Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУМБА́И

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 430-432

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: А. С. Бугров (экономика), В. П. Кашин (история), П. С. Павлинов (архитектура)

МУМБА́И (до 1995 Бом­бей), го­род на за­па­де Ин­дии, адм. центр шта­та Ма­ха­раш­тра. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­но со­сто­ит из двух час­тей: Юж. Мум­баи (т. н. Ост­ров­ной го­род) и При­го­род­ный ок­руг, об­ра­зую­щих Гор. кор­по­ра­цию Боль­шо­го Мум­баи. Круп­ней­ший по чис­лу жи­те­лей (12,48 млн. чел. в 2011, пе­ре­пись) го­род стра­ны и один из круп­ней­ших в ми­ре. С близ­ле­жа­щи­ми го­ро­да­ми (все­го ок. 20, в т. ч. го­ро­да-«мил­лио­не­ры» – Тха­на, Каль­ян

 >>
и На­ви-Мум­баи) об­ра­зу­ет аг­ло­ме­ра­цию с нас. св. 18,4 млн. чел. (2011; 12,6 млн. чел. в 1991, 16,4 млн. чел. в 2001). Рас­по­ло­жен на о. Сол­сетт (за­ни­ма­ет юж. и центр. час­ти ост­ро­ва), от­де­лён­ном от сев. час­ти по­бе­ре­жья Кон­кан Ара­вий­ско­го м. ру­ка­ва­ми дель­ты р. Ул­хас и глу­бо­ко­вод­ной бух­той Бом­бей; вклю­ча­ет ряд близ­ле­жа­щих мел­ких ост­ро­вов: Эле­фан­та, Бут­чер и др. Круп­ный транс­порт­ный узел (в рам­ках про­екта «Зо­ло­той че­ты­рёх­уголь­ник» М. со­еди­нён ав­то­стра­да­ми и ж.-д. ма­ги­стра­ля­ми с Нью-Де­ли, Каль­кут­той, Чен­наи). Мор. пор­ты: Мум­баи (на тер­ри­то­рии Юж. М.) и Джа­ва­хар­лал-Не­ру (Нха­ва-Ше­ва; в го­ро­де-спут­ни­ке На­ви-Мум­баи, на про­ти­во­по­лож­ном бе­ре­гу бух­ты Бом­бей); функ­цио­ни­ру­ют па­ром­ные пе­ре­пра­вы в го­ро­да Али­баг, На­ви-Мум­баи, на о. Эле­фан­та и др. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт им. Чхат­ра­па­ти Ши­вад­жи. Зна­чит. роль в гор. пе­ре­воз­ках иг­ра­ют так­си и мно­го­числ. 3-ко­лёс­ные мо­то- и ве­ло­рик­ши. Ве­дёт­ся строи­тель­ст­во мет­ро­по­ли­те­на (с 2006) и мо­но­рель­со­вой до­ро­ги (с 2009).

Назв. го­ро­да про­ис­хо­дит от име­ни бо­ги­ни Мум­ба­де­ви, по­чи­тав­шей­ся ме­ст­ны­ми ры­ба­ка­ми. В раз­ное вре­мя тер­ри­то­рия совр. М., вклю­чав­шая при­бреж­ные ост­ро­ва (Бом­бей, Вор­ли, Ко­ла­ба, Ма­за­га­он, Ма­лый Ко­ла­ба, Ма­хим, Па­рел), вхо­ди­ла в со­став им­пе­рии Ма­урь­ев

