РО́ЗАНОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РО́ЗАНОВ Василий Васильевич [20.4(2.5). 1856, Ветлуга, Костромской губ. – 5.2.1919, Сергиев Посад], рус. мыслитель, писатель, публицист. Отец – коллеж. ас., из священнич. рода. В 1878 Р. поступил на историко-филологич. ф-т Моск. ун-та, где слушал лекции Ф. И. Буслаева, Н. С. Тихонравова, В. О. Ключевского, В. И. Герье и др. По окончании ун-та (1882) работал учителем истории и географии в провинции (среди учеников – М. М. Пришвин, С. Н. Булгаков). В 1893 переехал в С.-Петербург; служил в акцизном ведомстве, в 1899 оставил службу. Был постоянным сотрудником газ. «Новое время»; печатался также в др. газетах и журналах. Один из учредителей Религиозно-философских собраний (1901–03), преобразованных в 1907 в С.-Петерб. религ.-филос. общество.
Первая публикация – ст. «Цель человеческой жизни» (1882), в которой затрагивалась тема счастья и внутр. природы человека. В большом филос. труде «О понимании» (1886), направленном против позитивизма, Р., предприняв попытку исследовать науку как цельное знание, установить её границы, строение, отношение к природе человека и его жизни, пришёл к выводу о том, что понимание как таковое лежит глубже и (часто) вне науки. Тема «понимания», уже в рамках той или иной проблематики (вопросы религии, пола, семьи, педагогики, человеческой жизни), будет лежать в основании большинства его сочинений. Книга прошла почти не замеченной, что определило переход Р. от узкофилософской проблематики к сочинениям философско-публицистич. характера.
Известность Р. принесла большая работа «"Легенда о Великом инквизиторе" Достоевского» (1891), где вставная новелла из романа «Братья Карамазовы» рассматривается как сжатое до предельной плотности размышление о всей истории человечества. Мн. идеи из этой работы заметно повлияли на дальнейшие толкования творчества Ф. М. Достоевского (у Д. С. Мережковского, Г. А. Мейера и др.). Из ранее написанных статей сложились книги: «Сумерки просвещения» (1899), «Религия и культура» (1899), «Литературные очерки» (1899), «Природа и история» (1900), «Семейный вопрос в России» (1903). Особое место занимает кн. «В мире неясного и нерешённого» (1901, 2-е изд. 1904), в которой не только определилась центральная тема Р., но и отчётливо проявился его подход к «чужому слову» и собств. языку: с этого времени Р., стараясь внести в свои книги диалогич. начало, часто публикует в них письма и статьи, написанные его противниками или его сторонниками, окружая их своими комментариями. При этом стиль самого Р. обнаруживает всё большую свободу, сближаясь то с языком памфлета, то с языком худож. прозы.
В центре размышлений Р. – мистика пола: пол как некая космич. величина, определяющая собой развитие человеческой истории, состояние семьи и общества, разнообразие религий. Особое внимание Р. уделял постижению «тайн» иудаизма [кн. «Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови» (1914), вызвавшая нападки либеральной критики], а также критике христианства как религии страдания, печали и смерти (книги «Люди лунного света», «Тёмный Лик», обе 1911). Гл. сочинения Р. – предвосхитившие опыт экзистенциалистов и написанные в форме отрывков и афоризмов книги: «Уединённое» (1912), «Опавшие листья» (<короб 1> – 1913, «короб второй и последний» – 1915), «Сахарна» (опубл. в 1998), «Мимолётное» (записи 1914 – опубл. в 1997; записи 1915 – опубл. в 1994), «Последние листья» (опубл. в 2000), которые стали открытием нового лит. жанра и нового метода философствования. Чтобы избежать искажения своей мысли (поскольку словесно сформулированная и тем более опубликованная мысль, как он считал, «обездушивается в печати»), Р. стремился запечатлеть её в самый момент рождения как «полумысль-получувство». С точки зрения формы эти книги часто напоминают черновые наброски, написанные только для себя (подзаголовок «Уединённого» – «почти на праве рукописи»), что нашло своё выражение и в языке (постоянные сокращения, эллипсисы, умолчания). Недомолвки Р. и даже сам способ записи слов (скобки, кавычки, курсив) призваны показать невозможность систематич. мышления, его ложность: мысль рождается из бытовых мелочей в нелепостях обыденной жизни (что показывают и ремарки: «за набивкой табаку», «в купальне», «за истреблением комаров», «перебрав в пепельнице окурки и вытряхнув из них табак в свежий табак» и др.). Отсюда – многоликость Р., высказывавшего крайне противоположные мнения о самых разных вещах и проблемах, которая так раздражала его оппонентов вроде П. Б. Струве: Р. не связывал себя с мнением каких-либо партий или направлений в философии и политике и не давал окончат. ответов, но поставил множество проблем, насущность решения которых остаётся острой и поныне. Важное место в лит. наследии Р. занимает переписка с известными современниками: Н. Н. Страховым, К. Н. Леонтьевым, с писателем и публицистом П. П. Перцовым и др.; часть её он успел опубликовать. Для истории рус. мысли особо значима переписка с П. А. Флоренским, которая увидела свет лишь в 2010.
Летом 1917 Р. переехал вместе с семьёй в Сергиев Посад, где создал последнее значит. произведение «Апокалипсис нашего времени» (1917–18) – горькие размышления о гибели России и её культуры, вместившие в себя все прежние темы Р.: христианство, иудаизм, язычество, семья, пол и др. Важное значение имеют также статьи Р. об искусстве и мироощущении древних египтян, собранные в книгах «Среди художников» (1914), «Из восточных мотивов» (1916 и 1917, полное посмертное изд. – «Возрождающийся Египет», 2002); его лит.-критич. работы о рус. писателях. Умер в нищете, незадолго до смерти составив план своего 50-томного собрания сочинений.