Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́НУЯ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 575-577

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Галкина (экономика)

ГЕ́НУЯ (Genova), го­род в Сев. Ита­лии, адм. центр обл. Ли­гу­рия и пров. Ге­нуя. Нас. 599 тыс. чел. (2006). Го­род, вы­тя­ну­тый уз­кой по­ло­сой вдоль Ге­ну­эз­ско­го зал. Ли­гу­рий­ско­го м. бо­лее чем на 30 км, ам­фи­те­ат­ром под­ни­ма­ет­ся по скло­нам при­бреж­ных Ли­гу­рий­ских Апен­нин до выс. ок. 600 м (по до­ли­нам рек Паль­чев­ра и Би­са­ньо рас­про­стра­ня­ет­ся на 15 км от по­бе­ре­жья). В пре­де­лах ур­ба­ни­зир. р-на Боль­шая Ге­нуя [сфор­ми­ро­вал­ся в 1930-е гг., вклю­ча­ет бо­лее 70 бли­жай­ших не­боль­ших пром. (Се­ст­ри-По­нен­те, Кор­ниль­я­но-Ли­гу­ре, Сам­пьер­да­ре­на и др.) и ку­рорт­ных (Ра­пал­ло, Пор­то­фи­но и др.) го­ро­дов] про­жи­ва­ет ок. 700 тыс. чел. Г. – один из гл. транс­порт­ных уз­лов стра­ны. Мор. порт Г. – один из круп­ней­ших в Ита­лии и Сре­ди­зем­но­мо­рье; яв­ля­ет­ся аван­пор­том Швей­ца­рии и Юж. Гер­ма­нии. Гру­зо­обо­рот 56,5 млн. т (из них св. 1,6 млн. кон­тей­не­ров ДФЭ, 2005; по кон­тей­нер­ным пе­ре­воз­кам Г. ис­пы­ты­ва­ет силь­ную кон­ку­рен­цию с пор­та­ми Сев. Ев­ро­пы и Трие­стом). Ок. 20 млн. т со­став­ля­ют неф­тя­ные гру­зы, по­сту­паю­щие че­рез га­вань Муль­те­до, вво­зят­ся так­же ме­тал­ло­лом, ру­ды ме­тал­лов, уголь, кокс, хи­ми­ка­ты, хло­пок и др.; вы­во­зят­ся го­то­вые пром. из­де­лия, в осн. про­дук­ция тя­жё­лой пром-сти. По пас­са­жи­ро­обо­ро­ту (св. 3 млн. чел., 2005; име­ет­ся два мор. пас­са­жир­ских во­кза­ла) вхо­дит в де­сят­ку ве­ду­щих пор­тов стра­ны. Па­ром­ное со­об­ще­ние с пор­том Спе­ция. Узел ж.-д., ав­то­мо­биль­ных и воз­душ­ных со­об­ще­ний. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт им. Х. Ко­лум­ба (на ис­кусств. по­лу­ост­ро­ве ме­ж­ду при­го­ро­да­ми Кор­ниль­я­но-Ли­гу­ре и Се­ст­ри-По­нен­те).

