Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕ́ЛА КАМИЛО ХОСЕ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 693

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Г. Хорева

СЕ́ЛА (Cela) Ка­ми­ло Хо­се (11.5.1916, Ирия-Фла­вия, пров. Ла-Ко­ру­нья – 17.1.2002, Мад­рид), исп. пи­са­тель, об­ществ. дея­тель, чл. Ко­ро­лев­ской АН Ис­па­нии (1957). Сын слу­жа­ще­го. В 1934–43 (с пе­ре­ры­ва­ми) по­се­щал за­ня­тия в Мад­рид­ском ун-те. Кри­ти­ко­вал ре­жим Ф. Фран­ко. Жил на Маль­ор­ке (1955–89), из­да­вал ж. «Papeles de Son Armadans» (1956–1979). Вхо­дил в Ко­мис­сию по раз­ра­бот­ке кон­сти­ту­ции (1978).

Де­бю­ти­ро­вал по­этич. сб-ком «По­пи­рая свет не­вер­ный дня» («Pisando la dudosa luz del día», созд. в 1935, изд. в 1945). На фор­ми­ро­ва­ние ху­дож. ме­то­да С. боль­шое влия­ние ока­за­ли про­из­ве­де­ния Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, Л. Н. Тол­сто­го, пред­ста­ви­те­лей по­ко­ле­ния 1898 го­да. Ран­нее про­за­ич. твор­че­ст­во С., про­ни­зан­ное экс­пе­ри­мен­та­тор­ским па­фо­сом, ста­ло од­ним из яр­ких во­пло­ще­ний тре­мен­диз­ма (исп. tremendo – ужас­ный, страш­ный) – на­прав­ле­ния в исп. сло­вес­но­сти, тя­го­тею­ще­го к на­ту­ра­ли­стич. изо­бра­же­нию тём­ных, не­при­гляд­ных сто­рон жиз­ни, к ис­поль­зо­ва­нию на­ро­чи­то гру­бо­го язы­ка и гро­те­ска. Ро­ман «Се­мья Пас­куа­ля Ду­ар­те» («La familia de Pas­cual Duarte», 1942) – сюр­реа­ли­сти­че­ски-гро­те­ск­ное по­ве­ст­во­ва­ние об исп. жиз­ни 1940-х гг. В от­разив­шем влия­ние твор­че­ст­ва Дж. Дос Пас­со­са, У. Фолк­не­ра, Дж. Джой­са и прак­ти­че­ски ли­шён­ном сю­же­та ро­ма­не «Улей» («La col­me­na», 1943, изд. в 1951) С. пред­ста­вил кар­ти­ну бе­зыс­ход­ной ни­ще­ты по­сле­во­ен­но­го Мад­ри­да. В ро­ма­не «Но­вые по­хо­ж­де­ния и зло­клю­че­ния Ла­са­ри­льо с Тор­ме­са» («Nuevas andanzas y desventu­ras de Lazarillo de Tormes», 1944) пе­ре­ос­мыс­лил тра­ди­ции плу­тов­ско­го ро­ма­на. Бес­сю­жет­ный ро­ман «Мис­сис Кол­ду­элл го­во­рит со сво­им сы­ном» («Mrs. Caldwell habla con su hijo», 1953) по­стро­ен в ви­де от­рыв­ков пи­сем ду­шев­но­боль­ной анг­ли­чан­ки. Тех­ни­ка по­то­ка соз­на­ния и при­ём кол­ла­жа ис­поль­зо­ва­ны в ро­ма­не «Сан Ка­ми­ло, 1936» («San Camilo, 1936», 1969) о жиз­ни на­ка­ну­не гражд. вой­ны, где в по­ве­ст­во­ва­ние ин­тег­ри­ро­ва­ны га­зет­ные вы­рез­ки и ра­дио­свод­ки. Позд­ние ро­ма­ны С. – «Со­об­щаю­щие­ся со­су­ды» («Los vasos comu­nican­tes», 1981), «Ма­зур­ка для двух по­кой­ни­ков» («Mazurca para dos muer­tos», 1983), «Хри­стос про­тив Ари­зо­ны» («Cristo ver­sus Arizona», 1988) – в ду­хе по­стмо­дер­низ­ма. Ав­тор кн. «Тай­ный сло­варь» («Diccionario secreto», vol. 1–2, 1968), где со­б­ра­ны исп. сленг и не­нор­ма­тив­ная лек­си­ка, а так­же «Эн­цик­ло­пе­дии эро­ти­ки» («Enciclopedia del ero­tismo», vol. 1–3, 1976); пу­те­вых очер­ков, эс­се, вос­по­ми­на­ний.

Но­бе­лев­ская пр. (1989), Нац. лит. пр. Ис­па­нии (1984).

Соч.: Obra completa. Barcelona, 1962–1986. Vol. 1–17; [В кн.:] Ис­пан­ская но­вел­ла XX ве­ка. М., 1965; Се­мья Пас­куа­ля Ду­ар­те. Улей. По­вес­ти и рас­ска­зы. М., 1970.

Лит.: Wasserman C. C. J. Cela y su trayec­to­ria literaria. Madrid, 1990; Sotelo Vázquez A. C. J. Cela: perfiles de un escritor. Sevilla, 2008.

Вернуться к началу