Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕ́ЛУГУ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 17-18

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Дубянский

ТЕ́ЛУГУ ЛИТЕРАТУ́РА, ли­те­ра­ту­ра на язы­ке те­лу­гу, од­на из ли­те­ра­тур Ин­дии. Раз­ви­ва­ет­ся в Ан­дх­ре. Ран­ние по­этич. тек­сты из­вест­ны в эпи­гра­фи­ке со 2-й пол. 9 в. Сред­не­ве­ко­вая сло­вес­ность тес­но свя­за­на с сан­ск­рит­ской ли­те­ра­ту­рой. Пер­вым па­мят­ни­ком Т. л. ста­ла от­ме­чен­ная учё­ным сти­лем по­эма «Ан­дх­ра-Ма­хаб­ха­ра­та» (пе­ре­ло­же­ние двух книг «Ма­хаб­ха­ра­ты»), соз­дан­ная Нан­ная Бхат­той (1-я пол. 11 в.). По­эма на ми­фо­ло­гич. сю­жет «Ро­ж­де­ние Ку­ма­ры» Нан­не­чо­ды (кон. 11 – нач. 12 вв.) на­пи­са­на по об­раз­цу од­но­им. про­из­ве­де­ния Ка­ли­да­сы; для неё ха­рак­тер­но сме­ще­ние ак­цен­та с лю­бов­ной те­мы на вос­хва­ле­ние Ши­вы. Это свя­за­но с рас­про­стра­не­ни­ем в Ан­дх­ре те­че­ния «ге­рои­че­ский ши­ва­изм» («ви­ра­шай­визм»), яр­ким пред­ста­ви­те­лем ко­то­ро­го стал Паль­ку­ри­ки Со­ма­нат­ха, ав­тор по­эм «Ска­за­ние о Ба­са­ве» и «Ска­за­ние о свя­том на­став­ни­ке» (обе 13 в.), ис­пы­тав­ших влия­ние фольк­ло­ра; их от­ли­ча­ет про­стой язык и эмо­цио­наль­ность в ду­хе по­эзии бхак­ти. Из­вест­ность по­лу­чи­ли сбор­ник ре­лиг. гим­нов Паль­ку­ри­ки Со­ма­нат­ха «Ша­та­ка о бы­ке-вла­сти­те­ле» (13 в.; в санскр. жан­ре ша­та­ка – «сто строф»), а так­же ано­ним­ная эти­ко-ди­дак­ти­че­ская поэма «Ша­та­ка Бла­го­мыс­ля­ще­го». В 13–14 вв. про­дол­жа­ли соз­да­вать­ся боль­шие по­эмы на эпич. сю­же­ты, воз­ро­дил­ся ин­те­рес к «Ма­хаб­ха­ра­те»: Тик­ка­на Со­ма­яд­жи и Ер­рап­ра­га­да за­вер­ши­ли её пе­ре­ло­же­ние, на­ча­тое Нан­ная Бхат­той. В 14–15 вв. Ху­лак­ки Бха­ска­ра пе­ре­ло­жил на те­лу­гу «Ра­мая­ну», Бам­мер По­та­на – «Бха­га­ва­та-пу­ра­ну». Куль­то­вым мес­там ши­ва­из­ма и ме­ст­ным ге­ро­ям по­свя­ще­ны по­эмы Шри­нат­ха (15 в.). Ан­на­майя про­сла­вил­ся пес­ня­ми в жан­ре па­да, в ко­то­рых ре­лиг. чув­ст­ва вы­ра­же­ны в фор­ме лю­бов­ных пе­ре­жи­ва­ний.