На мес­те совр. Г. с 6–5 вв. до н. э. су­ще­ст­во­ва­ло по­се­ле­ние древ­не­ита­лий­ско­го пле­ме­ни ли­гу­ров, в 4 в. бы­ла ос­но­вана греч. ко­ло­ния. О по­яв­ле­нии здесь рим­лян впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 216, о раз­ру­ше­нии Г. Кар­фа­ге­ном и её по­сле­дую­щем вос­ста­нов­ле­нии – в 209. Со 2 в. до н. э. Г. – важ­ный порт и мор. ба­за Рим. гос-ва. В 381 н. э. в Г. бы­ло ос­но­ва­но епи­скоп­ст­во, в 395 она ото­шла к Зап. Рим. им­пе­рии. В ран­нем Сред­не­ве­ко­вье Г. не иг­ра­ла за­мет­ной ро­ли. С 476 она вхо­ди­ла в гос-во Одоа­кра, с 493 – в Ост­гот­ское ко­ро­лев­ст­во, с 540 на­хо­ди­лась под вла­стью Ви­зан­тии, в 641 бы­ла за­воё­ва­на лан­го­бар­да­ми (ста­ла цен­тром од­но­го из их гер­цогств), а в 774 – фран­ка­ми (центр марк­граф­ст­ва). В 8–10 вв. Г. не­од­но­крат­но под­вер­га­лась на­па­де­ни­ям ара­бов. С 962 фор­маль­но на­хо­ди­лась в лен­ной за­ви­си­мо­сти от Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии. Воз­вы­ше­ние Г. на­ча­лось в 11 в. В 1016 в сою­зе с Пи­зой она на­нес­ла по­ра­же­ние араб. фло­ту и от­вое­ва­ла о. Сар­ди­ния. Г. за­вя­за­ла об­шир­ные тор­го­вые свя­зи в Сре­ди­зем­но­мо­рье, ста­ла важ­ным тор­го­вым цен­тром. Уча­стие в кре­сто­вых по­хо­дах (с 1097) спо­соб­ст­во­ва­ло даль­ней­ше­му воз­рас­та­нию ро­ли Г. и её пре­вра­ще­нию в мо­гу­ществ. мор. дер­жа­ву. В 12 в. Г. – ком­му­на, власть в ко­то­рой бы­ла со­сре­до­то­че­на в ру­ках гор. пат­ри­циа­та. Во гла­ве ком­му­ны пер­во­на­чаль­но стоя­ла кол­ле­гия кон­су­лов, с 1217 – по­дес­та, с 1257 – ка­пи­тан на­ро­да, с 1270 – два ка­пи­та­на на­ро­да, с 1339 – дож. Гл. со­пер­ни­ка­ми Г. бы­ли мор. рес­пуб­ли­ки Пи­за и Ве­не­ция. В 13–14 вв. Г. дос­тиг­ла апо­гея мор. мо­гу­ще­ст­ва. В 1284 она раз­гро­ми­ла флот Пи­зы при Ме­ло­рии, а в 1298 – флот Ве­не­ции при Кур­цо­ле, что по­зво­ли­ло ей ук­ре­пить своё влия­ние в вост. час­ти Сре­ди­зем­но­го м., а так­же в Чёр­ном мо­ре. В этот пе­ри­од Г. вла­де­ла мн. ко­ло­ния­ми-по­се­ле­ния­ми в Кры­му (Ка­фа и др.). В 1380 Г. по­тер­пе­ла по­ра­же­ние от Ве­не­ции при Кьод­же, что по­дор­ва­ло её по­зи­ции. По­сле 1396 она по­пе­ре­мен­но на­хо­ди­лась под вла­стью Фран­ции и Ми­ла­на. По­те­ря чер­но­мор­ских ко­ло­ний в 15 в., пе­ре­ме­ще­ние тор­го­вых пу­тей в Ат­лан­ти­че­ский ок. в 16 в. при­ве­ли к сни­же­нию зна­че­ния Г. как тор­го­во­го цен­тра, од­на­ко воз­рос­ла её роль как цен­тра бан­ков­ских и кре­дит­ных опе­ра­ций. В 1528 в Г. бы­ла вос­ста­нов­ле­на рес­пуб­ли­ка, но­сив­шая оли­гар­хич. ха­рак­тер и на­хо­див­шая­ся в за­ви­си­мо­сти от Ис­па­нии. В 1684 Г. под­вер­глась бом­бар­ди­ров­ке франц. фло­та, в пе­ри­од вой­ны за Ав­ст­рий­ское на­след­ст­во бы­ла вре­мен­но ок­ку­пи­ро­ва­на австр. вой­ска­ми (1746). В 1797 Ге­ну­эз­ская рес­пуб­ли­ка бы­ла за­хва­че­на рес­пуб­ли­кан­ской Фран­ци­ей и пре­об­ра­зо­ва­на в Ли­гу­рий­скую рес­пуб­ли­ку, а в 1805 вклю­че­на На­по­ле­о­ном I в соз­дан­ное им Итал. ко­ро­лев­ст­во. По ре­ше­нию Вен­ско­го кон­грес­са 1814–15 Г. во­шла в со­став Сар­дин­ско­го ко­ро­лев­ст­ва (1815). В 1849 она ста­ла цен­тром вос­ста­ния под ло­зун­га­ми вос­ста­нов­ле­ния рес­пуб­ли­ки, ко­то­рое бы­ло по­дав­ле­но ко­ро­лев­ски­ми вой­ска­ми. Г. иг­ра­ла за­мет­ную роль в Ри­сорд­жи­мен­то, бы­ла од­ним из цен­тров тай­ных итал. ре­во­лю­ци­он­но-де­мо­кра­тич. ор­га­ни­за­ций. В 1860 во­шла в со­став Ко­ро­лев­ст­ва Ита­лия. Во 2-й пол. 19 в. Г. пре­вра­ти­лась в круп­ный пром. го­род, гл. тор­го­вый порт Ита­лии, ста­ла важ­ней­шим цен­тром итал. ра­бо­че­го дви­же­ния. В 1892 здесь бы­ла ос­но­ва­на Итал. со­циа­ли­стич. пар­тия. Во двор­це Сан-Джорд­жо про­хо­ди­ла Ге­ну­эз­ская кон­фе­рен­ция 1922, а в пред­ме­стье Г. был за­клю­чён сов.-герм. Ра­палль­ский до­го­вор 1922. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны Г., ок­ку­пи­ро­ван­ная в сент. 1943 герм. вой­ска­ми, бы­ла од­ним из цен­тров Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния. Ос­во­бо­ж­де­на пар­ти­за­на­ми и вос­став­шим на­се­ле­ни­ем в апр. 1945.

