ТИБЕ́ТСКИЕ ЯЗЫКИ́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТИБЕ́ТСКИЕ ЯЗЫКИ́, подветвь бодической ветви тибето-бирманских языков. Распространены в Сев.-Зап. Пакистане, Сев. Индии, в Непале и Бутане, а также в Тибет. автономном р-не и провинциях Цинхай, Ганьсу и Сычуань КНР; см. также Тибетцы. Общее число носителей ок. 8 млн. чел. (нач. 2010-х гг., оценка).
К Т. я. относятся ок. 40 языков, в т. ч. имеющие статус официальных – языки дзонг-кэ (Бутан) и сиккимский тибетский (денджонгка; инд. штат Сикким). Все Т. я. – потомки др.-тибет. языка (см. Тибетский язык), быстро распространившегося в процессе формирования недолго (в 7–9 вв.) просуществовавшей Тибет. империи. Ранее (в т. ч. в отеч. языкознании) их квалифицировали в осн. как диалекты тибет. языка, однако в совр. тибетологии более распространено мнение о том, что данные идиомы представляют собой группу самостоят. языков. Некоторые Т. я. испытывают давление доминирующих региональных языков (непальского языка, китайского, урду) и находятся под угрозой исчезновения.
Существуют 2 традиц. классификации Т. я. Одна из них основана на региональном принципе; в ней противопоставлены западные (преим. Индия и Пакистан), центральные (Тибет. автономный р-н), южные (Непал, Сикким и Бутан) и восточные (кит. провинции Цинхай, Ганьсу и Сычуань) Т. я.; среди последних выделяются подгруппы кхам (южная) и амдо (северная). Др. классификация опирается на данные о развитии др.-тибет. начальных консонантных кластеров; в ней противопоставлены т. н. архаические языки (в первую очередь западные и северо-восточные), сохранившие кластеры, и инновационные языки, где кластеры упростились.
Т. я. отличаются большим фонологич. разнообразием. У них есть общее фонологич. ядро, унаследованное от др.-тибет. яз. (инвентари большинства языков включают фонемы p, ph, k, kh, m, ŋ), однако развитие др.-тибет. начальных консонантных кластеров в восточных Т. я. привело к появлению новых рядов согласных (преназализованных, преаспирированных, прелабиализованных) и противопоставлению большого количества мест образования для фрикативных и аффрикат (альвеолярных, постальвеолярных, ретрофлексных и альвеопалатальных). В результате для восточных Т. я. стали характерны консонантные системы из 40–50 фонем. Большое разнообразие также демонстрируют тональные системы: западные Т. я. преим. лишены тонов, в остальных же региональных группах тональные и атональные языки распределены достаточно хаотически; в некоторых языках идёт процесс возникновения лексич. тонов или утраты тона.
Т. я. строго левоветвящиеся. Глагол, как правило, не согласуется с актантами. Развиты категории эвиденциальности и вежливости. Падеж и число выражаются групповой флексией. Число, а также часто время не является грамматич. категорией.
Большинство Т. я. бесписьменные. Исключение – сиккимский и лит. тибетский языки, использующие традиц. тибет. алфавит (его окказионально применяют носители других Т. я.), яз. дзонг-кэ, использующий его модифициров. вариант, а также ладахи и балти, письменность для которых основана на письме урду.
Изучение Т. я. долгое время находилось в тени исследования тибет. языка, однако в кон. 20 в. ситуация изменилась. Ряд грамматик Т. я. опубликован сотрудниками Ин-та лингвистики Бернского ун-та. Т. я. Индии описаны инд. лингвистами, Т. я. Непала – объект изучения языковедов всего мира. Менее исследованы Т. я. Зап. Китая, с 21 в. там ведут активную полевую работу кит. и зап. лингвисты.