ПРОВАНСА́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОВАНСА́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА (окситанская литература), развивается на окситанском языке на территориях историч. обл. Прованс. Ранние письм. памятники созданы при монастырях в кон. 10 – сер. 11 вв.: анонимная поэма «Боэций» (перелагавшая сочинения Боэция), «Песнь о святой Фе Аженской» (история мученицы 3–4 вв.); распространение получила также религ. поэзия.
Расцвет П. л. приходится на 11–13 вв. и связан прежде всего с поэзией трубадуров (Арнаут Даниэль, Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн, Гильом IX, Гираут де Борнель, Джауфре Рюдель, Рембаут де Вакейрас и др.). В этот период развивается эпос (поэма «Жерар Руссильонский», 12 в.), гор. новеллистика сатирич. характера (сб. «Рассказы попугая» Арнаута де Каркассеса, 12 в.), рыцарский роман (анонимные – «Джауфре», нач. 13 в., по мотивам артуровских легенд; «Фламенка», кон. 13 в.). В 13–14 вв. появляются трактаты о куртуазной любви и поэзии (Р. Видаль де Безалю, Г. Молинье, М. Эрменгаут и др.).
Спад, наметившийся в П. л. после Альбигойских войн, когда она начинает утрачивать единый характер, распадаясь на отд. областные лит-ры, в 16 в. сменяется оживлением интереса к лирике трубадуров и их биографиям: свод «Жизнеописания древних и наиславнейших провансальских пиитов» Жана Нострадамуса (1575), брата М. Нострадамуса. В кон. 16 в. П. л. интенсивно развивалась в Гаскони: поэзия О. Гайара (сб. «Пиршество», 1583), П. де Гарроса (сб. «Гасконские стихи», 1597, с посвящением Генриху IV) и др. Отд. произведения на окситанском яз. создал Г. Дю Бартас. Влияние маньеризма и школы «Плеяда» ощутимо в произведениях Л. Белло де Ла Беллодьера («Труды и рифмы», 1595), Р. Руффи и др.
В 17 в. крупнейшим центром П. л. стала Тулуза, где регулярно устраивались состязания поэтов («цветочные игры», или флоралии). В русле барокко – поэтич. творчество П. Гуделена (сб. «Тулузская ветвь», 1617), К. Брюйи (сб. «Сад провансальских муз», 1628), Б. Ларада, Г. Адера, Ж. Ж. д’Астро, Л. Барона. Среди наиболее известных писателей 18 в. – Ж. Б. Фавр (сатирич. поэма «Проповедь пастора Систа», 1765; ироикомическая поэма «Осада Кадруса», 1773; новелла «История Жака-глупца», 1754), К. Депурран, Ж. Б. Койя. На окситанском яз. Ж. Ж. де Мондонвиль создал либретто оперы «Дафнис и Алцимадура» (1754). Широкое признание снискала социальная комедия «Маникла» Э. Пелабона (1789). Нач. 19 в. ознаменовано творчеством Месте Вердье, Жансемина (наст. имя и фам. Ж. Боэ; поэма «Слепая из Кастель-Кюилье», 1836, и др.), А. Фабра д’Оливе, В. Желю (поэтич. сб. «Провансальские и французские песни», 1840), К. Наварро и др.
В сер. 19 в. под влиянием романтизма и националистич. настроений на юге Франции начался новый подъём П. л. Всемирную известность приобрело творчество Ф. Мистраля, а также деятельность орг-ции «Фелибриж» (созд. в 1854), стремившейся противопоставить диал. разобщённости П. л. единый лит. язык: поэты и писатели Ж. Руманиль, Т. Обанель (поэтич. сб-к «Полураскрытый гранат», 1860; пьеса «Хлеб греха», пост. в 1878), Ф. Гра (поэма «Тулуза», 1881; поэтич. сб. «Провансальские романсеро», 1887; сб. новелл «Папалины», 1891), А. Верменуз и др.
В 1-й пол. 20 в. выделяется близкое символизму творчество поэтов Ж. Б. Шеза, Ж. С. Понса, П. Л. Гренье, а также проза Ж. д’Арбо (фантастич. роман «Чудовище из Ваккареса», 1926). Ведущие представители П. л. 2-й пол. 20 в.: Ж. Бодон (роман «Книга Великих дней», 1964; поэтич. сб. «По морю в галерах», 1975), М. Рукет, Б. Мансье, Р. Лафон и др. Среди наиболее ярких писателей и поэтов кон. 20 – нач. 21 вв.: Ф. Бланше, Ж. К. Форе, Э. Гонсалес (роман в духе постмодернизма «Чудовищная история выходца из Жело», 1996), Ж. П. Тардиф, С. Бек (поэмы «Псалмы на ветер», 2006; «Женщина, моя любовь», 2008), Ж. де Мело (роман «Из тени», 2008).