Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФО́ГЛЕР ГЕОРГ ЙОЗЕФ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 448

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФО́ГЛЕР (Vogler) Ге­орг Йо­зеф (15.6.1749, Вюрц­бург – 6.5.1814, Дарм­штадт), нем. тео­ре­тик му­зы­ки, пе­да­гог, ор­ган­ный мас­тер. Аб­бат. Изу­чал пра­во в Вюрц­бур­ге и Бам­бер­ге, му­зы­ку – у Дж. Б. Мар­ти­ни в Бо­ло­нье, тео­ло­гию – у Ф. А. Вал­лот­ти в Па­дуе. Слу­жил ка­пель­мей­сте­ром в Ман­гей­ме (с 1775 до сер. 1780-х гг.), Мюн­хе­не (1784–86) и Сток­голь­ме (1786–1799). Ос­но­вал муз. шко­лы в Ман­гей­ме (1776) и Сток­голь­ме. В кон. 1790-х – нач. 1800-х гг. со­вер­шил по­езд­ки в Ко­пен­га­ген, Бер­лин, Пра­гу и Ве­ну (здесь по­зна­ко­мил­ся с Й. Гайд­ном, со­рев­но­вал­ся в фп. им­про­ви­за­ции с Л. ван Бет­хо­ве­ном). В Ве­не у Ф. учил­ся К. М. фон Ве­бер. С 1807 жил в Дарм­штад­те, слу­жил ка­пель­мей­сте­ром, пре­по­да­вал (сре­ди уче­ни­ков – Дж. Мей­ер­бер), ра­бо­тал как ор­ган­ный мас­тер.

В муз.-тео­ре­тич. тру­дах вы­сту­пил как по­сле­до­ва­тель Ж. Ф. Ра­мо, раз­ви­вая функ­цио­наль­ное уче­ние о гар­мо­нии. Гл. ме­тод тео­ре­тич. ана­ли­за Ф. – гар­мо­ни­че­ская ре­дук­ция, при ко­то­рой вся муз. ткань сво­дит­ся к по­сле­до­ва­тель­но­сти ак­кор­дов с вы­де­ле­ни­ем ос­нов­но­го то­на («фун­да­мен­таль­но­го ба­са»). В его эс­се, в т. ч. опуб­ли­ко­ван­ных под назв. «Раз­мыш­ле­ния о ман­гейм­ской ком­по­зи­тор­ской шко­ле» («Betrachtungen der Mann­heimer Tonschule», Bd 1–3, 1778–81), пред­став­лен ана­лиз муз. со­чи­не­ний, их сти­лей и тех­ник. В ор­га­но­строе­нии (впер­вые – в ор­га­не-пор­та­ти­ве «Ор­ке­ст­ри­он»; Рот­тер­дам, 1790) ис­поль­зо­вал аку­стич. свой­ст­ва раз­но­ст­ных ком­би­на­ци­он­ных то­нов, что да­ло воз­мож­ность умень­шить раз­ме­ры ор­га­нов и со­кра­тить за­тра­ты на их про­из­вод­ст­во. Мо­но­гра­фия Ф. об И. С. Ба­хе (1802), ис­точ­ни­ком ко­то­рой по­слу­жи­ли пря­мые сви­де­тель­ст­ва сы­но­вей Ба­ха, не ут­ра­ти­ла сво­его зна­че­ния до на­ших дней.

Соч.: Tonwissenschaft und Tonsetzkunst. Mann­heim, 1776; Stimmbildungskunst. Mann­heim, 1776; Handbuch zur Harmonielehre und für den Generalbass. Prag, 1802; Gründliche Anleitung zum Clavierstimmen. Stuttg., 1807.

Лит.: Rupp E. Abbé Vogler als Mensch, Mu­siker und Orgelbautheoretiker unter besonde­rer Berücksichtigung des sogenannten «Simpli­fi­cation­s­systems». Augsburg, 1922; Grave F., Grave M. In praise of harmony: the teachings of Abbé G. J. Vogler. Lincoln, 1987.

Вернуться к началу