ОКСИТА́НСКИЙ ЯЗЫ́К
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОКСИТА́НСКИЙ ЯЗЫ́К (провансальский, лимузенский, язык ок, язык трубадуров), язык части населения Юж. Франции и сопредельных территорий Италии и Испании. Носителей О. я. обозначают этнонимом «окситанцы», однако он вторичен и появился позднее лингвонима. О. я. распространён во франц. историч. провинциях Лимузен, Овернь, Лангедок, Прованс, Перигор, Дофине и Гасконь, в районе Валь-д’Аран (Каталония), в обл. Пьемонт (Италия), в Монако. Достоверных данных о числе говорящих на О. я. нет из-за больших различий в степени владения им; приблизит. оценки колеблются от 500 тыс. чел. до 3 млн. чел. (кон. 20 в. – сер. 2000-х гг.).
О. я. относится к романским языкам; в разных их классификациях включается либо в галло-романскую подгруппу, либо в окситано-романскую подгруппу, либо в пиренейскую группу. Делится на 2 крупных диал. ареала: северный (лимузенский, овернский, альпийско-окситанский диалекты) и южный (провансальский, лангедокский диалекты). В лингвистике дискутируется вопрос о статусе идиома, обозначаемого лингвонимом «гасконский язык»: самостоят. язык, близкий к окситанскому, или один из юж. диалектов окситанского яз.
Вокализм О. я. характеризуется ограниченным противопоставлением гласных по открытости-закрытости, отсутствием назализации, большим числом дифтонгов и трифтонгов, включающих полугласные, наличием архифонемы ə, консонантизм – наличием аффрикат, ненулевой реализацией взрывных и нулевой реализацией большинства сонантов в абсолютном исходе слова. В морфологии представлены фонологически ненулевые окончания личных глаголов и мн. ч. имён -s, -es. В синтаксисе наблюдаются согласование прилагательных с существительными по роду и числу, нулевое оформление местоименных подлежащих при личных глаголах, согласование аналитич. форм (см. Аналитизм в языкознании) перфекта трёхвалентных глаголов (см. Валентность в языкознании) с местоименным адресатным дополнением [напр., S’es copada de pan ‘Она (нулевое подлежащее) отрезала себе хлеба’].
Письменно-лит. О. я. начал формироваться в 10 в.; письменность на основе латиницы. В 12–15 вв. староокситанский (старопровансальский) был языком развитой европ. лит-ры (см. Провансальская литература), использовался в делопроизводстве, науке и др. областях. Первые памятники – религ. поэма «Боэций» (нач. 11 в.), агиографич. соч. «Песнь о св. Вере Аженской» (кон. 11 в.). На староокситанском яз. написан древнейший грамматико-риторич. трактат на романском яз. («Las razos de trobar» трубадура Рамона Видаля де Бесалу; ок. 1200). Осн. памятник О. я. – поэзия трубадуров (12–14 вв.). С нач. 16 в. письм. форма О. я. постепенно приходила в упадок (дольше всего сохранялась в сфере делопроизводства), во 2-й пол. 16 в. окончательно вытеснена франц. языком. С этого времени О. я. в его исторически сложившейся форме представляет собой преим. совокупность ненормированных идиомов с ограниченными социальными функциями: в целом это исчезающий язык бытового общения. С нач. 20 в. осуществляются попытки его возрождения. В частности, искусств. путём создана стандартная (эталонная) форма, близкая к наиболее архаичному лангедокскому диалекту. Она изучается как факультативный предмет в школе и на курсах на юге Франции.
Во Франции О. я. признаётся региональным языком, частью культурного достояния. В Валь-д’Аране местный вариант О. я. (аранский) используется в официальной сфере. В Италии в качестве одного из региональных языков О. я. находится под защитой государства (из местного бюджета Пьемонта иногда выделяются средства на поддержку окситанских общественных объединений).