Собор Сан-Лоренцо. 11–16 вв.

Ста­рая часть Г. жи­во­пис­но рас­по­ло­же­на ам­фи­те­ат­ром во­круг бух­ты и на скло­нах гор. От ср.-век. за­строй­ки со­хра­ни­лись: ос­тат­ки гор. стен (1155), со­бор Сан-Ло­рен­цо (ос­но­ван в 11 в., ос­вя­щён в 1118, пе­ре­ст­ро­ен пос­ле по­жа­ра 1307; кам­па­ни­ла – 1522, ку­пол – 1567, арх. Г. Алес­си) c под­зем­ным му­зе­ем-со­кро­вищ­ни­цей (1956, арх. Ф. Аль­би­ни); церк­ви Сан­та-Ма­рия-ди-Кас­тел­ло (11–13 вв.), Св. Ав­гу­сти­на (1260; с 1938 Му­зей ар­хи­тек­ту­ры и скульп­ту­ры Ли­гу­рии), Св. Мат­фея (1125, фа­сад 1278); Па­лац­цо Сан-Джорд­жо (1260, рас­ши­ре­но в 1571), Дво­рец до­жей (вклю­ча­ет в се­бя зда­ние Па­лац­цо Ко­му­на­ле кон. 13 в., пе­ре­страи­валось в 16, 19 – нач. 20 вв., от­рес­тав­ри­ро­ва­но к 1992, ны­не му­зей). В 16 в. бы­ла про­ло­же­на гл. ма­ги­ст­раль Г. Стра­да Нуо­ва (1550–58, ны­не ул. Га­ри­баль­ди), за­стро­ен­ная двор­ца­ми в сти­ле Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния: Па­лац­цо До­риа (До­риа-Пам­фи­ли, 1528–1533, арх. Дж. Мон­тор­со­ли), Вил­ла Джу­сти­ниа­ни (Кам­бь­я­зо, 1548), Па­лац­цо Сау­ли (1555, со­хра­ни­лось час­тич­но; оба здания – арх. Алес­си), Па­лац­цо Па­ро­ди (1567) и Кар­ре­га-Ка­таль­ди (1588; оба – арх. Алес­си, за­вер­ше­ны по­сле его смер­ти). Цер­ковь Сан­та-Ма­рия-Ассунтa-ди-Ка­ринь­я­но (по про­ек­ту Алес­си, 1552–1603). По­сле­до­ва­те­ля­ми Алес­си воз­ве­де­ны па­лац­цо: До­риа-Тур­си (нач. 1565, ар­хи­тек­то­ры Р. и Дж. Лу­ра­го; ло­джии – по­сле 1597; с 1848 му­ни­ци­па­ли­тет, ху­дож. га­ле­рея), По­дес­та (1563–65, арх. Дж. Б. Кас­тел­ло), Бьян­ко (1565, ар­хи­тек­то­ры Дж. Ор­со­ли­но и Д. Пон­цел­ло, рас­ши­ре­но по­сле 1711; с 1892 ху­дож. га­ле­рея), Рос­со (1671–77, арх. М. Ла­го­мад­жо­ре; с 1874 Му­зей Па­лац­цо Рос­со). В 17 в. на ул. Баль­би (1602–13), спла­ни­ро­ван­ной Б. Бьян­ко, бы­ли по­строе­ны им же в сти­ле ба­рок­ко: Вил­ла Ду­рац­цо-Пал­ла­ви­чи­ни (1618; ныне Му­зей ар­хео­ло­гии Ли­гу­рии) и Па­лац­цо дель Уни­вер­си­та (1634, ие­зу­ит­ский кол­ледж; с 1775 зда­ние ун-та). В сти­ле нео­клас­си­циз­ма арх. К. Ф. Ба­ра­би­но построены зда­ние те­ат­ра «Кар­ло Фе­ли­че» (1826–1827) и Па­лац­цо дель-Ак­ка­де­миа-Ли­гу­сти­ка (Ли­гу­рий­ская ака­де­мия изящ­ных ис­кусств, 1826–31). Г. ук­ра­ша­ют мно­го­числ. фон­та­ны, па­мят­ни­ки: Х. Ко­лум­бу (скуль­п­тор Л. Бар­то­ли­ни, 1846–62), Дж. Га­ри­баль­ди (скуль­п­тор Дж. Ту­ри­ни, 1888) и др., ле­ст­ни­цы и тер­рас­ные пар­ки. В р-не Сталь­е­но – зна­ме­ни­тое клад­би­ще (Кам­по-Сан­то) с па­мят­ни­ка­ми ар­хи­тек­ту­ры и скульп­ту­ры в сти­лях не­оклас­си­циз­ма, ар де­ко и др.