 >>
, го­су­дарств Са­та­ва­ха­нов, Ча­лукь­ев
 >>
, Раш­тра­ку­тов
 >>
, Яда­вов
 >>
и сул­та­на­тов Гуд­жа­ра­та
 >>
. В 1534 ост­ро­ва­ми ов­ла­де­ли пор­ту­галь­цы, в 1661 пе­ре­да­ли их брит. ко­ро­лю Кар­лу II
 >>
Стю­ар­ту как часть при­да­но­го ин­фан­ты Ека­те­ри­ны Бра­ганс­ской. В 1668 Карл II ус­ту­пил ост­ро­ва в арен­ду Брит. Ост-Инд­ской ком­па­нии. В 1717 по­строе­ны тор­го­вая фак­то­рия и форт, во­круг ко­то­рых сло­жил­ся го­род-порт Бом­бей. В 1773–1937 сто­ли­ца од­но­им. пре­зи­дент­ст­ва. В 1817–62 про­стран­ст­во ме­ж­ду ост­ро­ва­ми осу­ше­но, и они объ­еди­не­ны в один – о. Бом­бей (ны­не об­ра­зу­ет Юж. Мум­баи). На­чал­ся бы­ст­рый рост при­го­ро­дов, че­му спо­соб­ст­во­ва­ла про­клад­ка в 1852 пер­вой ж. д. Бом­бей – Тха­на. В 1885 в Бом­бее со­здан Ин­дийский на­цио­наль­ный кон­гресс
 >>
; в 1942 здесь на­ча­лось дви­же­ние «Вон из Ин­дии!», в 1946 про­изо­ш­ло вос­ста­ние во­ен. мо­ря­ков. В 1937–50 Бом­бей – адм. центр од­но­им. про­вин­ции, в 1950–60 – шта­та, с 1960 адм. центр шта­та Ма­ха­раш­тра. В 1950 Ста­рый Бом­бей (ны­не Юж. Мум­баи) объ­еди­нён с При­го­род­ным ок­ру­гом в Гор. кор­по­ра­цию Боль­шо­го Бом­бея (по­сте­пен­но о. Бом­бей слил­ся с о. Сол­сетт). В 1972 для де­цент­ра­ли­за­ции го­ро­да и сни­же­ния на­груз­ки на его порт был ос­но­ван город-спут­ник – Нью-Бом­бей (ны­не Нави-Мум­баи). В 2008 в го­ро­де со­вер­ше­на се­рия те­рак­тов, в ре­зуль­та­те ко­то­рых по­гиб­ли 195, по­стра­да­ли ок. 300 чел.

Мумбаи. Вид города.
Здание Городской корпорации Большого Мумбаи. 1884–93. Архитектор Ф. У. Стивенс. Фото П. С. Павлинова

На о. Бом­бей, глав­ном из 7 пер­во­на­чаль­ных ост­ро­вов го­ро­да, бы­ли по­строе­ны: пор­туг. форт (16 в., сохр. фраг­мен­ты), анг­ли­кан­ская ц. Сент-То­мас (ны­не со­бор; 1672–1718; нео­го­тич. баш­ня – 1838 и ча­сов­ня – 1860), зда­ние та­мож­ни (1714, над­строе­но в 1895), в сти­ле нео­клас­си­циз­ма – зда­ние гор. ад­ми­ни­ст­ра­ции (1820–35, арх. Т. Кау­пер; ны­не Ази­ат­ское об-во М.), мо­нет­ный двор (1824–27, арх. Дж. Хо­кинс). На о. Па­рел – ие­зу­ит­ский мо­на­стырь (1673, пе­ре­стро­ен; с 1719 ре­зи­ден­ция гу­бер­на­то­ра; с 1899 про­ти­во­чум­ная ла­бо­ра­то­рия, с 1925 Ин-т бак­те­рио­ло­гии им. В. А. Хав­ки­на) и англ. фор­ты Си­он (1669–77) и Сев­ри (1680). На о. Вор­ли – англ. форт (ок. 1675, пе­ре­стро­ен). На о. Ма­хим – англ. форт (1669, ук­ре­п­лён в 1684; сохр. руи­ны). На о. Ко­ла­ба – об­сер­ва­то­рия (1826) и ран­няя нео­го­тич. т. н. Аф­ган­ская ц. (Св. еван­ге­ли­ста Ио­ан­на, 1847–58; в честь по­гиб­ших в хо­де анг­ло-аф­ган­ской вой­ны 1838–42).

