Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРОВАНСА́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 543-544

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Г. Хорева

ПРОВАНСА́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА (ок­си­тан­ская ли­те­ра­ту­ра), раз­ви­ва­ет­ся на ок­си­тан­ском язы­ке на тер­ри­то­ри­ях ис­то­рич. обл. Про­ванс. Ран­ние письм. па­мят­ни­ки соз­да­ны при мо­на­сты­рях в кон. 10 – сер. 11 вв.: ано­ним­ная по­эма «Бо­эций» (пе­ре­ла­гав­шая со­чи­не­ния Бо­эция), «Песнь о свя­той Фе Ажен­ской» (ис­то­рия му­че­ни­цы 3–4 вв.); рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла так­же ре­лиг. по­эзия.

Рас­цвет П. л. при­хо­дит­ся на 11–13 вв. и свя­зан пре­ж­де все­го с по­эзи­ей тру­ба­ду­ров (Ар­на­ут Да­ни­эль, Бер­нарт де Вен­та­дорн, Бер­тран де Борн, Гиль­ом IX, Ги­ра­ут де Бор­нель, Джа­уф­ре Рю­дель, Рем­ба­ут де Ва­кей­рас и др.). В этот пе­ри­од раз­ви­ва­ет­ся эпос (по­эма «Же­рар Рус­силь­он­ский», 12 в.), гор. но­вел­ли­сти­ка са­ти­рич. ха­рак­те­ра (сб. «Рас­ска­зы по­пу­гая» Ар­нау­та де Кар­кас­се­са, 12 в.), ры­цар­ский ро­ман (ано­ним­ные – «Джа­уф­ре», нач. 13 в., по мо­ти­вам ар­ту­ров­ских ле­генд; «Фла­мен­ка», кон. 13 в.). В 13–14 вв. по­яв­ля­ют­ся трак­та­ты о кур­ту­аз­ной люб­ви и по­эзии (Р. Ви­даль де Без­алю, Г. Мо­ли­нье, М. Эр­мен­га­ут и др.).

Спад, на­ме­тив­ший­ся в П. л. по­сле Аль­би­гой­ских войн, ко­гда она на­чи­на­ет ут­ра­чи­вать еди­ный ха­рак­тер, рас­па­да­ясь на отд. об­ла­ст­ные лит-ры, в 16 в. сме­ня­ет­ся ожив­ле­ни­ем ин­те­ре­са к ли­ри­ке тру­ба­ду­ров и их био­гра­фи­ям: свод «Жиз­не­опи­са­ния древ­них и на­и­слав­ней­ших про­ван­саль­ских пии­тов» Жа­на Но­ст­ра­да­му­са (1575), бра­та М. Но­ст­ра­да­му­са. В кон. 16 в. П. л. ин­тен­сив­но раз­ви­ва­лась в Гас­ко­ни: по­эзия О. Гай­а­ра (сб. «Пир­ше­ст­во», 1583), П. де Гар­ро­са (сб. «Гас­кон­ские сти­хи», 1597, с по­свя­ще­ни­ем Ген­ри­ху IV) и др. Отд. про­из­ве­де­ния на ок­си­тан­ском яз. соз­дал Г. Дю Бар­тас. Влия­ние мань­е­риз­ма и шко­лы «Плея­да» ощу­ти­мо в про­из­ве­де­ни­ях Л. Бел­ло де Ла Бел­лодь­е­ра («Тру­ды и риф­мы», 1595), Р. Руф­фи и др.

