Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОДТЕ́КСТ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 570

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПОДТЕ́КСТ, скры­тый, кон­тек­сту­аль­но обу­слов­лен­ный смысл вы­ска­зы­ва­ния, не сов­па­даю­щий с его пря­мым зна­че­ни­ем. В ос­но­ве П. – от­ме­чен­ное В. В. Ви­но­гра­до­вым свой­ст­во разг. ре­чи, ко­гда «в за­ви­си­мо­сти от си­туа­ции, от на­ме­ре­ний и це­ли го­во­ря­ще­го, от его экс­прес­сии» пред­мет­ные зна­че­ния слов мо­гут ста­но­вить­ся «сред­ст­вом вы­ра­же­ния эмо­цио­наль­но­го смыс­ла». П. был тео­ре­ти­че­ски ос­мыс­лен на ру­бе­же 19–20 вв. под назв. «вто­рой диа­лог» М. Ме­тер­лин­ком (ст. «Тра­гизм по­все­днев­ной жиз­ни», 1896). В Рос­сии по­ня­тие «П.» («под­вод­но­го те­че­ния») бы­ло раз­ра­бо­та­но К. С. Ста­ни­слав­ским и Вл. И. Не­ми­ро­ви­чем-Дан­чен­ко при­ме­ни­тель­но к ана­ли­зу пьес А. П. Че­хо­ва, дей­ст­вую­щие ли­ца ко­то­рых «чув­ст­ву­ют и ду­ма­ют не то, что го­во­рят» (Ста­ни­слав­ский К. С. «Чай­ка» в по­ста­нов­ке Мо­с­ков­ско­го ху­до­жест­вен­но­го те­ат­ра. Л.; М., 1938. С. 112).

В лит-ре, пре­им. ху­до­же­ст­вен­ной, П. мо­жет быть за­дан тех­ни­кой лейт­мо­ти­вов, осо­бым по­строе­ни­ем эпи­зо­дов (под­чёрк­ну­тое со­пос­тав­ле­ние си­туа­ций) и диа­ло­гов ме­ж­ду пер­со­на­жа­ми, ин­тер­тек­сту­аль­но­стью (ци­та­та, ре­ми­нис­цен­ция, па­ро­дия, ал­лю­зия, под­ра­жа­ние), ис­поль­зо­ва­ни­ем эзо­по­ва язы­ка, на­ру­ше­ни­ем ло­гич. и син­так­сич. по­ряд­ка слов, пар­цел­ля­ци­ей, эл­лип­си­сом, а так­же фо­не­ти­ко-рит­мич. ри­сун­ком тек­ста (в осн. в ли­ри­ке). В сфе­ре П. ча­ще все­го ока­зы­ва­ют­ся пе­ре­жи­ва­ния пер­со­на­жей и ли­рич. ге­ро­ев, на­пря­жён­ность их внутр. жиз­ни. Ис­поль­зо­ва­ние П. ши­ро­ко прак­ти­ко­ва­лось в по­эзии сим­во­лиз­ма и пост­сим­во­лиз­ма; в 20 в. П. иг­ра­ет за­мет­ную роль в про­из­ве­де­ни­ях Э. М. Ре­мар­ка, Ф. Каф­ки, Э. Хе­мин­гу­эя (у ко­то­ро­го стал од­ним из осн. творч. прин­ци­пов) и др.

При­ме­ни­тель­но к ак­тёр­ско­му мас­тер­ст­ву тер­мин «П.» обо­зна­ча­ет пси­хо­ло­гич., эмо­цио­наль­но-во­ле­вое на­ча­ло сце­нич. ре­чи.

Лит.: Ви­но­гра­дов В. В. О ху­до­же­ст­вен­ной про­зе. М.; Л., 1930; Силь­ман Т. И. Под­текст как лин­гвис­ти­че­ское яв­ле­ние // Фи­ло­ло­ги­че­с­кие нау­ки. 1969. № 1; Ро­нен О. Лек­си­че­ские и рит­ми­ко-син­так­си­че­ские по­вто­ре­ния и не­кон­тро­ли­руе­мый под­текст // Из­вес­тия РАН. Сер. ли­те­ра­ту­ры и язы­ка. 1997. Т. 56. № 3; Бо­га­ты­рев А. А. Эле­мен­ты не­яв­но­го смыс­ло­об­ра­зо­ва­ния в ху­до­же­ст­вен­ном тек­сте. Тверь, 1998; Stras­berg L. Le travail à l’Actors Stu­dio. P., 2004; Зве­гинцев В. А. Пред­ло­же­ние и его от­но­ше­ние к язы­ку и ре­чи. 3-е изд. М., 2007.

Вернуться к началу