Музей Чхатрапати Шиваджи Махарадж Васту Санграхалайя (бывший Музей принца Уэльского). 1909–15. Архитекторы Дж. Уиттет, Дж. Бегг. Фото П. С. Павлинова

Рас­по­ло­жен­ные в юж. час­ти М. ста­рые гор. рай­оны Ко­ла­ба, Ка­ла-Гхо­да и Форт (на мес­те англ. кре­по­сти кон. 17 в. – 1720-х гг., ра­зо­бра­на в 1864) с пра­виль­ной пла­ни­ров­кой и ши­ро­ки­ми ули­ца­ми за­строе­ны пре­им. в пос­лед­ней тре­ти 19 – нач. 20 вв. в ду­хе вик­то­ри­ан­ско­го сти­ля

 >>
(пре­им. англ. нео­го­ти­ки, час­то в ду­хе нац. ро­ман­тиз­ма с эле­мен­та­ми инд. ар­хи­тек­ту­ры 15–18 вв.): быв. гос­ти­ни­ца «Уот­сон» (со­ору­же­на в 1867–69 из чу­гун­ных кон­ст­рук­ций, про­из­ве­дён­ных в Анг­лии, инж. Р. М. Ор­диш), Ста­рый сек­ре­та­ри­ат (1867–74, арх. Г. Сен-Клер Уил­кинс), Кро­форд­ский ры­нок (1869–1871, арх. У. Эмер­сон; рель­еф скульп­то­ра Дж. Л. Ки­п­лин­га), б-ка Д. Сас­су­на (1870), зда­ние Шко­лы ис­кусств (1877); Ко­ро­лев­ский дом мо­ря­ков (ны­не зда­ние Гор. со­ве­та; 1872–76, арх. Ф. У. Сти­венс) с фон­та­ном Вел­линг­то­на (1865); нео­го­тич. ж.-д. во­кзал Вик­то­рия-Тер­ми­нус (с 1998 – Чха­тра­па­ти-Ши­вад­жи) с ис­поль­зо­ва­ни­ем ке­ра­мич. пли­ток, вит­ра­жей (1878–87; вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия
 >>
; см. ил­лю­ст­ра­ции к ст. Ин­дия
 >>
), зда­ние Гор. кор­по­ра­ции Бом­бея (ны­не Гор. кор­по­ра­ции Боль­шо­го Мум­баи; 1884–93; оба с эле­мен­та­ми ин­до-са­ра­цин­ско­го сти­ля, арх. Сти­венс), ж.-д. во­кзал Черч­гейт (1894–96, арх. Сти­венс); но­вый поч­тамт в ин­до-са­ра­цин­ском сти­ле (1904–13, арх. Дж. Бегг).

