Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНОЛО́Г

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Г. Винокур (языкознание)

МОНОЛО́Г (от мо­но… и греч. λόγος  – сло­во, речь).

В языкознании

В языкознании – форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное, опосредованное восприятие. В отличие от диалога, предполагающего равномерное распределение ответственности его участников за выполнение коммуникации, М. возлагает её лишь на говорящего при отсутствии опоры на восприятие речи слушающим. Поэтому типологически М. иногда определяют как особый случай неадресованного речевого акта (понятие так называемого внутреннего М.). Следовательно, основной дифференциальный признак М. – неявный характер обращения к другому лицу/другим лицам (преимущественно в массовой коммуникации и в письменном тексте). Тем не менее оно всё же не может быть сведено к нулю даже в наиболее чистом виде монологической речи (речевая партия хора в античной драматургии) ввиду социальной природы языкового употребления вообще. То есть любой М. в той или иной мере «диалогизирован» и содержит показатели (обычно внешние – вводные контактные элементы, обращения, риторические вопросы и др.) стремления говорящего преодолеть пассивность восприятия слушающего, вызвать его сопереживание (ср. мнение Г. О. Винокура об отсутствии строгих и абсолютных границ между М. и диалогом в частности). Для М. типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющих индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершённость. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой (художественный М., ораторская речь, бытовое повествование и др.) и функционально-коммуникативной (повествование, рассуждение, убеждение и т. д.) принадлежности речевого акта. Внутрижанровые различия (авторская или прямая речь персонажей в составе художественного текста, научный доклад, агитационное выступление), так же как письменное или устное осуществление речевого акта, обусловливают стилистические особенности М.: строение предложений, синтаксические способы их соединения, лексический отбор, виды взаимодействия элементов книжной и разговорной речи и др. В некоторых видах художественного М., например в сказе, где законам монологической речи подчинено произведение в целом, специальным средством имитации живой разговорной речи служат стилизованные диалогические вкрапления.

В литературе

В ли­те­ра­ту­ре – речь дей­ст­вую­ще­го ли­ца, об­ра­щён­ная к са­мо­му се­бе или к ок­ру­жаю­щим, но, в от­ли­чие от диа­ло­га, обо­соб­лен­ная от ре­п­лик др. пер­со­на­жей. В дра­ме ис­поль­зу­ет­ся для вы­ра­же­ния раз­мыш­ле­ний и на­ме­ре­ний пер­со­на­жей, а так­же для из­ло­же­ния со­бы­тий, не по­лу­чив­ших не­по­сред­ст­вен­но­го во­пло­ще­ния на сце­не. М. при­сущ уже ан­тич­ной дра­ма­тур­гии (в тра­ге­ди­ях – в ви­де рас­ска­зов вест­ни­ков и ли­рич. от­сту­п­ле­ний хо­ра; в ко­ме­ди­ях – в ви­де об­ра­ще­ний хо­ра к зри­те­лям); осо­бое вни­ма­ние ему уде­ля­лось в клас­си­ци­стич. тра­ге­дии. В дра­ма­тур­гии ро­ман­тиз­ма М. уд­ли­ня­ет­ся и его роль воз­рас­та­ет. В кон. 19–20 вв. М. стал ос­но­вой жан­ра мо­но­драмы. М. рас­про­стра­нён так­же в эпич. жан­рах (напр., рас­сказ от пер­во­го ли­ца, в т. ч. сказ). В про­зе кон. 19–20 вв. ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся т. н. внут­рен­ний М. К мо­но­ло­гич. вы­ска­зы­ва­нию час­то тя­го­те­ет ли­ри­ка.

Лит.: Ви­но­гра­дов В. В. Сти­ли­сти­ка. Тео­рия по­эти­че­ской ре­чи. По­эти­ка. М., 1963; Хо­ло­до­вич А. А. О ти­по­ло­гии ре­чи // Ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. М., 1967; Гель­гардт Р. Р. Рас­су­ж­де­ние о диа­ло­гах и мо­но­ло­гах (к об­щей тео­рии вы­ска­зы­ва­ния) // Сбор­ник док­ла­дов и со­об­ще­ний лин­гвис­ти­че­ско­го об­ще­ст­ва. Ка­ли­нин, 1971. Т. 2. Вып. 1; Бах­тин М. М. Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры и эс­те­ти­ки. М., 1975; Ви­но­кур Г. О. Язык «Бо­ри­са Го­ду­но­ва» // Ви­но­кур Г. О. О язы­ке ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. 3-е изд. М., 2009. См. так­же лит. при ст. Диа­лог.

  • МОНОЛО́Г в языкознании – форма речи; в ли­те­ра­ту­ре – речь дей­ст­вую­ще­го ли­ца, обо­соб­лен­ная от ре­п­лик др. пер­со­на­жей (2012)
Вернуться к началу