АНДИ́ЙСКИЕ ЯЗЫКИ́
-
Рубрика: Языкознание
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
АНДИ́ЙСКИЕ ЯЗЫКИ́, подгруппа аваро-андо-цезских языков. Распространены в зап. части Дагестана, гл. обр. в бассейне р. Андийское Койсу (Ботлихский, Цумадинский, Ахвахский, отчасти Шамильский р-ны); см. Андийские народы. Общее количество говорящих на А. я. ок. 40 тыс. чел. (перепись, 2002), по оценке лингвистов (2003) – ок. 70 тыс. чел.
Традиционно в состав А. я. включаются 8 языков; в соответствии с географич. близостью выделяются следующие их подгруппы: 1) андийский (крупнейший язык подгруппы), ботлихский, годоберинский; 2) багвалинский, тиндинский, чамалинский; 3) ахвахский, каратинский. Генетич. отношения между А. я. изучены слабо. Многим из них свойственна ярко выраженная диалектная дифференциация; некоторые диалекты могут претендовать на статус самостоят. языков, т. к. различия между ними сравнимы с различиями между языками, а между носителями соседних диалектов (напр., ахвахских, каратинских) отсутствует взаимопонимание.
Генетически А. я. наиболее близки аварскому языку. По данным глоттохронологии, разделение аваро-андийской общности относится к сер. 2-го тыс. до н. э., а распад общеандийской общности – к сер. 1-го тыс. до н. э. (в науч. лит-ре встречаются и др. хронологич. оценки).
Особенность фонетич. системы А. я. – наличие латерального ряда согласных (L, L’, ł); часто встречается противопоставление шумных согласных (особенно спирантов) по силе; в некоторых языках отмечаются абруптивные спиранты (s’, š’). Система гласных треугольная (i, e, a, o, u); фонематичны противопоставления гласных по долготе и назализации (последняя имеет признаки просодичности; см. Просодические средства языка), причём оба противопоставления исторически являются инновациями. Имеется слоговой тональный акцент; в большинстве языков четырёхтоновая система – высокий, низкий, восходящий, нисходящий тоны (тоны не имеют фонологич. значимости; см. Тон). В большинстве А. я. выделяется 3 именных класса (мужской, женский и неличный; см. Классы именные); в андийском и чамалинском языках их пять, что, скорее всего, отражает исконное состояние; в говорах андийского яз. встречаются двух- и шестиклассные системы. Характерно наличие суффиксальной (иногда префиксальной) позиции для классного показателя у прилагательных и причастий, префиксального классного показателя у части глаголов. От класса существительного зависит показатель косвенной основы, а также показатель род. п. (различаются 2 формы). Среди грамматич. падежей наряду с дательным представлен также аффективный, оформляющий субъект глаголов чувственного восприятия («видеть», «слышать», «знать», иногда «любить» и др.). В системе местных падежей насчитывается 6–7 локализаций (в т. ч. типологически редкая локализация «в контакте с ориентиром»); среди показателей направления помимо эссива («нахождение»), аллатива («движение к») и аблатива («движение от») может быть представлен транслатив («движение по, через»). Отмечается многообразие (до десяти) суффиксов мн. ч. существительного. Система счисления десятеричная (в ахвахском двадцатеричная). Личные местоимения 1-го лица мн. ч. различают формы инклюзива и эксклюзива. Личное согласование в глаголе отмечается (в качестве инновации) в сев. диалекте ахвахского яз. Осн. часть видовременны́х форм индикатива представлена аналитич. конструкциями (причастия, деепричастия, инфинитив с вспомогат. глаголом «быть»); общей для всех А. я. синтетич. глагольной формой является форма прош. вр. (аорист), во мн. языках представлено настоящее общее время (констатив). Различаются показатели императива перех. и неперех. глаголов. Имеется морфологич. каузатив. Редупликация глагольных основ (в осн. частичная) используется для выражения глагольной множественности (дистрибутивность, повторяемость и др.). В лексике А. я. значительно влияние аварского языка; предполагается, что через аварский проникли и многочисл. заимствования из арабских, иранских, тюркских языков.
Все А. я. бесписьменные; с 1990-х гг. предпринимаются отд. попытки введения письменности.
Исследование А. я. началось с 1-й пол. 20 в. (А. М. Дирр, позже А. А. Бокарев); значит. вклад в изучение А. я. внесли Т. Е. Гудава, З. М. Магомедбекова, И. И. Церцвадзе, М. Е. Алексеев, П. Т. Магомедова, Б. М. Атаев, группа моск. исследователей под рук. А. Е. Кибрика и др.