Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИХА́ЙЛОВСКИЙ ТЕА́ТР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 497

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МИХА́ЙЛОВСКИЙ ТЕА́ТР, рос. опер­но-ба­лет­ный те­атр в С.-Пе­тер­бур­ге. На­зван в честь вел. кн. Ми­хаи­ла Пав­ло­ви­ча. От­крыт в 1833. До Февр. ре­во­лю­ции 1917 вхо­дил в си­сте­му имп. те­ат­ров. Неск. раз ме­нял на­зва­ния: с 1920 Гос. ака­де­мич. те­атр ко­мич. опе­ры, с 1921 Ма­лый пет­ро­гр. гос. ака­де­мич. те­атр, с 1926 Гос. ака­де­мич. Ма­лый опер­ный те­атр (МАЛЕГОТ), с 1964 Ма­лый ака­де­мич. ле­нин­гр. те­атр опе­ры и ба­ле­та, с 1989 С.-Пе­терб. ака­де­мич. те­атр опе­ры и ба­ле­та им. М. П. Му­сорг­ско­го. В 2001 те­ат­ру воз­вра­ще­но его пер­во­на­чаль­ное на­зва­ние.

Михайловский театр. 1831–33 и 1859–60. Архитекторы А. П. Брюллов, А .К. Кавос.

Зда­ние на Ми­хай­лов­ской пл. (ны­не пл. Ис­кусств) в сти­ле позд­не­го клас­си­циз­ма вы­строе­но в 1831–33 арх. А. П. Брюл­ло­вым на ос­но­ве про­ек­та жи­ло­го до­ма, за­пла­ни­ро­ван­но­го на этом мес­те К. И. Рос­си. В 1859–60 оно бы­ло рас­ши­ре­но арх. А. К. Ка­во­сом; ин­терь­е­ры по­лу­чи­ли оформ­ле­ние в ду­хе эк­лек­тиз­ма. Пер­вые спек­так­ли – ба­лет «Амур в де­рев­не» (ба­летм. А. Бланш) и во­де­виль «Зна­ко­мые не­зна­ком­цы» П. А. Ка­ра­ты­ги­на в ис­пол­не­нии труп­пы Алек­сан­д­рин­ско­го те­ат­ра; пер­во­на­чаль­но по­ме­ще­ние ис­поль­зо­ва­лось в осн. как концерт­ный зал. С 1859 здесь про­хо­ди­ли га­ст­ро­ли итал., нем. и франц. трупп (опе­ра, дра­ма, опе­рет­та), с кон. 1870-х гг. до 1917 иг­ра­ла по­сто­ян­ная труп­па франц. ко­ме­дии. В 1894–98 да­ва­лись опер­ные спек­так­ли Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра (во вре­мя его ре­кон­ст­рук­ции).

С 1918 – опер­ный те­атр с соб­ств. ор­ке­ст­ром, хо­ром и ху­до­же­ст­вен­но-по­ста­но­воч­ной ча­стью, со­лис­ты пер­во­на­чаль­но при­вле­ка­лись из Гос. ака­де­мич. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та (быв. Ма­ри­ин­ский). В 1931 те­атр по­лу­чил собств. опер­ную труп­пу, в 1933 – ба­лет­ную.

Михайловский театр. Интерьер.