Гостиница «Тадж-Махал». 1899–1903. Архитектор У. Чемберс. Фото П. С. Павлинова

На ул. Ма­хат­мы Ган­ди (од­на из гл. улиц М.) и со­сед­ней ул. Бхау­рао-Па­тил-Марг в это же вре­мя по­строе­ны зда­ния Гос. деп-та об­ществ. ра­бот (1869–72, арх. Г. Сент-Клер Уил­кинс), Ун-та (Зал со­б­ра­ний, 1869–74; б-ка с ча­со­вой баш­ней Рад­жа­баи, 1869–78, оба – арх. Г. Скотт; зда­ния ад­ми­ни­ст­ра­ции 1952), кол­лед­жа М. Эль­фин­сто­на (1871), те­ле­гра­фа (1871–74), Вер­хов­но­го су­да (1871–79), Но­вой инд. стра­хо­вой ком­па­нии, Му­зея прин­ца Уэль­ско­го в ин­до-са­ра­цин­ском сти­ле (1909–15, ар­хи­тек­то­ры Дж. Уит­тет, Дж. Бегг; при­строй­ки 1937), Ин-та нау­ки (1911–20, арх. Уит­тет; ны­не при Мум­бай­ском ун-те). На бе­ре­гу бух­ты Бом­бей – гос­ти­ни­ца «Тадж-Ма­хал» (1899–1903, арх. У. Чем­берс) и три­ум­фаль­ная ар­ка «Во­ро­та Ин­дии» в ду­хе гуд­жа­рат­ской ар­хи­тек­ту­ры 16 в. (1914–1924, арх. Уит­тет). Вдоль вост. бе­ре­га Юж. Мум­баи рас­по­ло­же­ны скла­ды, до­ки (на­ча­ли стро­ить­ся с 1736; пе­ре­строе­ны в 1875–1905), при­ча­лы, жи­лые квар­та­лы быв. «Чёр­но­го го­ро­да», пром. р-н Па­рел; вдоль зап. бе­ре­га – бо­га­тые квар­та­лы с вил­ла­ми, р-н Ма­ла­бар-Хилл с пар­ком «Ви­ся­чий сад» (1880), пя­тью т. н. баш­ня­ми Мол­ча­ния для по­хо­рон­но­го об­ря­да пар­сов, ки­но­сту­дия­ми Бол­ли­ву­да. Сре­ди др. куль­то­вых по­стро­ек со­хра­ни­лись: ин­дуи­ст­ские хра­мы (Вал­кеш­вар, 1127, раз­ру­шен в 16 в., вос­ста­нов­лен в 1715; Мум­ба­де­ви, 1753; Ба­бул­натх, 1780, шпиль – 1900; Ма­ха­лаш­ми, ок. 1785; Сидд­хи­ви­на­як, 1801; Бху­леш­вар, 19 в.; Су­рья-На­ра­ян, 1899; и др.), ме­че­ти (Хад­жи-Али, 1431, пе­ре­строе­на; Джа­ма-Масд­жид, 1775–1802), Рау­дат-Тахе­ра; хри­сти­ан­ские церк­ви (арм. ц. Св. Пет­ра, 1796; нео­го­тич. ка­то­лич. со­бор Св. Име­ни Хри­ста, 1905; ка­то­лич. ц. Бо­го­ма­те­ри Гло­рия, 1910-е гг.), храм пар­сов (1790), си­на­го­ги (Кнес­сет-Элия­ху, 1884, и др.), джайн­ский храм (1904).

В 1920–30-е гг. по­строе­ны жи­лые и об­ществ. зда­ния в сти­ле ар де­ко

 >>
(в т. ч. на шос­се Ма­рин-драйв, про­ло­жен­ном в 1920 вдоль бух­ты Бак-Бей, а так­же на ул. Черч­гейт), ки­но­те­ат­ры «Эрос» (1935–38) и «Мет­ро» (ны­не Metro BIG Cinema; 1938, арх. Т. Лaм). С сер. 20 в. (по пла­ну 1948) го­род рас­ши­ря­ет­ся на се­вер и се­ве­ро-вос­ток, стро­ят­ся зда­ния в рус­ле мо­дер­низ­ма и по­стмо­дер­низ­ма: ак­ва­ри­ум Та­ра­по­ре­ва­ла (1951); ц. Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла в р-не Ма­хим (1973), квар­тал ху­дож­ни­ков в р-не Бе­ла­пур, жи­лой дом Кан­чанд­жун­га (1970–83; все – арх. Ч. Кор­реа
 >>
); Атом­ный н.-и. центр Тром­бей (1954), Инд. тех­но­ло­гич. ин-т (1961–66, по­стро­ен с по­мо­щью СССР), Музей науки и техники с пла­не­та­ри­ем (1977), за­строй­ка квар­та­ла «На­ри­ман-Пойнт» (с 1970-х гг.), зда­ние Бом­бей­ской фон­до­вой бир­жи (1980), мост че­рез бух­ту Ма­хим ме­ж­ду рай­она­ми Бан­д­ра и Вор­ли (2000–09), 27-этаж­ный ча­ст­ный жи­лой дом «Ан­ти­лия» (2003–2010; ар­хит. бю­ро «Perkins & Will»; выс. 173 м), два 60-этаж­ных не­бо­скрё­ба квар­та­ла «Им­пе­ри­ал» (2005–10; арх. Ха­физ Кон­трак­тор; выс. 210 м).