Ср.-век. часть Г. при­мы­ка­ет к пор­ту; в ста­рин­ные квар­та­лы с уз­ки­ми ули­ца­ми (не­ко­то­рые рас­по­ло­же­ны на раз­ных уров­нях и со­еди­ня­ют­ся лиф­та­ми) впи­сы­ва­ют­ся но­вые зда­ния и ар­хит. ком­плек­сы. К за­па­ду от пор­то­во­го ком­плек­са на­хо­дит­ся пром. зо­на, к вос­то­ку вы­тя­ну­лась це­поч­ка ку­рор­тов. К се­ве­ро-вос­то­ку от при­пор­то­во­го рай­она – квар­та­лы за­строй­ки 19 в., на хол­мах по ок­раи­нам го­ро­да – рай­оны мас­со­вой жи­лой за­строй­ки (в т. ч. Бер­на­бо-Бреа, 1950–53, арх. Л. К. Да­не­ри и др.). От мая­ка (1544) по до­ли­не р. Паль­чев­ра под­ни­ма­ют­ся (до выс. ок. 670 м) ста­рин­ные фор­ти­фи­кац. со­ору­же­ния 13, 16–19 вв. (сте­ны, за­щит­ные рвы, подъ­ём­ные мос­ты) дли­ной ок. 20 км (од­ни из са­мых про­тя­жён­ных в ми­ре); ту­ри­ст­ско-рек­ре­ац. зо­на со­еди­не­на с при­бреж­ной ча­стью го­ро­да фу­ни­ку­лё­ром.

Уни­вер­си­тет (1471). Св. 10 на­уч. об­ществ, ас­со­циа­ций и ин­сти­ту­тов, в т. ч. На­уч. об-во Г. (1866), Ин-т Х. Ко­лум­ба и др. Б-ка Ду­рац­цо Джу­сти­ниа­ни (1806). Ас­тро­но­мич. об­сер­ва­то­рия (в фор­те Кас­тел­лач­чо, 13 в.). Му­зеи: ес­теств. ис­то­рии (1867), иск-ва Вос­то­ка (1905; кол­лек­ция иск-ва Вос­то­ка, од­на из круп­ней­ших в Ев­ро­пе), га­ле­рея совр. иск-ва Вил­ла Кро­че (1985), мор­ской (1930), Нац. га­ле­рея (1958; в Па­лац­цо Спи­но­ла), ге­ну­эз­ской ис­то­рии и куль­ту­ры (1983), Му­зей Ри­сорд­жи­мен­то (1934) / Ин-т Мад­зи­ни и др. До­ма-му­зеи Х. Ко­лум­ба, Н. Па­га­ни­ни, Дж. Мад­зи­ни (ро­ди­лись в Г.). Те­ат­ры: «Ате­нео», «Кар­ло Фе­ли­че» (1828; ста­вят­ся опе­ры и ба­ле­ты), «Аль­бат­рос», «Гус­та­во Мо­де­на» и др. Кон­сер­ва­то­рия им. Н. Па­га­ни­ни (1829). Ме­ж­ду­нар. кон­курс скри­па­чей «Пре­мио Па­га­ни­ни» (с 1954, еже­год­ный). В Г. тра­ди­ци­он­но про­хо­дят ме­ж­ду­нар. со­рев­но­ва­ния вё­сель­ных су­дов, празд­ни­ки в честь Х. Ко­лум­ба, со­рев­но­ва­ния яхт­сме­нов «Ре­га­та мор­ских рес­пуб­лик» (1 раз в 4 го­да). Вы­сту­па­ют два из­вест­ных в Ев­ро­пе фут­боль­ных клу­ба – «Самп­до­рия» и «Дже­ноа». В 2002 со­сто­ял­ся чем­пио­нат ми­ра по ака­де­мич. греб­ле.

