МЕТАМАТЕМА́ТИКА
-
Рубрика: Математика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕТАМАТЕМА́ТИКА, теория доказательств, в широком смысле – метатеория математики. Наиболее распространённым является изложенное ниже более специальное понимание термина «М.», идущее от Д. Гильберта.
Интенсивное развитие математики в 19 в. и существование парадоксов (антиномий) в логике и в множеств теории сделали актуальной на рубеже 19 и 20 вв. задачу перестройки оснований математики и логики на основе, исключающей появление противоречий. Программа т. н. логицизма предусматривала для этой цели сведение математики к логике с помощью аксиоматического метода. Представители математич. интуиционизма (см. Интуитивизм) предлагали столь радикально пересмотреть содержание самого понятия «математика», чтобы абстракции классич. математики, с которыми связано появление антиномий, были исключены. Выдвинутая Д. Гильбертом концепция математич. формализма, с одной стороны, отказывалась от т. н. логицистич. иллюзий о возможности обоснования математики путём её сведения к логике, а с другой – не разделяла скепсиса по отношению к возможностям аксиоматич. построения удовлетворительной в логич. отношении математики.
Для использования аксиоматич. подхода прежде всего нужна была последовательная формализация подлежащих обоснованию математич. теорий (аксиоматической теории множеств, аксиоматич. арифметики), т. е. представление их в виде формальных систем, для которых следует определить понятия аксиомы (формулы некоторого спец. вида), вывода (последовательности формул, каждая из которых получается из предыдущих по строго фиксированным правилам вывода), доказательства (вывода из аксиом) и теоремы (формулы, являющейся заключительной формулой некоторого доказательства), чтобы затем, пользуясь некоторыми «совершенно объективными» и «стопроцентно надёжными» содержательными методами рассуждений, показать недоказуемость в данной формальной теории противоречия (т. е. невозможность ситуации, при которой её теоремами оказывались бы к.-л. формула и её отрицание). Совокупность таких «объективных» и «надёжных» методов должна была составить М. Комплекс ограничений, налагаемых на допустимые в М. методы, Д. Гильберт характеризовал как финитизм, в котором запрещено использование к.-л. ссылок на бесконечные (инфинитные) совокупности. Этим ограничениям не удовлетворяют, напр., такие важные метатеоретич. результаты, как теорема Гёделя о полноте исчисления предикатов и теорема Лёвенхейма – Сколема об интерпретируемости любой непротиворечивой теории на области натуральных чисел, поскольку используемое в них понятие общезначимости формулы исчисления предикатов определяется с помощью нефинитного представления о «совокупности всех возможных интерпретаций». Однако утверждения о непротиворечивости исчисления высказываний и исчисления предикатов удалось доказать в рамках финитизма, хотя программа Гильберта в её полном виде оказалась неосуществимой. Это стало ясно после того, как К. Гёдель показал (1931), что никакая непротиворечивая формализация математики не может охватить всей классич. математики (и даже всей формальной арифметики), т. к. в ней найдутся т. н. неразрешимые, т. е. выразимые на её языке, но не доказуемые и не опровергаемые её средствами формулы. Примером такой формулы является формула, утверждающая свою собственную недоказуемость; задать формулу со столь парадоксальной на первый взгляд интерпретацией Гёделю удалось с помощью предложенного им приёма – т. н. арифметич. кодирования символов, формул и последовательностей формул формальной системы. Гёдель также доказал теорему, согласно которой непротиворечивость любой формальной системы, содержащей арифметику натуральных чисел, не может быть доказана средствами, формализуемыми в этой системе.
Из теорем К. Гёделя вытекает неосуществимость «финитистской» программы Д. Гильберта, поскольку не только вся математика, но даже арифметика натуральных чисел не допускают формализации, которая была бы одновременно полной и непротиворечивой. Теоремы Гёделя можно было воспринимать как «конец М.», но, свидетельствуя об ограниченности финитизма, формализма и связанной с ними программы Гильберта, а также аксиоматич. метода в целом, эти теоремы в то же время послужили мощным стимулом поиска средств доказательств (в частности, доказательств непротиворечивости) более сильных, чем финитные, но в определённом смысле конструктивных. Примером таких средств является т. н. трансфинитная индукция, с помощью которой было получено доказательство непротиворечивости арифметики (П. С. Новиков, нем. математики Г. Генцен, В. Аккерман, К. Шютте, П. Лоренцен и др.). Др. примером может служить т. н. ультраинтуиционистская программа обоснования математики, позволившая получить абсолютное (не пользующееся редукцией к к.-л. другой системе) доказательство непротиворечивости теоретико-множественной системы аксиом Цермело – Френкеля.