Рас­цвет Т. л. при­шёл­ся на 16 в. и свя­зан с прав­ле­ни­ем в Вид­жая­на­га­ре ца­ря Криш­на­де­ва­райи, ко­то­рый по­лу­чил из­вест­ность как ме­це­нат и по­эт (по­эма «Дав­шая гир­лян­ду» о жиз­ни та­мил­ской по­этес­сы Ан­даль). По­лу­чил рас­про­стра­не­ние жанр нар­ра­тив­ной по­эмы (пра­банд­ха-кавь­я­му). Сре­ди наи­бо­лее яр­ких по­этов 16 в. – Ала­са­ни Пед­да­на («Ска­за­ние о Ма­ну» и др.), Ра­ма­рад­жа Бху­шан, Нан­ди Тим­ман, Су­ран­на и др. Зна­чит. по­пу­ляр­ность при­об­рёл при­двор­ный шут Те­на­ли Ра­мак­риш­на, ав­тор виш­ну­ит­ской по­эмы «Ве­ли­чие Пан­ду­ран­ги». В по­эзии 17–18 вв. уси­ли­лось стрем­ле­ние к фор­маль­но­му экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­нию. Об­нов­ле­ние лит-ры свя­за­но с ли­ри­кой Ве­ма­ны, в ко­то­рой об­ли­ча­лись по­ро­ки и ут­вер­ж­да­лись лю­бовь к еди­но­му бо­же­ст­вен­но­му на­ча­лу, идеи со­ци­аль­но­го ра­вен­ст­ва.

Ро­до­на­чаль­ни­ком совр. про­зы на те­лу­гу стал Кун­ду­ку­ри Ви­ре­ша­лин­гам: со­ци­аль­ный ро­ман «Ис­то­рия жиз­ни Рад­жа­шек­ха­ра» (1878), на­пи­сан­ный на ос­но­ве ро­ма­на «Век­фильд­ский свя­щен­ник» О. Голд­сми­та, но от­ра­жаю­щий жизнь Ан­дх­ры. Ос­но­вы реа­лиз­ма и со­ци­аль­ной са­ти­ры за­ло­жи­ла пье­са Гу­ра­за­да Ап­па­рао «Про­да­жа не­вес­ты» (1896). Ап­па­рао так­же по­лу­чил из­вест­ность рас­ска­за­ми, пуб­ли­ци­стич. стать­я­ми и пат­рио­тич. сти­ха­ми. По­эзия 1920–30-х гг., ок­ра­шен­ная в ро­ман­тич. то­на, – это пре­ж­де все­го твор­че­ст­во Ра­я­про­лу Суб­ба­рао, Де­ву­ла­пал­ли Криш­на­ша­ст­ри и др. по­этов, при­мы­кав­ших к дви­же­нию бха­ва-ка­вит­вам («по­эзия чувств»). Ре­во­люц. па­фо­сом и бун­тар­ски­ми на­строе­ния­ми про­ник­ну­та ли­ри­ка Шри Шри.

Раз­ви­тие Т. л. во 2-й пол. 20 в. со­пря­же­но с влия­ни­ем раз­но­об­раз­ных идео­ло­гич. и ху­дож. тен­ден­ций: кри­тич. реа­лизм, аван­гар­дизм, мо­дер­низм и др. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных пи­са­те­лей и по­этов кон. 20 – нач. 21 вв.: А. Ба­пи­ра­зу, Ча­лам, Буч­чи­ба­бу, Т. Го­пи­чанд, Ку­тум­ба Рао, Ава­са­ра­ла Ра­мак­риш­на Рао.

Изд.: Сны и дей­ст­ви­тель­ность: Но­вел­лы пи­са­те­лей Ан­дх­ры. М., 1970; До­ро­га сквозь Чер­ный лес: Но­вел­лы пи­са­те­лей те­лу­гу. М., 1977; Го­ро­док мой Си­ри­ва­да: Со­вре­мен­ная про­за Ан­дх­ры. М., 1978; Но­чью на во­кза­ле: Сб. рас­ска­зов. М., 1982.

Лит.: Гу­ров Н. В., Пет­ру­ни­че­ва З. Н. Ли­те­ра­ту­ра те­лу­гу. М., 1967; Пет­ру­ни­че­ва З. Н. Со­вре­мен­ные про­заи­ки те­лу­гу. М., 1979; Ven­kata Suryanarayana Rao S. Vignettes of Telugu literature: A concise history of the Te­lugu literature. Visakhapatnam, 1999.

Вернуться к началу