В При­го­род­ном ок­ру­ге М.: в Нац. пар­ке им. Санд­жая Ган­ди (1983) – буд­дий­ский хра­мо­вый ком­плекс (в 109 пе­ще­рах Канхе­ри; 3 в. до н. э. – 9 в. н. э.), озё­ра Тул­си и Ви­хар; так­же оз. По­вай; в р-не Джо­геш­ва­ри – буд­дий­ские пе­щер­ные хра­мы (6 в. н. э.); в р-не Ан­де­ри – руи­ны пор­туг. ц. Св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (1579); в р-не Бан­д­ра – пор­туг. ц. Ап. Ан­д­рея (1575), руи­ны пор­туг. фор­та Кас­тел­ло-де-Агуа­да (1640), храм пар­сов, нео­го­тич. ка­то­лич. ба­зи­ли­ка Ма­унт-Мэ­ри (1760); на о. Мадх – пор­туг. форт (17 в.). В бух­те Бом­бей – о. Эле­фан­та с пе­щер­ны­ми хра­ма­ми, вклю­чён­ны­ми в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия. Зна­чит. часть тер­ри­то­рии М. (в осн. на се­ве­ре) за­ни­ма­ют тру­що­бы, где про­жи­ва­ет св. 1/2 на­се­ле­ния го­ро­да.

М. – круп­ный центр нау­ки, об­ра­зо­вания и куль­ту­ры Ин­дии. Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – Ин-т со­ци­аль­ных на­ук им. Дж. Та­та (1936), Инд. ин-т ми­ро­вой куль­ту­ры (1945), Ин-т фун­дам. ис­сле­до­ва­ний им. Дж. Та­та (TIFR; 1945), Центр атом­ных ис­сле­до­ва­ний им. Х. Ба­ба (BARC; ос­но­ван в 1954 как Атом­ный н.-и. центр Тром­бей, совр. назв. с 1966), Ин-т управ­ле­ния и ис­сле­до­ва­ний (1981), Нац. ин-т им. Х. Ба­ба (2005); ряд на­уч. об­ществ, ас­со­циа­ций и сою­зов, в т. ч. ста­рей­шие – Ази­ат­ское об-во М. (1804), Об-во ес­теств. ис­то­рии (1883), Мум­бай­ский мед. со­юз (1883), Ан­тро­по­ло­гич. об-во (1886). Круп­ные ву­зы: Мум­бай­ский ун-т [1857; в его со­ста­ве Тех­но­ло­гич. ин-т Вир­ма­та Джид­жа­бай (1887), Ин-т хи­мич. тех­но­ло­гии (1933)], Ун-т для обу­че­ния жен­щин (1896), Инд. тех­но­ло­гич. ин-т (1958) и др. Б-ка Ази­ат­ско­го об-ва (1833). Му­зеи: Бхау Дад­жи Ла­да (ос­но­ван в 1855, в 1872–1975 Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та; ар­хео­ло­гич. со­б­ра­ние, кол­лек­ция карт, фо­то­гра­фий; зда­ние 1857–71 в пар­ке Джид­жа­ма­та Удя­ан; в пар­ке – Бо­та­нич. сад и зоо­парк), ес­теств. ис­то­рии (1883), Чхат­ра­па­ти Ши­вад­жи Ма­ха­радж Вас­ту Сан­гра­ха­лайя (ос­но­ван в 1905 как Му­зей прин­ца Уэль­ско­го, от­крыт в 1922; др.-инд. скульп­ту­ра, кар­ти­ны ев­роп. школ, инд. ми­ниа­тю­ра, де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное иск-во), Ин-та инд. ис­то­рии и куль­ту­ры Хе­рас (1926; ар­хео­ло­гич. со­б­ра­ние, скульп­ту­ра из Ганд­ха­ры, Мат­ху­ры, др. цен­тров и ис­то­рич. об­лас­тей), Ма­ни-Бха­ван (Му­зей М. Ган­ди

