Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕЙЕРБЕ́Р

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 600-601

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МЕЙЕРБЕ́Р (Meyerbeer) Джа­ко­мо (наст. имя и фам. Яа­ков Либ­ман Бер, Beer; Мей­ер – имя де­да по ма­те­рин­ской ли­нии) (5.9.1791, Тас­дорф, близ Бер­ли­на – 2.5.1864, Па­риж; по­хо­ро­нен в Бер­ли­не), нем. и франц. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр. Сын Я. Х. Бе­ра – бан­ки­ра, вид­но­го дея­те­ля евр. об­щи­ны Бер­ли­на. Учил­ся иг­ре на фп. у Ф. Лау­ска, с 1803 – у М. Кле­мен­ти, те­о­рии му­зы­ки и ком­по­зи­ции – у К. Ф. Цель­те­ра, Б. А. Ве­бе­ра, с 1810 – в Дарм­штад­те у Г. Й. Фог­ле­ра. С 1811 при­двор­ный му­зы­кант в Дарм­штад­те. Пер­вые опе­ры М. (в т. ч. де­бют­ная «Клят­ва Иев­фая», 1812, Мюн­хен) не име­ли ус­пе­ха. В 1816–24 М. жил в Ита­лии, ос­ваи­вая опер­ный стиль Дж. Рос­си­ни и др. итал. ком­по­зи­то­ров; сре­ди на­пи­сан­ных здесь опер – «Мар­га­ри­та Ан­жуй­ская» (1820), «Из­гнан­ник из Гре­на­ды» (1822; обе – «Ла Ска­ла», Ми­лан). Ми­ро­вую из­вест­ность М. при­нес­ла опе­ра («ге­рои­че­ская ме­ло­дра­ма») «Кре­сто­но­сец в Егип­те» (1824, Ве­не­ция), с бле­ском по­став­лен­ная Рос­си­ни на сце­не «Те­атр Италь­ен» в Па­ри­же (1825; в гл. жен­ской ро­ли – Дж. Пас­та). В 1827–42 М. жил пре­им. во Фран­ции, по­зна­ко­мил­ся с Э. Скри­бом, на либр. ко­то­ро­го на­пи­сал опе­ры (по­став­ле­ны в Па­риж­ской опе­ре) «Ро­берт-дья­вол» (1831) и «Гу­ге­но­ты» (1835; в Рос­сии шла под назв. «Гвель­фы и ги­бел­ли­ны»). В 1842–1846 по пред­ло­же­нию прус. ко­ро­ля Фрид­ри­ха Виль­гель­ма IV был муз. ру­ко­во­ди­те­лем При­двор­но­го те­ат­ра в Бер­ли­не, где ста­вил опе­ры К. М. фон Ве­бе­ра, Р. Ваг­не­ра, вы­сту­пал как ди­ри­жёр. В этот пе­ри­од им на­пи­са­ны мн. со­чи­не­ния «на слу­чай» (кан­та­ты, тор­жеств. мар­ши, тан­цы и др.), опе­ра-зин­гш­пиль «По­ле­вой ла­герь в Си­ле­зии» (либр. Скри­ба в нем. пер. Л. Рель­шта­ба), по­став­лен­ная в 1844 (При­двор­ный те­атр в Бер­ли­не) с уча­сти­ем пе­ви­цы Ж. Линд, в даль­ней­шем по­сто­ян­ной ис­пол­ни­тель­ни­цы пар­тий в опе­рах М.; эта опе­ра более из­вест­на во франц. ва­ри­ан­те под назв. «Се­вер­ная звез­да» (Па­риж­ская опе­ра, 1854). В 1846 М. вер­нул­ся в Па­риж, где с боль­шим ус­пе­хом про­шла пре­мье­ра его опе­ры «Про­рок» (на либр. Скри­ба, Па­риж­ская опе­ра, 1849, в гл. жен­ской ро­ли – П. Ви­ар­до-Гар­сия; в Рос­сии шла под на­зва­ния­ми «Оса­да Ген­та» и «Ио­анн Лей­ден­ский»). По пред­ло­же­нию те­ат­ра «Опе­ра-Ко­мик» соз­дал опе­ру «Пло­эр­мель­ское про­ще­ние» («Ди­но­ра», либр. Ж. Бар­бье и М. Кар­ре, 1859). Опе­ра «Аф­ри­кан­ка» (др. назв. «Вас­ко да Га­ма»), над ко­то­рой М. ра­бо­тал неск. лет, по­став­ле­на уже по­сле смер­ти ком­по­зи­то­ра (Па­риж­ская опе­ра, 1865).