Вестибюль Виллы Дураццо-Паллавичини. 1618. Архитектор Б. Бьянко.

Боль­шая Ге­нуя – тре­тий по зна­че­нию пром. и тор­го­вый центр Ита­лии по­сле Ту­ри­на и Ми­ла­на; об­ра­зу­ет од­ну из вер­шин т. н. ин­ду­ст­ри­аль­но­го тре­уголь­ни­ка Ми­лан – Ту­рин – Ге­нуя. Хо­зяйств. дея­тель­ность тес­но свя­за­на с пор­том, че­рез ко­то­рый по­сту­па­ет б. ч. пром. сы­рья. Ос­но­ву эко­но­ми­ки Г. тра­ди­ци­он­но со­став­ля­ют от­рас­ли тя­жё­лой пром-сти. В зап. при­го­ро­де Кор­ниль­я­но-Ли­гу­ре рас­по­ло­жен ме­тал­лур­гич. ком­би­нат пол­но­го цик­ла ком­па­нии «Ilva» груп­пы «Fin­sider» (ок. 2 млн. т ста­ли в год, вто­рой по мощ­но­сти в стра­не; про­из­во­дит так­же чу­гун, спла­вы, цвет­ные ме­тал­лы и др.). В при­го­ро­де Се­ст­ри-По­нен­те – су­до­строит. вер­фи ком­па­нии «Ansaldo» груп­пы «Finmeccanica» (круп­ные оке­ан­ские су­да, во­ен. крей­се­ры, су­да для ка­бо­таж­но­го пла­ва­ния и де­бар­ка­де­ры). Раз­ви­то про­из-во авиац. и су­до­вых мо­то­ров, тур­бин, кот­лов, трак­то­ров, элек­тро­обо­ру­до­ва­ния, элек­трон­ных при­бо­ров и ком­по­нен­тов, бы­то­вой тех­ни­ки и др. В по­след­ней четв. 20 в. Г. – круп­ный центр неф­те­пе­ре­ра­бот­ки (дей­ст­во­ва­ло 4 НПЗ об­щей мощ­но­стью ок. 10,5 млн. т сы­рой неф­ти в год); к 2003 ра­бо­тал толь­ко неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий за­вод в сев. при­го­ро­де Бу­зал­ла (мощ­ность 2 млн. т; нефть по­сту­па­ет по неф­те­про­во­ду дли­ной 24 км из неф­тя­ной га­ва­ни Муль­те­до), ос­таль­ные за­кры­ты. Пред­при­ятия хи­мич. (со­ля­ная ки­сло­та, ми­нер. удоб­ре­ния и др.), фар­ма­цев­тич., бу­маж­ной, тек­стиль­ной [из им­порт­но­го сы­рья (хлоп­ка, джу­та) про­из­во­дят­ся раз­но­об­раз­ные тка­ни, в т. ч. тех­нич., упа­ко­воч­ные], круп­ная пи­ще­вая (в осн. на ме­ст­ном сы­рье; са­хар, олив­ко­вое мас­ло, фрук­то­вые кон­сер­вы и дже­мы) пром-сть. Тра­ди­ци­он­но раз­ви­то про­из-во кру­жев (Ра­пал­ло, Кья­ва­ри, Пор­то­фи­но, Сан­та-Мар­ге­ри­та-Ли­гу­ре), пер­ча­ток, цве­точ­ных эс­сен­ций.

