ПОДТЕ́КСТ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОДТЕ́КСТ, скрытый, контекстуально обусловленный смысл высказывания, не совпадающий с его прямым значением. В основе П. – отмеченное В. В. Виноградовым свойство разг. речи, когда «в зависимости от ситуации, от намерений и цели говорящего, от его экспрессии» предметные значения слов могут становиться «средством выражения эмоционального смысла». П. был теоретически осмыслен на рубеже 19–20 вв. под назв. «второй диалог» М. Метерлинком (ст. «Трагизм повседневной жизни», 1896). В России понятие «П.» («подводного течения») было разработано К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко применительно к анализу пьес А. П. Чехова, действующие лица которых «чувствуют и думают не то, что говорят» (Станиславский К. С. «Чайка» в постановке Московского художественного театра. Л.; М., 1938. С. 112).
В лит-ре, преим. художественной, П. может быть задан техникой лейтмотивов, особым построением эпизодов (подчёркнутое сопоставление ситуаций) и диалогов между персонажами, интертекстуальностью (цитата, реминисценция, пародия, аллюзия, подражание), использованием эзопова языка, нарушением логич. и синтаксич. порядка слов, парцелляцией, эллипсисом, а также фонетико-ритмич. рисунком текста (в осн. в лирике). В сфере П. чаще всего оказываются переживания персонажей и лирич. героев, напряжённость их внутр. жизни. Использование П. широко практиковалось в поэзии символизма и постсимволизма; в 20 в. П. играет заметную роль в произведениях Э. М. Ремарка, Ф. Кафки, Э. Хемингуэя (у которого стал одним из осн. творч. принципов) и др.
Применительно к актёрскому мастерству термин «П.» обозначает психологич., эмоционально-волевое начало сценич. речи.