МЕЙЕРБЕ́Р
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕЙЕРБЕ́Р (Meyerbeer) Джакомо (наст. имя и фам. Яаков Либман Бер, Beer; Мейер – имя деда по материнской линии) (5.9.1791, Тасдорф, близ Берлина – 2.5.1864, Париж; похоронен в Берлине), нем. и франц. композитор, дирижёр. Сын Я. Х. Бера – банкира, видного деятеля евр. общины Берлина. Учился игре на фп. у Ф. Лауска, с 1803 – у М. Клементи, теории музыки и композиции – у К. Ф. Цельтера, Б. А. Вебера, с 1810 – в Дармштадте у Г. Й. Фоглера. С 1811 придворный музыкант в Дармштадте. Первые оперы М. (в т. ч. дебютная «Клятва Иевфая», 1812, Мюнхен) не имели успеха. В 1816–24 М. жил в Италии, осваивая оперный стиль Дж. Россини и др. итал. композиторов; среди написанных здесь опер – «Маргарита Анжуйская» (1820), «Изгнанник из Гренады» (1822; обе – «Ла Скала», Милан). Мировую известность М. принесла опера («героическая мелодрама») «Крестоносец в Египте» (1824, Венеция), с блеском поставленная Россини на сцене «Театр Итальен» в Париже (1825; в гл. женской роли – Дж. Паста). В 1827–42 М. жил преим. во Франции, познакомился с Э. Скрибом, на либр. которого написал оперы (поставлены в Парижской опере) «Роберт-дьявол» (1831) и «Гугеноты» (1835; в России шла под назв. «Гвельфы и гибеллины»). В 1842–1846 по предложению прус. короля Фридриха Вильгельма IV был муз. руководителем Придворного театра в Берлине, где ставил оперы К. М. фон Вебера, Р. Вагнера, выступал как дирижёр. В этот период им написаны мн. сочинения «на случай» (кантаты, торжеств. марши, танцы и др.), опера-зингшпиль «Полевой лагерь в Силезии» (либр. Скриба в нем. пер. Л. Рельштаба), поставленная в 1844 (Придворный театр в Берлине) с участием певицы Ж. Линд, в дальнейшем постоянной исполнительницы партий в операх М.; эта опера более известна во франц. варианте под назв. «Северная звезда» (Парижская опера, 1854). В 1846 М. вернулся в Париж, где с большим успехом прошла премьера его оперы «Пророк» (на либр. Скриба, Парижская опера, 1849, в гл. женской роли – П. Виардо-Гарсия; в России шла под названиями «Осада Гента» и «Иоанн Лейденский»). По предложению театра «Опера-Комик» создал оперу «Плоэрмельское прощение» («Динора», либр. Ж. Барбье и М. Карре, 1859). Опера «Африканка» (др. назв. «Васко да Гама»), над которой М. работал неск. лет, поставлена уже после смерти композитора (Парижская опера, 1865).
Один из самых популярных оперных композиторов 19 в. (автор 16 опер). «Роберт-дьявол», «Гугеноты» и «Пророк» – образцы жанра большой оперы, им свойственны острые сюжеты с побочными линиями, 5-актное строение с хорами и балетными номерами, драматич. ансамбли, блестящий вокальный стиль, красочная массивная оркестровка, множество внешних эффектов в сценич. и муз. приёмах; наиболее законченное выражение жанр большой оперы нашёл в «Гугенотах» (в основе сюжета – события Варфоломеевской ночи, по «Хронике Карла IX» П. Мериме). В операх «Плоэрмельское прощение» и «Африканка» проявились черты лирической оперы. Современники композитора говорили об эклектизме муз. языка М., объединившего разные нац. черты (его критиковали К. М. фон Вебер, Р. Шуман, Р. Вагнер, А. Н. Серов) и отличающегося обилием «общих мест»; при этом стиль большой оперы М. оказал влияние на некоторые оперы Г. Доницетти, Дж. Верди, Вагнера («Риенци»), Серова («Юдифь», «Рогнеда»), П. И. Чайковского («Орлеанская дева»). Среди др. сочинений М.: ряд многоголосных псалмов; духовные песни на стихи Ф. Г. Клопштока; песни и романсы на нем. (слова Г. Гейне, В. Мюллера и др.), франц. и итал. тексты; музыка к спектаклям драматич. театра.