Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГА́РНЕР ЭРРОЛЛ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Романчиков

ГА́РНЕР (Garner) Эрролл (15.6.1921, по другим данным, 15.6.1923, Питтсбург, Пенсильвания – 2.1.1977, Лос-Анджелес; похоронен в Питтсбурге), американский джазовый пианист и композитор. Один из самых популярных в 20 в. джазовых пианистов. Из афроамериканской семьи, игре на фортепиано и импровизации научился самостоятельно, до зрелых лет не знал нотной грамоты. В юности выступал по Питтсбургскому радио и в местных клубах с разными оркестрами, в т. ч. в 1938–41 играл в оркестре Л. Брауна. В 1944 переехал в Нью-Йорк, вошёл в состав джазового трио с контрабасистом Слэмом Стюартом (1914–87) и гитаристом Тайни Граймзом (1916–89). В 1945 основал собственное трио (фортепиано, контрабас, ударные) и записал с ним грампластинки «Cocktail time» (1947), «Yesterdays» (1949), «Penthouse serenade» (1949), «Serenade to Laura» (1949, выпущена в 1955). В 1947 играл и записывался с Ч. Паркером, однако новый джазовый стиль бибоп (ведущим представителем которого был Паркер) не оказал на Г. заметного влияния. В 1948 принял участие в международном джазовом фестивале в Париже. Расцвет творчества Г. пришёлся на 2-ю пол. 1950-х – 1960-е гг., мировую известность ему принесли выпущенные в 1955 альбомы «Concert by the sea» и «Contrasts». В 1957 записал с Кливлендским оркестром альбом «Other voices», с того же года и до кон. 1960-х гг. с успехом гастролировал в Европе. Выступал в Карнеги-холле (впервые как солист в 1959), «Консертгебау» (1958) и др. престижных концертных залах.

В репертуаре Г.-пианиста преобладали обработки джазовых стандартов и популярных песен: «Sophisticated lady» Дюка Эллингтона, «The man I love» Дж. Гершвина, «How deep is the ocean?» И. Берлина, «Lullaby of Birdland» Дж. Ширинга, «Самба на одной ноте» А. К. Жобина, темы из мюзиклов К. Вайля и Ф. Лоу и др. Для фортепианного стиля типичны пышное гармоническое и фактурное колорирование темы (Г. охотно применял технику блок-аккордов и др.), синкопированная ритмика (исполнял мелодические фразы, а порой и целые периоды с небольшой задержкой против долей метрической сетки), постоянное использование гемиолы и других особых видов ритмического деления. Концертные интерпретации джазовых стандартов Г. предварял, как правило, небольшими виртуозными соло в свободной ритмике и «рапсодической» фактуре. Вместе с тем виртуозность как таковая не была самоцелью Г., его импровизации (даже в концертной практике) не превышали «среднюю меру» протяжённости и строго выдерживались с точки зрения доступности для «среднего слушателя».

Как композитор прославился балладой «Misty» (1954; в кон. 1950-х гг. Дж. Бёрк написал к ней текст), которая стала популярнейшим джазовым стандартом, её интерпретировали Э. Фицджералд, С. Воан, Ф. Синатра, С. Гетц, Б. Брукмайер, О. Питерсон, Д. Гордон, Ф. Хаббард, Дж. Матиз и многие другие. Среди других композиций – «Dreamy», «Mambo Erroll», «That’s my kick», «Blues Garni». Автор музыки к художественному фильму «Новый вид любви» (1963, режиссёр М. Шейвелсон).

О творчестве Г. снят документальный фильм (2012, режиссёр А. Брейди).

Его брат Линтон Гарнер (1915–2003) – джазовый пианист.

Лит.: Doran J. M. Erroll Garner: The most happy piano. Metuchen, NJ,  1985.

Вернуться к началу