ДЖА́ЗОВЫЙ СТАНДА́РТ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖА́ЗОВЫЙ СТАНДА́РТ (англ. jazz standard), эвергрин (англ. evergreen, букв. – вечнозелёный), песня (в т. ч. эстрадная популярная) или инструментальная пьеса – часть общеизвестного джазового репертуара. Джазовый стандарт используется джазменом как основа для индивидуальной или групповой – спонтанной (например, в ходе джем-сэшн) или студийной – обработки (импровизации). Общее число джазовых стандартов точно не установлено, составляет несколько сотен пьес. Чаще всего в качестве джазового стандарта используются композиции американских (реже латиноамериканских и европейских) композиторов: песни Дж. Гершвина (из мюзиклов и оперы «Порги и Бесс»: «Oh, lady be good!», «The man I love», «I got rhythm», «Summertime»), К. Портера («What is this thing called love?», «Night and day»), Х. Кармайкла [«Stardust» («Звёздная пыль») ], Дж. Керна («All the things you are»), М. Льюиса [«How high the moon» («Как высока луна») ], Ж. Космы [«Les feuilles mortes» («Осенние листья»)], В. Дюка [«I can’t get started» («Я не могу начать»), «April in Paris» («Апрель в Париже»)], инструментальные пьесы Дюка Эллингтона и музыкантов его оркестра [«Take the 'A' train» («Садись в поезд 'A'»), «Caravan», «Satin doll» («Сатиновая кукла»)], Дж. Грина [«Body and soul» («Душа и тело»)], Э. Гарнера («Misty»), Диззи Гиллеспи [«Night in Tunisia» («Ночь в Тунисе»)], Т. Монка [«’Round midnight» («Около полуночи»)], А. К. Жобина («Дезафинадо», «Девушка из Ипанемы»), П. Дезмонда («Take five») и многие другие. В ходе обработки джазового стандарта музыкант варьирует (обычно в сторону усложнения) ритм, гармонию и мелодию оригинальной пьесы, иногда (особенно в авангардных стилевых направлениях джаза) меняя их до неузнаваемости.