 >>
, жив­ше­го в до­ме в 1917–34), транс­пор­та и др. На­уч. центр им. Дж. Не­ру (ос­нован в 1977 как Му­зей нау­ки и тех­ни­ки, совр. назв. с 1985). Ху­дож. га­ле­рея Дже­хан­гир (1952), Нац. га­ле­рея совр. иск-ва (1996). Нац. центр ис­пол­ни­тель­ских ис­кусств (1966). Бом­бей­ский ка­мер­ный ор­кестр (1962), Сим­фо­нич. ор­кестр Ин­дии (2006). М. – круп­ней­ший центр ки­но­ин­ду­ст­рии Ин­дии, где рас­по­ло­жен Бол­ли­вуд (от ста­ро­го назв. го­ро­да – Бом­бей и Гол­ли­ву­д
 >>
); здесь на­хо­дят­ся Ин-т ак­тёр­ско­го мас­тер­ст­ва им. К. Ам­ро­хи (1995) и Ме­ж­ду­нар. ака­де­мия инд. ки­но (2000). Про­во­дит­ся Ме­ж­ду­нар. ки­но­фес­ти­валь до­ку­мен­таль­ных, ко­рот­ко­мет­раж­ных и ани­мац. филь­мов (с 1990, 1 раз в 2 го­да).

Один из спор­тив­ных цен­тров стра­ны. Круп­ней­шие кри­кет­ные ста­дио­ны: им. Д. Я. Па­ти­ла (55 тыс. мест; в На­ви-Мум­баи), им. С. К. Ванк­хе­де (45 тыс. мест), им. лор­да Брей­бор­на (20 тыс. мест). Еже­год­но про­во­дят­ся: дер­би «Ма­ха­лак­шми Рейс­корс» (в фев­ра­ле; пер­вые со­стя­за­ния со­стоя­лись в 1798) в Рой­ал-Уэс­терн-Ин­диа-Терф-Клаб, ма­ра­фон (с 2004).

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг. М. – фи­нан­со­во-эко­но­мич. сто­ли­ца стра­ны; здесь рас­по­ло­же­ны Ре­зерв­ный банк Ин­дии (вы­пол­ня­ет функ­ции центр. бан­ка стра­ны) и мо­нет­ный двор (один из че­ты­рёх в Ин­дии), го­лов­ные офи­сы гл. гос. (State Bank of India, Bank of India) и ча­ст­ных (ICICI Bank, HDFC Bank, Bank of Baroda) бан­ков, стра­хо­вых и кон­сал­тин­го­вых ком­па­ний, две ве­ду­щие фон­до­вые бир­жи стра­ны – Бом­бей­ская фон­до­вая бир­жа (1875, ста­рей­шая в Азии) и Нац. фон­до­вая бир­жа Ин­дии (1992), штаб-квар­ти­ры круп­ней­ших ин­дий­ских кор­по­ра­ций (в т. ч. «Tata Group», «Re­liance Industries», «Aditya Birla Group»), пред­ста­ви­тель­ст­ва мно­го­числ. ме­ж­ду­нар. ком­па­ний.

Круп­ный центр ту­риз­ма (в т. ч. куль­тур­но-по­зна­ва­тель­ный и спор­тив­но-раз­вле­ка­тель­ный, пляж­ный от­дых). Раз­ви­ты гос­ти­нич­ное хо­зяй­ст­во и рес­то­ран­ное де­ло. Важ­ное зна­че­ние имеет пре­до­став­ле­ние транс­порт­ных и ло­ги­стич. ус­луг (в М. осуществляется св. 40% внеш­не­тор­го­вых опе­ра­ций Ин­дии). Гру­зо­обо­рот пор­та Мум­баи 54,5 млн. т (2009/10), пор­та Джа­ва­хар­лал-Не­ру (спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на об­ра­бот­ке кон­тей­не­ров) – 60,7 млн. т (в т. ч. св. 4 млн. кон­тей­не­ров ДФЭ). В М. – Зап. штаб опе­ра­тив­но­го ко­ман­до­ва­ния и од­на из трёх осн. баз ВМС Ин­дии. 2 гл. ж.-д. во­кза­ла: Чхат­ра­па­ти-Ши­вад­жи (вост. и юж. на­прав­ле­ние пе­ре­во­зок) и Черч­гейт (сев. на­прав­ле­ние); сеть при­го­род­ных элек­три­фи­ци­ров. же­лез­ных до­рог М. – од­на из са­мых за­гру­жен­ных в ми­ре (еже­днев­но пе­ре­во­зит­ся ок. 7 млн. пас­са­жи­ров). Аэ­ро­порт М. – круп­ней­ший в Юж. Азии (24,3 млн. пас­са­жи­ров и 530,3 тыс. т гру­зов в 2009). Сре­ди др. зна­чи­мых сек­то­ров сфе­ры ус­луг – тор­гов­ля, те­ле­ком­му­ни­ка­ции и ИТ (в т. ч. биз­нес-парк «Millennium» в На­ви-Мум­баи), ин­ду­ст­рия раз­вле­че­ний и мо­ды.