С кон. 20 в. до­ля пром-сти в эко­но­ми­ке го­ро­да со­кра­ща­ет­ся, всё боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­ет сфе­ра ус­луг (за­ня­то 2/3 ра­бо­таю­щих), её осн. сек­то­ра – ус­лу­ги пром-сти (в т. ч. раз­ра­бот­ка ком­пь­ю­тер­но­го обес­пе­че­ния для пром. пред­при­ятий), а так­же об­слу­жи­ва­ние пор­та и аэ­ро­пор­та, тор­гов­ля, бан­ков­ское де­ло (ста­рей­ший банк Г. – Banca San Gi­orgio, ос­но­ван в 1407), об­слу­жи­ва­ние ту­ри­стов и др. Од­на из важ­ней­ших и тра­диц. от­рас­лей гор. эко­но­ми­ки – тор­гов­ля, как ме­ж­ду­нар. круп­но­оп­то­вая, свя­зан­ная в осн. с пор­том, так и роз­нич­ная. Г. – ме­сто про­ве­де­ния ме­ж­ду­нар. вы­ста­вок и яр­ма­рок, в т. ч. круп­ней­шей в Ев­ро­пе вы­став­ки цве­тов и де­ко­ра­тив­ных рас­те­ний «Еuroflora» (с 1956; про­во­дит­ся 1 раз в 5 лет, в за­кры­том по­ме­ще­нии), вы­ста­вок-яр­ма­рок «Technotel Hospitality» (обо­ру­до­ва­ние и тех­но­ло­гии для гос­ти­ниц и рес­то­ра­нов; с 1965, 1 раз в 2 го­да), «Salonе Nautico» (с 1962, еже­год­но; ка­те­ра, ях­ты, лод­ки; обо­ру­до­ва­ние для па­рус­но­го спор­та), средств свя­зи, вин и ли­кё­ров «Bibe» и др. Г. – центр Италь­ян­ской Ривь­е­ры (вклю­ча­ет ку­рорт­ные го­род­ки Сан-Ре­мо, Алас­сио, Бор­ди­ге­ра, Нер­ви, Ра­пал­ло, Кья­ва­ри, Пор­то­фи­но, Сан­та-Мар­ге­ри­та-Ли­гу­ре и др.); ту­ризм и свя­зан­ные с ним от­рас­ли – один из наи­бо­лее ди­на­мич­но раз­ви­ваю­щих­ся сек­то­ров гор. эко­но­ми­ки. Даль­ней­ший рост го­ро­да ори­ен­ти­ро­ван на его раз­ви­тие как пор­то­во­го, ту­ри­ст­ско­го и куль­тур­но­го цен­тра; эко­ло­ги­че­ски про­блем­ные про­из-ва за­кры­ва­ют­ся (в т. ч. неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щие за­во­ды, пред­при­ятия в рай­оне Ста­ро­го пор­та, в пер­спек­ти­ве – ме­тал­лур­гич. ком­би­нат в Кор­ниль­я­но-Ли­гу­ре) или пе­ре­про­фи­ли­ру­ют­ся на рек­ре­ац. биз­нес. В 1992–2004 по про­ек­ту Р. Пья­но про­ве­де­на ре­кон­ст­рук­ция зо­ны Ста­ро­го пор­та (Porto Vecchio); соз­да­ны Мор. ак­ва­ри­ум (с 1993; один из круп­ней­ших в Ев­ро­пе, св. 1,3 млн. по­се­ти­те­лей в 2005), Му­зей Ан­тарк­ти­ды (1996), Му­зей мо­ря «Га­ла­та» (соз­дан в нач. 21 в. по про­ек­ту исп. арх. Г. Вас­ке­са Кон­суэ­гры). Ста­рин­ная часть пор­та (Porto Antico) пре­вра­ще­на в куль­тур­но-рек­ре­ац. зо­ну (рес­то­ра­ны, ма­га­зи­ны, ки­но­те­атр, Дет­ский го­ро­док и др.). К Боль­шой Ге­нуе с вос­то­ка при­мы­ка­ет при­род­ный за­по­вед­ник Чин­куэ-Тер­ре (Cinque Terre; вне­сён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия; сре­ди­зем­но­мор­ская фло­ра и фау­на, ви­но­град­ни­ки на древ­них ис­кусств. тер­ра­сах).

Лит.: Torriti P. Tesori di Strada Nuova: La Via Aurea dei genovesi. Genova, 1982; Giac­chero G. Storia delle assicurazioni marittime: l’esperienza genovese dal Medioevo all’età contemporanea. Genova, 1984; Lamponi M. La meravigliosa storia di Genova. Genova, 1986; Matteucci A. M. L’architettura nella repub­bli­ca di Genova // Matteucci A. M. L’architettu­ra del settecento. Tu­ri­no, 1988; Italia. Novara, 1988; Assereto G. Le metamorfosi della Re­pubblica: saggi di storia genovese tra il XVI e il XIX secolo. Savona, 1999; Calendario at­lan­te de Agostini. 2007. Novara, 2006.

Вернуться к началу