В пер­вые го­ды сов. вла­сти те­атр ста­вил ка­мер­ные («Мо­царт и Саль­е­ри» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, 1919; «Ёл­ка» В. И. Ре­би­ко­ва, «Ра­фа­эль» А. С. Арен­ско­го, «Ску­пой ры­царь» С. В. Рах­ма­ни­но­ва, все 1921), ли­ри­че­ские («Луи­за» Г. Шар­пан­тье, «Вер­тер» Ж. Масс­не, обе 1920) и ко­ми­че­ские («Зо­ло­той пе­ту­шок» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, 1923) опе­ры, клас­сич. опе­рет­ты. С сер. 1920-х гг. ак­тив­но ра­бо­тал над про­из­ве­де­ния­ми сов. ком­по­зи­то­ров, здесь бы­ли впер­вые по­став­ле­ны опе­ры «Нос» (1930) и «Ле­ди Мак­бет Мцен­ско­го уез­да» (1934), ба­лет «Свет­лый ру­чей» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (1935), ба­лет «Кав­каз­ский плен­ник» Б. В. Асафь­е­ва (1938) и др. В ис­то­рию во­шла но­ва­тор­ская по­ста­нов­ка опе­ры «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го, осу­ще­ст­в­лён­ная В. Э. Мей­ер­холь­дом (1935). В 1941–44 те­атр эва­куи­ро­ван в Орен­бург. В 1940–1970-е гг., про­дол­жая про­па­ган­ди­ро­вать сов. опе­ры и ба­ле­ты, те­атр ори­ен­ти­ро­вал­ся на за­бы­тые и ред­ко ис­пол­няе­мые на отеч. сце­не со­чи­не­ния. Впер­вые по­став­ле­ны: опе­ры – «Вой­на и мир» С. С. Про­кофь­е­ва (1946), «Ви­ри­нея» С. М. Сло­ним­ско­го (1967), «Гор­цы» Ш. Р. Ча­лае­ва (1971); ба­ле­ты – «Ба­рыш­ня и ху­ли­ган» (1962) и «Один­на­дца­тая сим­фо­ния» (1966) на му­зы­ку Шос­та­ко­ви­ча, «Яро­слав­на» Б. И. Ти­щен­ко (1974). Сре­ди др. по­ста­но­вок: опе­ры – «Ле­ту­чий гол­лан­дец» Р. Ваг­не­ра (1957), «Эс­ме­раль­да» А. С. Дар­го­мыж­ско­го (1958), «Отел­ло» Дж. Вер­ди (1962), «Прин­цес­са Ту­ран­дот» Дж. Пуч­чи­ни (1963), «Пор­ги и Бесс» Дж. Гер­шви­на (1972), «Не толь­ко лю­бовь» Р. К. Щед­ри­на (1973); ба­ле­ты – «Семь кра­са­виц» К. Ка­рае­ва (1953), «Пет­руш­ка» (1961) и «Вес­на свя­щен­ная» (1969) И. Ф. Стра­вин­ско­го, «Ан­то­ний и Кле­о­пат­ра» Э. Л. Ла­за­ре­ва (1968), «Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» Л. Ге­роль­да (1971), «Гая­нэ» А. И. Ха­ча­ту­ря­на (1972), «Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба (1973). В 1980-е гг. на­ча­лось воз­ро­ж­де­ние на этой сце­не рус. клас­си­ки: по­став­ле­ны опе­ры «Бо­рис Го­ду­нов» и «Хо­ван­щи­на» М. П. Му­сорг­ско­го, «Ев­ге­ний Оне­гин» и «Пи­ко­вая да­ма» Чай­ков­ско­го, «Зо­ло­той пе­ту­шок» и «Сказ­ка о ца­ре Сал­та­не» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, «Князь