Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНОЛО́Г

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Электронная версия:



Авторы: Т. Г. Винокур (языкознание)

МОНОЛО́Г (от мо­но…

 >>
и греч. λόγος  – сло­во, речь).

В языкознании

В языкознании – форма речи

 >>
, образуемая в результате активной речевой деятельности
 >>
, рассчитанная на пассивное, опосредованное восприятие. В отличие от диалога
 >>
, предполагающего равномерное распределение ответственности его участников за выполнение коммуникации
 >>
, М. возлагает её лишь на говорящего при отсутствии опоры на восприятие речи слушающим. Поэтому типологически М. иногда определяют как особый случай неадресованного речевого акта
 >>
(понятие так называемого внутреннего М.). Следовательно, основной дифференциальный признак М. – неявный характер обращения к другому лицу/другим лицам (преимущественно в массовой коммуникации и в письменном тексте). Тем не менее оно всё же не может быть сведено к нулю даже в наиболее чистом виде монологической речи (речевая партия хора в античной драматургии) ввиду социальной природы языкового употребления вообще. То есть любой М. в той или иной мере «диалогизирован» и содержит показатели (обычно внешние – вводные контактные элементы, обращения, риторические вопросы и др.) стремления говорящего преодолеть пассивность восприятия слушающего, вызвать его сопереживание (ср. мнение Г. О. Винокура
 >>
об отсутствии строгих и абсолютных границ между М. и диалогом в частности). Для М. типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющих индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершённость. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой (художественный М., ораторская речь
 >>
, бытовое повествование и др.) и функционально-коммуникативной (повествование, рассуждение, убеждение и т. д.) принадлежности речевого акта. Внутрижанровые различия (авторская или прямая речь персонажей в составе художественного текста, научный доклад, агитационное выступление), так же как письменное или устное осуществление речевого акта, обусловливают стилистические особенности М.: строение предложений, синтаксические способы их соединения, лексический отбор, виды взаимодействия элементов книжной и разговорной речи и др. В некоторых видах художественного М., например в сказе, где законам монологической речи подчинено произведение в целом, специальным средством имитации живой разговорной речи служат стилизованные диалогические вкрапления.

В литературе

В ли­те­ра­ту­ре – речь дей­ст­вую­ще­го ли­ца, об­ра­щён­ная к са­мо­му се­бе или к ок­ру­жаю­щим, но, в от­ли­чие от диа­ло­га, обо­соб­лен­ная от ре­п­лик др. пер­со­на­жей. В дра­ме ис­поль­зу­ет­ся для вы­ра­же­ния раз­мыш­ле­ний и на­ме­ре­ний пер­со­на­жей, а так­же для из­ло­же­ния со­бы­тий, не по­лу­чив­ших не­по­сред­ст­вен­но­го во­пло­ще­ния на сце­не. М. при­сущ уже ан­тич­ной дра­ма­тур­гии (в тра­ге­ди­ях – в ви­де рас­ска­зов вест­ни­ков и ли­рич. от­сту­п­ле­ний хо­ра; в ко­ме­ди­ях – в ви­де об­ра­ще­ний хо­ра к зри­те­лям); осо­бое вни­ма­ние ему уде­ля­лось в клас­си­ци­стич. тра­ге­дии. В дра­ма­тур­гии ро­ман­тиз­ма М. уд­ли­ня­ет­ся и его роль воз­рас­та­ет. В кон. 19–20 вв. М. стал ос­но­вой жан­ра мо­но­драмы

 >>
. М. рас­про­стра­нён так­же в эпич. жан­рах (напр., рас­сказ от пер­во­го ли­ца, в т. ч. сказ
 >>
). В про­зе кон. 19–20 вв. ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся т. н. внут­рен­ний М. К мо­но­ло­гич. вы­ска­зы­ва­нию час­то тя­го­те­ет ли­ри­ка.

Лит.: Ви­но­гра­дов В. В. Сти­ли­сти­ка. Тео­рия по­эти­че­ской ре­чи. По­эти­ка. М., 1963; Хо­ло­до­вич А. А. О ти­по­ло­гии ре­чи // Ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. М., 1967; Гель­гардт Р. Р. Рас­су­ж­де­ние о диа­ло­гах и мо­но­ло­гах (к об­щей тео­рии вы­ска­зы­ва­ния) // Сбор­ник док­ла­дов и со­об­ще­ний лин­гвис­ти­че­ско­го об­ще­ст­ва. Ка­ли­нин, 1971. Т. 2. Вып. 1; Бах­тин М. М. Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры и эс­те­ти­ки. М., 1975; Ви­но­кур Г. О. Язык «Бо­ри­са Го­ду­но­ва» // Ви­но­кур Г. О. О язы­ке ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. 3-е изд. М., 2009. См. так­же лит. при ст. Диа­лог.

  • МОНОЛО́Г в языкознании – форма речи; в ли­те­ра­ту­ре – речь дей­ст­вую­ще­го ли­ца, обо­соб­лен­ная от ре­п­лик др. пер­со­на­жей (2012)
Вернуться к началу