Один из са­мых по­пу­ляр­ных опер­ных ком­по­зи­то­ров 19 в. (ав­тор 16 опер). «Ро­берт-дья­вол», «Гу­ге­но­ты» и «Про­рок» – об­раз­цы жан­ра боль­шой опе­ры, им свой­ст­вен­ны ост­рые сю­же­ты с по­боч­ны­ми ли­ния­ми, 5-акт­ное строе­ние с хо­ра­ми и ба­лет­ны­ми но­ме­ра­ми, дра­ма­тич. ан­самб­ли, бле­стя­щий во­каль­ный стиль, кра­соч­ная мас­сив­ная ор­ке­ст­ров­ка, мно­же­ст­во внеш­них эф­фек­тов в сце­нич. и муз. приё­мах; наи­бо­лее за­кон­чен­ное вы­ра­же­ние жанр боль­шой опе­ры на­шёл в «Гу­ге­но­тах» (в ос­но­ве сю­же­та – со­бы­тия Вар­фо­ло­ме­ев­ской но­чи, по «Хро­ни­ке Кар­ла IX» П. Ме­ри­ме). В опе­рах «Пло­эр­мель­ское про­ще­ние» и «Аф­ри­кан­ка» про­яви­лись чер­ты ли­ри­че­ской опе­ры. Со­вре­мен­ни­ки ком­по­зи­то­ра го­во­ри­ли об эк­лек­тиз­ме муз. язы­ка М., объ­е­ди­нив­ше­го раз­ные нац. чер­ты (его кри­ти­ко­ва­ли К. М. фон Ве­бер, Р. Шу­ман, Р. Ваг­нер, А. Н. Се­ров) и от­ли­чаю­ще­го­ся оби­ли­ем «об­щих мест»; при этом стиль боль­шой опе­ры М. ока­зал влия­ние на не­ко­то­рые опе­ры Г. До­ни­цет­ти, Дж. Вер­ди, Ваг­не­ра («Ри­ен­ци»), Се­ро­ва («Юдифь», «Рог­не­да»), П. И. Чай­ков­ско­го («Ор­ле­ан­ская де­ва»). Сре­ди др. со­чи­не­ний М.: ряд мно­го­го­лос­ных псал­мов; ду­хов­ные пес­ни на сти­хи Ф. Г. Клоп­што­ка; пес­ни и ро­ман­сы на нем. (сло­ва Г. Гей­не, В. Мюл­ле­ра и др.), франц. и итал. тек­сты; му­зы­ка к спек­так­лям драматич. те­ат­ра.

Соч.: Briefwechsel und Tagebücher / Hrsg. H. Becker. В., 1960–2006–. Bd 1–8–.

Лит.: Сол­лер­тин­ский И. И. Дж. Мей­ер­бер. Л., 1936. M., 1962; Крем­лев Ю. Дж. Мей­ер­бер. Очерк жиз­ни и твор­че­ст­ва. Л., 1936; Becker H. Der Fall Heine-Meyerbeer. В., 1958; Хох­лов­ки­на А. За­пад­но­ев­ро­пей­ская опе­ра. Ко­нец XVIII – 1-я по­ло­ви­на XIX в. Очер­ки. M., 1962; G. Meyerbeer in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten / Hrsg. H. Becker. Rein­bek, 1980; Becker H., Becker G. G. Meyerbeer: ein Leben in Briefen. Wilhelmshaven, 1983; Se­ga­lini S. Meyerbeer: diable ou prophète? P., 1985; Zimmermann R. G. Meyerbeer: eine Bio­graphie nach Dokumenten. B., 1991; G. Meyer­beer – Weltbürger der Musik / Hrsg. H. Becker, G. Becker. Wiesbaden, 1991; Meyerbeer-Stu­dien. Münch., 1997–1998. Вd 1–4.

Вернуться к началу