СЕ́ЛА КАМИЛО ХОСЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕ́ЛА (Cela) Камило Хосе (11.5.1916, Ирия-Флавия, пров. Ла-Корунья – 17.1.2002, Мадрид), исп. писатель, обществ. деятель, чл. Королевской АН Испании (1957). Сын служащего. В 1934–43 (с перерывами) посещал занятия в Мадридском ун-те. Критиковал режим Ф. Франко. Жил на Мальорке (1955–89), издавал ж. «Papeles de Son Armadans» (1956–1979). Входил в Комиссию по разработке конституции (1978).
Дебютировал поэтич. сб-ком «Попирая свет неверный дня» («Pisando la dudosa luz del día», созд. в 1935, изд. в 1945). На формирование худож. метода С. большое влияние оказали произведения Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, представителей поколения 1898 года. Раннее прозаич. творчество С., пронизанное экспериментаторским пафосом, стало одним из ярких воплощений тремендизма (исп. tremendo – ужасный, страшный) – направления в исп. словесности, тяготеющего к натуралистич. изображению тёмных, неприглядных сторон жизни, к использованию нарочито грубого языка и гротеска. Роман «Семья Паскуаля Дуарте» («La familia de Pascual Duarte», 1942) – сюрреалистически-гротескное повествование об исп. жизни 1940-х гг. В отразившем влияние творчества Дж. Дос Пассоса, У. Фолкнера, Дж. Джойса и практически лишённом сюжета романе «Улей» («La colmena», 1943, изд. в 1951) С. представил картину безысходной нищеты послевоенного Мадрида. В романе «Новые похождения и злоключения Ласарильо с Тормеса» («Nuevas andanzas y desventuras de Lazarillo de Tormes», 1944) переосмыслил традиции плутовского романа. Бессюжетный роман «Миссис Колдуэлл говорит со своим сыном» («Mrs. Caldwell habla con su hijo», 1953) построен в виде отрывков писем душевнобольной англичанки. Техника потока сознания и приём коллажа использованы в романе «Сан Камило, 1936» («San Camilo, 1936», 1969) о жизни накануне гражд. войны, где в повествование интегрированы газетные вырезки и радиосводки. Поздние романы С. – «Сообщающиеся сосуды» («Los vasos comunicantes», 1981), «Мазурка для двух покойников» («Mazurca para dos muertos», 1983), «Христос против Аризоны» («Cristo versus Arizona», 1988) – в духе постмодернизма. Автор кн. «Тайный словарь» («Diccionario secreto», vol. 1–2, 1968), где собраны исп. сленг и ненормативная лексика, а также «Энциклопедии эротики» («Enciclopedia del erotismo», vol. 1–3, 1976); путевых очерков, эссе, воспоминаний.
Нобелевская пр. (1989), Нац. лит. пр. Испании (1984).