Игорь» А. П. Бо­ро­ди­на. Сре­ди но­вых про­из­ве­де­ний – опе­ра «Пу­га­чёв» В. А. Ко­бе­ки­на (1983). Ос­но­ву совр. ре­пер­туа­ра со­став­ля­ют клас­сич. опе­ры и ба­ле­ты, сре­ди по­ста­но­вок: опе­ры – «Ру­сал­ка» А. Двор­жа­ка (2009), «Иу­дей­ка» («Дочь кар­ди­на­ла») Ж. Ф. Га­ле­ви, «Ка­тя Ка­ба­но­ва» Л. Яна­че­ка (обе 2010), «Бо­ге­ма» Пуч­чи­ни (2011); ба­ле­ты – «Ро­мео и Джуль­ет­та» С. С. Прокофьева (хо­рео­граф О. М. Ви­но­гра­дов), «Па­ва­на мав­ра» на му­зы­ку Г. Пёр­сел­ла (хо­рео­граф Х. Ли­мон; оба 2008), «Ле­бе­ди­ное озе­ро» Чай­ков­ско­го (хо­рео­гра­фия М. И. Пе­ти­па, Л. И. Ива­но­ва, А. А. Гор­ско­го, А. М. Мес­се­ре­ра в ре­дак­ции М. Г. Мес­се­ре­ра, 2009), «Лау­рен­сия» А. А. Крей­на (хо­рео­граф В. М. Ча­бу­киа­ни, ре­дак­ция М. Г. Мес­се­ре­ра, 2010). В раз­ные го­ды в те­ат­ре ра­бо­та­ли: ди­ри­жё­ры – С. А. Са­мо­суд, Б. Э. Хай­кин, Э. П. Гри­ку­ров, А. С. Дмит­ри­ев, А. А. Ани­ха­нов; ре­жис­сё­ры – Н. В. Смо­лич, Э. Е. Па­сын­ков, С. Л. Гау­да­син­ский; ху­дож­ник В. А. Оку­нев; ба­лет­мей­сте­ры – Ф. В. Ло­пу­хов, Л. М. Лав­ров­ский, Б. А. Фен­стер, И. Д. Бель­ский, О. М. Ви­но­гра­дов, Н. Н. Бо­яр­чи­ков, Ф. С. Ру­зи­ма­тов; пев­цы – Н. Л. Вель­тер, С. Н. Ша­пош­ни­ков, Е. Е. Не­сте­рен­ко, Е. П. Це­ло­валь­ник, Н. П. Охот­ни­ков, К. И. Плуж­ни­ков, С. П. Лей­фер­кус, Ю. М. Ма­ру­син, В. М. Ог­но­вен­ко и др.; сре­ди ар­ти­стов ба­ле­та – Н. А. Дол­гу­шин. С 2009 муз. рук. и гл. ди­ри­жёр – П. Фе­ра­нец (Сло­ва­кия; до 2011), гл. ба­лет­мей­стер – М. Г. Мес­се­рер. В 2011 худ. рук. ба­лет­ной труп­пы стал исп. хо­рео­граф Н. Дуа­то, ре­пер­ту­ар по­пол­ни­ли его од­но­акт­ные ба­ле­ты: «Nunc Dimittis» на му­зы­ку А. Пяр­та и Д. Аза­гра, «Без слов» на му­зы­ку Ф. Шу­бер­та, «Ду­эн­дэ» на му­зы­ку К. Де­бюс­си, «Пре­лю­дия» на му­зы­ку Г. Ф. Ген­де­ля, Л. ван Бет­хо­ве­на, Б. Брит­те­на (все 2011).

Лит.: 20 лет Го­су­дар­ст­вен­но­го ака­де­ми­че­ско­го Ма­ло­го опер­но­го те­ат­ра. 1918–1938. Л., [1939]; Дру­скин М. Му­зы­каль­ная куль­ту­ра Пе­тер­бур­га – Пет­ро­гра­да – Ле­нин­гра­да // Дру­скин М. Ис­то­рия и со­вре­мен­ность. Л., 1960; Ма­лый те­атр опе­ры и ба­ле­та. Сб. ст. Л., 1968; Та­ра­нов­ская М. З. Ар­хи­тек­ту­ра те­ат­ров Ле­нин­гра­да. Л., 1988; Кур­гат­ни­ков А. В. Им­пе­ра­тор­ский Ми­хай­лов­ский те­атр. СПб., 2001; Ми­хай­лов­ский те­атр. Сю­же­ты. Име­на / Авт.-сост. К. А. Учи­тель. СПб., 2008.

Вернуться к началу