ДХВА́НИ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДХВА́НИ (санскр. dhvani, букв. – звук, отзвук, эхо), одно из важнейших понятий традиц. индийской (санскритской) поэтики. Впервые разработано в трактате «Свет дхвани» («Дхваньялока») Анандавардханой (9 в.), который опирался на традиции инд. языковедч. и поэтологич. мысли. Теоретики языка (Патанджали, Бхартрихари и др.) употребляли слово «Д.» в значении «звук» или «фонема», Анандавардхана же придал этому термину новое концептуальное значение. Развивая идеи предшественников по теории поэзии (Бхарата, Бхамаха, Дандин, Вамана, Удбхата, Рудрата) и учитывая многовековой опыт поэтич. творчества на санскрите и пракритах, он предложил считать высшей формой поэзии ту, которая воздействует на читателя и слушателя не «украшениями» (аланкарами) и др. внешними достоинствами, а своим скрытым (внутренним) смыслом – Д. Понятие «Д.» было связано с понятием раса (восходящим к трактату «Натьяшастра» Бхараты, 2–4 вв.). Теория Д. оказала большое влияние на последующую поэтологич. мысль в Индии (на Абхинавагупту, Маммату, Вишванатха и др.), хотя и не получила безусловного признания. Некоторые совр. инд. мыслители проводят параллели между теорией Д. и герменевтикой.