МИХА́ЙЛОВСКИЙ ТЕА́ТР
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИХА́ЙЛОВСКИЙ ТЕА́ТР, рос. оперно-балетный театр в С.-Петербурге. Назван в честь вел. кн. Михаила Павловича. Открыт в 1833. До Февр. революции 1917 входил в систему имп. театров. Неск. раз менял названия: с 1920 Гос. академич. театр комич. оперы, с 1921 Малый петрогр. гос. академич. театр, с 1926 Гос. академич. Малый оперный театр (МАЛЕГОТ), с 1964 Малый академич. ленингр. театр оперы и балета, с 1989 С.-Петерб. академич. театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского. В 2001 театру возвращено его первоначальное название.
Здание на Михайловской пл. (ныне пл. Искусств) в стиле позднего классицизма выстроено в 1831–33 арх. А. П. Брюлловым на основе проекта жилого дома, запланированного на этом месте К. И. Росси. В 1859–60 оно было расширено арх. А. К. Кавосом; интерьеры получили оформление в духе эклектизма. Первые спектакли – балет «Амур в деревне» (балетм. А. Бланш) и водевиль «Знакомые незнакомцы» П. А. Каратыгина в исполнении труппы Александринского театра; первоначально помещение использовалось в осн. как концертный зал. С 1859 здесь проходили гастроли итал., нем. и франц. трупп (опера, драма, оперетта), с кон. 1870-х гг. до 1917 играла постоянная труппа франц. комедии. В 1894–98 давались оперные спектакли Мариинского театра (во время его реконструкции).
С 1918 – оперный театр с собств. оркестром, хором и художественно-постановочной частью, солисты первоначально привлекались из Гос. академич. театра оперы и балета (быв. Мариинский). В 1931 театр получил собств. оперную труппу, в 1933 – балетную.
В первые годы сов. власти театр ставил камерные («Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, 1919; «Ёлка» В. И. Ребикова, «Рафаэль» А. С. Аренского, «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова, все 1921), лирические («Луиза» Г. Шарпантье, «Вертер» Ж. Массне, обе 1920) и комические («Золотой петушок» Римского-Корсакова, 1923) оперы, классич. оперетты. С сер. 1920-х гг. активно работал над произведениями сов. композиторов, здесь были впервые поставлены оперы «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1934), балет «Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича (1935), балет «Кавказский пленник» Б. В. Асафьева (1938) и др. В историю вошла новаторская постановка оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского, осуществлённая В. Э. Мейерхольдом (1935). В 1941–44 театр эвакуирован в Оренбург. В 1940–1970-е гг., продолжая пропагандировать сов. оперы и балеты, театр ориентировался на забытые и редко исполняемые на отеч. сцене сочинения. Впервые поставлены: оперы – «Война и мир» С. С. Прокофьева (1946), «Виринея» С. М. Слонимского (1967), «Горцы» Ш. Р. Чалаева (1971); балеты – «Барышня и хулиган» (1962) и «Одиннадцатая симфония» (1966) на музыку Шостаковича, «Ярославна» Б. И. Тищенко (1974). Среди др. постановок: оперы – «Летучий голландец» Р. Вагнера (1957), «Эсмеральда» А. С. Даргомыжского (1958), «Отелло» Дж. Верди (1962), «Принцесса Турандот» Дж. Пуччини (1963), «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (1972), «Не только любовь» Р. К. Щедрина (1973); балеты – «Семь красавиц» К. Караева (1953), «Петрушка» (1961) и «Весна священная» (1969) И. Ф. Стравинского, «Антоний и Клеопатра» Э. Л. Лазарева (1968), «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (1971), «Гаянэ» А. И. Хачатуряна (1972), «Коппелия» Л. Делиба (1973). В 1980-е гг. началось возрождение на этой сцене рус. классики: поставлены оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина. Среди новых произведений – опера «Пугачёв» В. А. Кобекина (1983). Основу совр. репертуара составляют классич. оперы и балеты, среди постановок: оперы – «Русалка» А. Дворжака (2009), «Иудейка» («Дочь кардинала») Ж. Ф. Галеви, «Катя Кабанова» Л. Яначека (обе 2010), «Богема» Пуччини (2011); балеты – «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (хореограф О. М. Виноградов), «Павана мавра» на музыку Г. Пёрселла (хореограф Х. Лимон; оба 2008), «Лебединое озеро» Чайковского (хореография М. И. Петипа, Л. И. Иванова, А. А. Горского, А. М. Мессерера в редакции М. Г. Мессерера, 2009), «Лауренсия» А. А. Крейна (хореограф В. М. Чабукиани, редакция М. Г. Мессерера, 2010). В разные годы в театре работали: дирижёры – С. А. Самосуд, Б. Э. Хайкин, Э. П. Грикуров, А. С. Дмитриев, А. А. Аниханов; режиссёры – Н. В. Смолич, Э. Е. Пасынков, С. Л. Гаудасинский; художник В. А. Окунев; балетмейстеры – Ф. В. Лопухов, Л. М. Лавровский, Б. А. Фенстер, И. Д. Бельский, О. М. Виноградов, Н. Н. Боярчиков, Ф. С. Рузиматов; певцы – Н. Л. Вельтер, С. Н. Шапошников, Е. Е. Нестеренко, Е. П. Целовальник, Н. П. Охотников, К. И. Плужников, С. П. Лейферкус, Ю. М. Марусин, В. М. Огновенко и др.; среди артистов балета – Н. А. Долгушин. С 2009 муз. рук. и гл. дирижёр – П. Феранец (Словакия; до 2011), гл. балетмейстер – М. Г. Мессерер. В 2011 худ. рук. балетной труппы стал исп. хореограф Н. Дуато, репертуар пополнили его одноактные балеты: «Nunc Dimittis» на музыку А. Пярта и Д. Азагра, «Без слов» на музыку Ф. Шуберта, «Дуэндэ» на музыку К. Дебюсси, «Прелюдия» на музыку Г. Ф. Генделя, Л. ван Бетховена, Б. Бриттена (все 2011).