Важ­ный пром. центр (в аг­ло­ме­ра­ции про­из­во­дит­ся 1/4 стои­мо­сти пром. про­дук­ции стра­ны). Гл. от­рас­ли ма­ши­но­строе­ния: ав­то­мо­биль­ная (в осн. про­из-во разл. де­та­лей и уз­лов, мо­то­рикш; в при­го­ро­де Кан­ди­ва­ли – за­вод по вы­пус­ку гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей ком­па­нии «Ma­hindra & Mahindra»); су­до­строе­ние и су­до­ре­монт (в т. ч. ком­па­ния «Mazagon Dock Ltd.» – гражд. и во­ен. су­да), стан­ко­строе­ние. Дейст­ву­ют НПЗ ком­па­ний «Bharat Petroleum» (мощ­ность 12 млн. т сы­рой неф­ти в год) и «Hindustan Petro­leum» (6,5 млн. т). Хи­ми­че­ская (син­те­тич. смо­лы, пла­ст­мас­сы, кра­си­те­ли, ки­сло­ты и щё­ло­чи, ми­нер. удоб­ре­ния), фар­ма­цев­тич., лёг­кая (в осо­бен­но­сти тек­стиль­ная – хлоп­ча­то­бу­маж­ные и син­те­ти­че­ские тка­ни; так­же швей­ная, ко­же­вен­но-обув­ная), пи­ще­вая пром-сть. Энер­го­снаб­же­ние аг­ло­ме­ра­ции обес­пе­чи­ва­ют АЭС в г. Та­ра­пур (1400 МВт, круп­ней­шая в Ин­дии) и при­над­ле­жа­щие ком­пании «Tata Power» ТЭС «Trom­bay» (1330 МВт) и ряд ГЭС (со­во­куп­ная мощ­ность 428 МВт) у под­но­жия Зап. Гат.

В 160 км к се­ве­ро-за­па­ду от М., на шель­фо­вой зо­не Ара­вий­ско­го м., ве­дёт­ся до­бы­ча неф­ти на круп­ном ме­сто­рож­де­нии Мум­баи-Хай (быв. Бом­бей-Хай; вхо­дит в Кам­бей­ский неф­те­га­зо­нос­ный бас­сейн

 >>
).

Лит.: Edwardes S. M. The rise of Bombay. Bom­bay, 1902; Claridge G. Old and new Bombay. Bombay, 1911; Sheppard S. T. Bombay. Bombay, 1932; Davies P. Splendours of the Raj: British architecture in India, 1660 to 1947. L., 1985; Tindall G. City of Gold: the biography of Bombay. Harmondsworth, 1992; Patel S., Thorner A. Bombay: metaphor for modern India. Bombay; Oxf., 1995; London C. W. Bombay gothic. Mumbai, 2002; Mehta S. Maximum city: Bombay lost and found. L., 2005; Patel S., Masselos J. Bombay and Mumbai: the city in transition. Oxf.; Delhi, 2007; Krack R. Kul­tur­schock Mumbai. Bielefeld, 2008.

Вернуться к началу