Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОЛЬША́Я О́ПЕРА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. О. Чехович

БОЛЬША́Я О́ПЕРА (франц. grand opéra), оперный жанр, возникший во Франции в 1-й пол. 19 в. Для Б. о. характерны монументальность, историко-героич. сюжеты, остроконфликтные драматич. коллизии, красочность и декоративность, эффектное использование массовых (хоровых и балетных) сцен. Личная драма героев развёртывается на фоне масштабных социально-историч. событий. Фундамент жанра заложил Г. Спонтини оперой «Весталка» (1807), значит. вехами в развитии Б. о. явились «Немая из Портичи» («Фенелла», 1828) Д. Ф. Э. Обера (первая Б. о. на реальный историч. сюжет) и «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1829). Романтизм, утвердившийся во франц. худож. культуре 1830-х гг., нашёл выражение в больших операх Дж. Мейербера с их остросюжетной фабулой, 5-актным построением, монументальными массовыми сценами, драматургией антитез, напряжённо-драматич. ансамблями, многообразием вокальных средств (ария, куплетная песня, романс, драматич. речитатив), возросшей ролью оркестра («Гугеноты», 1836). В жанре Б. о. написан также ряд произведений Ф. Галеви («Жидовка», 1835). В 1850-х гг. Б. о. постепенно утратила своё ведущее положение, уступив первенство лирической опере (возникшей как антитеза Б. о.). Отд. элементы Б. о. использовались композиторами разл. творч. направлений и нац. школ (М. И. Глинка, А. Н. Серов, П. И. Чайковский, Р. Вагнер, Дж. Верди).

Лит. см. при ст. Опера.

Вернуться к началу