учился игре на скрипке. В 1847–49 дирижёр оркестра передвижной оперной труппы. В 1852–54 учился у Ф. Листа в Веймаре, став одним из ближайших его друзей. С 1854 выступал в Лондоне как пианист, преподавал; там же состоялось его знакомство с Р. Вагнером, положившее начало многолетней дружбе. В сезон 1861/62 организовал в Лондоне циклы симфонич., камерных и вокальных концертов под назв. «Союз музыкальных искусств». С 1868 (по приглашению Н. Г. Рубинштейна) проф. Моск. конс. по классу фп. (среди учеников – С. М. Ляпунов). Вернувшись в Германию в 1882, совм. с Й. Иоахимом и Ф. Вюльнером основал в Берлине «Филармонические концерты», дирижировал концертами Вагнеровского об-ва в Потсдаме (где впервые исполнил 7-ю симфонию А. Брукнера). В 1884 открыл в Берлине фп. школу; после её объединения в 1893 со школой К. Шарвенки образовалась т. н. консерватория Клиндворта – Шарвенки. К. приобрёл особую известность переложениями для фп., среди них – исп. увертюры М. И. Глинки, фантазия «Франческа да Римини» П. И. Чайковского, Симфония C-dur Ф. Шуберта (для 2 фп.), Реквием В. А. Моцарта (для фп. в 4 руки), ряд партитур Г. Берлиоза, Дж. Россини, А. Г. Рубинштейна, А. К. Лядова. Сделанные им клавираусцуги всех опер Вагнера, начиная с «Риенци» (тетралогию «Кольцо нибелунга» К. переложил по просьбе композитора), впоследствии неоднократно переиздавались. К. – редактор клавирных сочинений И. С. Баха, фп. сонат Л. ван Бетховена, фп. сочинений М. Клементи, И. Б. Крамера, Ф. Мендельсона, ПСС Ф. Шопена; переоркестровал 2-й фп. концерт Шопена. Автор фп. пьес (в т. ч. «Полонез-фантазия») и песен. Композиторское дарование и технику К. высоко ценил Чайковский, посвятивший ему неск. произведений (в т. ч. Большую сонату G-dur для фп.).