В 17 в. круп­ней­шим цен­тром П. л. ста­ла Ту­лу­за, где ре­гу­ляр­но уст­раи­ва­лись со­стя­за­ния по­этов («цве­точ­ные иг­ры», или фло­ра­лии). В рус­ле ба­рок­ко – по­этич. твор­че­ст­во П. Гу­де­ле­на (сб. «Ту­луз­ская ветвь», 1617), К. Брюйи (сб. «Сад про­ван­саль­ских муз», 1628), Б. Ла­ра­да, Г. Аде­ра, Ж. Ж. д’Астро, Л. Ба­ро­на. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных пи­са­те­лей 18 в. – Ж. Б. Фавр (са­ти­рич. по­эма «Про­по­ведь пас­то­ра Сис­та», 1765; ироико­ми­че­ская по­эма­ «Оса­да Кад­ру­са», 1773; но­вел­ла «Ис­то­рия Жа­ка-глуп­ца», 1754), К. Де­пур­ран, Ж. Б. Койя. На ок­си­тан­ском яз. Ж. Ж. де Мон­дон­виль соз­дал либ­рет­то опе­ры «Даф­нис и Ал­ци­ма­ду­ра» (1754). Ши­ро­кое при­зна­ние сни­ска­ла со­ци­аль­ная ко­ме­дия «Ма­ник­ла» Э. Пе­ла­бо­на (1789). Нач. 19 в. оз­на­ме­но­ва­но твор­че­ст­вом Мес­те Вер­дье, Жан­се­ми­на (наст. имя и фам. Ж. Боэ; по­эма «Сле­пая из Кас­тель-Кю­и­лье», 1836, и др.), А. Фаб­ра д’Оливе, В. Же­лю (по­этич. сб. «Про­ван­саль­ские и фран­цуз­ские пес­ни», 1840), К. На­вар­ро и др.

В сер. 19 в. под влия­ни­ем ро­ман­тиз­ма и на­цио­на­ли­стич. на­строе­ний на юге Фран­ции на­чал­ся но­вый подъ­ём П. л. Все­мир­ную из­вест­ность при­об­ре­ло твор­че­ст­во Ф. Ми­ст­ра­ля, а так­же дея­тель­ность орг-ции «Фе­либ­риж» (созд. в 1854), стре­мив­шей­ся про­ти­во­пос­та­вить ди­ал. ра­зоб­щён­но­сти П. л. еди­ный лит. язык: по­эты и пи­са­те­ли Ж. Ру­ма­ниль, Т. Оба­нель (по­этич. сб-к «По­лу­рас­кры­тый гра­нат», 1860; пье­са «Хлеб гре­ха», пост. в 1878), Ф. Гра (по­эма «Ту­лу­за», 1881; по­этич. сб. «Про­ван­саль­ские ро­ман­се­ро», 1887; сб. но­велл «Па­па­ли­ны», 1891), А. Вер­ме­нуз и др.

В 1-й пол. 20 в. вы­де­ля­ет­ся близ­кое сим­во­лиз­му твор­че­ст­во по­этов Ж. Б. Ше­за, Ж. С. Пон­са, П. Л. Гре­нье, а так­же про­за Ж. д’Арбо (фан­та­стич. ро­ман «Чу­до­ви­ще из Вак­ка­ре­са», 1926). Ве­ду­щие пред­ста­ви­те­ли П. л. 2-й пол. 20 в.: Ж. Бо­дон (ро­ман «Кни­га Ве­ли­ких дней», 1964; по­этич. сб. «По мо­рю в га­ле­рах», 1975), М. Ру­кет, Б. Ман­сье, Р. Ла­фон и др. Сре­ди наи­бо­лее яр­ких пи­са­те­лей и по­этов кон. 20 – нач. 21 вв.: Ф. Блан­ше, Ж. К. Фо­ре, Э. Гон­са­лес (ро­ман в ду­хе по­стмо­дер­низ­ма «Чу­до­вищ­ная ис­то­рия вы­ход­ца из Же­ло», 1996), Ж. П. Тар­диф, С. Бек (по­эмы «Псал­мы на ве­тер», 2006; «Жен­щи­на, моя лю­бовь», 2008), Ж. де Ме­ло (ро­ман «Из те­ни», 2008).

Изд.: Anthologie de la poésie occitane. 1900–1960. P., 1962; Anthologia de la nòva escritura occitane, 1980–2000. Montpeyroux, 2004.

Лит.: Шиш­ма­рев В. Ф. Ли­ри­ка и ли­ри­ки позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья. Очер­ки по ис­то­рии по­эзии Фран­ции и Про­ван­са. Па­риж, 1911; Lafont R., Anatole C. Nouvelle histoire de la littérature occitane. P., 1970. Vol. 1–2; Cam­proux Ch. Histoire de la littérature occitane. P., 1971; Benjamin A. M. G. De­cadence in thir­teenth century Provençal and Hebrew poetry. Ann Arbor, 1987; Gardy Ph. L’ombre de l’oc­citan: des romanciers français а̀ l’épreuve d’une autre langue. Rennes, 2009.

Вернуться к началу