МЕЙЕРБЕ́Р
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕЙЕРБЕ́Р (Meyerbeer) Джакомо (настоящие имя и фамилия Якоб Либман Бер, Beer; Мейер – имя деда по материнской линии) (5.9.1791, Тасдорф, близ Берлина – 2.5.1864, Париж; похоронен в Берлине), немецкий и французский композитор, дирижёр. Сын Я. Х. Бера – банкира, видного деятеля еврейской общины Берлина. Учился игре на фортепиано у Ф. Лауска, с 1803 – у М. Клементи, теории музыки и композиции – у К. Ф. Цельтера, Б. А. Вебера, с 1810 – в Дармштадте у Г. Й. Фоглера. С 1811 придворный музыкант в Дармштадте. Первые оперы М. (в том числе дебютная – «Клятва Иевфая», 1812, Мюнхен) не имели успеха. В 1816–24 М. жил в Италии, осваивая оперный стиль Дж. Россини и других итальянских композиторов; среди написанных здесь опер – «Маргарита Анжуйская» (1820), «Изгнанник из Гренады» (1822; обе – «Ла Скала», Милан). Мировую известность М. принесла опера («героическая мелодрама») «Крестоносец в Египте» (1824, Венеция), с блеском поставленная Дж. Россини на сцене «Театр Итальен» в Париже (1825; в главной женской роли – Дж. Паста). В 1827–42 М. жил преимущественно во Франции, познакомился с Э. Скрибом, на либретто которого написал оперы (поставлены в Парижской опере) «Роберт-дьявол» (1831) и «Гугеноты» (1836; в России шла под названием «Гвельфы и гибеллины»). В 1842–46 по предложению прусского короля Фридриха Вильгельма IV был музыкальным руководителем Придворного театра в Берлине, где ставил оперы К. М. фон Вебера, Р. Вагнера, выступал как дирижёр. В этот период им написаны многие сочинения «на случай» (кантаты, торжественные марши, танцы и др.), опера-зингшпиль «Полевой лагерь в Силезии» (либретто Скриба в немецком переводе Л. Рельштаба), поставленная в 1844 (Придворный театр в Берлине) с участием певицы Ж. Линд, в дальнейшем постоянной исполнительницы партий в операх М.; эта опера более известна во французском варианте под названием «Северная звезда» (Парижская опера, 1854). В 1846 М. вернулся в Париж, где с большим успехом прошла премьера его оперы «Пророк» (на либретто Скриба, Парижская опера, 1849, в главной женской роли – П. Виардо-Гарсия; в России шла под названиями «Осада Гента» и «Иоанн Лейденский»). По предложению театра «Опера-Комик» создал оперу «Плоэрмельское прощение» («Динора», либретто Ж. Барбье и М. Карре, 1859). Опера «Африканка» (другое название «Васко да Гама»), над которой М. работал несколько лет, была поставлена уже после смерти композитора (Парижская опера, 1865).
Один из самых популярных оперных композиторов 19 в. (автор 16 опер). «Роберт-дьявол», «Гугеноты» и «Пророк» – образцы жанра большой оперы, им свойственны острые сюжеты с побочными линиями, 5-актное строение с хорами и балетными номерами, драматические ансамбли, блестящий вокальный стиль, красочная массивная оркестровка, множество внешних эффектов в сценических и музыкальных приёмах; наиболее законченное выражение жанр большой оперы нашёл в «Гугенотах» (в основе сюжета – события Варфоломеевской ночи, по «Хронике Карла IX» П. Мериме). В операх «Плоэрмельское прощение» и «Африканка» проявились черты лирической оперы. Современники композитора говорили об эклектизме музыкального языка М., объединившего разные национальные черты (его критиковали К. М. фон Вебер, Р. Шуман, Р. Вагнер, А. Н. Серов) и отличающегося обилием «общих мест»; при этом стиль большой оперы М. оказал влияние на некоторые оперы Г. Доницетти, Дж. Верди, А. Н. Серова («Юдифь», «Рогнеда»), П. И. Чайковского («Орлеанская дева»). Среди других сочинений М.: многоголосные псалмы; духовные песни на стихи Ф. Г. Клопштока; песни и романсы на немецкие (Г. Гейне, В. Мюллер и др.), французские и итальянские тексты; музыка к спектаклям драматического театра.
Соч.: Briefwechsel und Tagebücher / Hrsg. H. Becker. В., 1960–2006–. Bd 1–8–.
Лит.: Соллертинский И. И. Дж. Мейербер. Л., 1936. M., 1962; Кремлев Ю. Дж. Мейербер. Очерк жизни и творчества. Л., 1936; Becker H. Der Fall Heine-Meyerbeer. В., 1958; Хохловкина А. Западноевропейская опера. Конец XVIII – 1-я половина XIX в. Очерки. M., 1962; G. Meyerbeer in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten / Hrsg. H. Becker. Reinbek, 1980; Becker H., Becker G. G. Meyerbeer: ein Leben in Briefen. Wilhelmshaven, 1983; Segalini S. Meyerbeer: diable ou prophète? P., 1985; Zimmermann R. G. Meyerbeer: eine Biographie nach Dokumenten. B., 1991; G. Meyerbeer – Weltbürger der Musik / Hrsg. H. Becker, G. Becker. Wiesbaden, 1991; Meyerbeer-Studien. Münch., 1997–1998. Вd 1–4.