Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАНСИ́

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 15-17

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Галкина, И. С. Филиппов (история), П. С. Павлинов (архитектура)
Нанси. Ансамбль площади Станислава. 1752–55.

НАНСИ́ (Nancy), го­род на се­ве­ро-вос­то­ке Фран­ции, ре­ги­он Ло­та­рин­гия, адм. центр деп-та Мёрт и Мо­зель. Нас. 105,2 тыс. чел. (2012, в аг­ло­ме­ра­ции св. 410 тыс. чел.). Рас­по­ло­жен на р. Мо­зель и ка­на­ле Мар­на-Рейн. Реч­ной порт. Узел ж.-д. ли­ний на Па­риж, Мец, Ли­он, Страс­бур, Ди­жон, Люк­сем­бург. Авиа­пе­ре­воз­ки об­слу­жи­ва­ют аэ­ро­пор­ты: Мец-Нан­си-Ло­та­рин­гия (меж­ду­нар.) и Нан­си-Эсе (внут­рен­ний, ос­нов­ной до 1991).

Пер­вое упо­ми­на­ние о Н. (Nanceia­cum) от­но­сит­ся к 896, но, су­дя по то­по­ни­му и ар­хео­ло­гич. дан­ным, по­се­ле­ние здесь воз­ник­ло ещё в рим. эпо­ху. В 5 в. за­нят але­ман­на­ми. Ок. 1050 гер­цог Верх­ней Ло­та­рин­гии Же­рар I (1048–70) ос­но­вал в Н. кре­пость (пер­вое до­сто­вер­ное упо­ми­на­ние о ней от­но­сит­ся к 1073), во­круг ко­то­рой к нач. 12 в. сло­жил­ся не­боль­шой го­род. Ме­сто че­кан­ки гер­цог­ской мо­не­ты (не позд­нее 1164). В 1218 был со­жжён имп. Фрид­ри­хом II Штау­фе­ном. В 13–14 вв. по­строе­ны но­вые сте­ны; Н. стал гл. ре­зи­ден­ци­ей гер­цо­гов Ло­та­рин­гии. В 1251–58 имел ог­ра­ни­чен­ное са­мо­уп­рав­ле­ние. В 1475–76 был триж­ды осаж­дён Кар­лом Сме­лым (по­гиб в бит­ве при Н. 5.1.1477, по­бе­ж­дён­ный швейц. на­ём­ни­ка­ми гер­цо­га Ре­не II Ло­та­ринг­ско­го, 1473–1508). В 1497 по­лу­чил от Ре­не II пра­во вы­би­рать гор. со­вет. В прав­ле­ние гер­цо­га Кар­ла III (1545–1608) на­ча­лось строи­тель­ст­во Но­во­го го­ро­да, так­же ук­реп­лён­но­го. В 1580, в пе­ри­од Ре­ли­ги­оз­ных (гу­ге­нот­ских) войн, в Н. со­стоя­лась пер­вая встре­ча ру­ко­во­ди­те­лей Ка­то­лич. ли­ги. Ме­сто за­се­да­ния Шта­тов Ло­та­рин­гии (пос­лед­ний со­зыв в 1629). В 1635 силь­но по­стра­дал от эпи­де­мии чу­мы. В 1633–63, 1670–98, 1702–12, 1733–37 ок­ку­пи­ро­ван франц. вой­ска­ми. Уход фран­цу­зов со­про­вож­дал­ся раз­ру­ше­ни­ем ук­реп­ле­ний, ко­то­рые за­тем сно­ва вос­ста­нав­ли­ва­лись. В нач. 18 в. на­счи­ты­вал 15 тыс. жит. В кон. 17 – 1-й пол. 18 вв. Н. – центр про­из-ва го­бе­ле­нов. В 1737–66 ре­зи­ден­ция по­след­не­го гер­цо­га Ло­та­рин­гии Ста­ни­сла­ва Ле­щин­ско­го. С 1766 в со­ста­ве Фран­ции, гл. го­род пров. Ло­та­рин­гия. В 1769 в Н. из Понт-а-Му­со­на пе­ре­ве­дён ун-т. В 1771 один из оча­гов «хлеб­ных бун­тов». С 1777 центр епи­скоп­ст­ва. К кон. 18 в. на­счи­ты­вал 29 тыс. жит. В пе­ри­од Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в. при­нял сто­ро­ну но­вой вла­сти. С 1790 адм. центр деп-та Мёрт (с 1871 Мёрт и Мо­зель). В хо­де на­по­ле­о­нов­ских войн за­нят 14.1.1814 рус. вой­ска­ми, пос­ле «Ста дней», 27.6.1815 – ба­вар­ски­ми вой­ска­ми. Эко­но­мич. раз­ви­тию го­ро­да в сер. – 2-й пол. 19 в. спо­соб­ст­во­ва­ло строи­тель­ст­во ка­на­ла Мар­на-Рейн (1851–53), се­ти же­лез­ных до­рог (в 1850 со­еди­нён же­лез­ной до­ро­гой с Ме­цем, в 1852 – с Па­ри­жем, в 1856 – со Страс­бу­ром), а так­же пе­ре­се­ле­ние сю­да по­сле фран­ко-прус­ской вой­ны 1870–1871 (в хо­де ко­то­рой 12.8.1870 го­род был за­нят без боя прус. ар­ми­ей; по­ки­ну­ла Н. в ию­ле 1873) ты­сяч жи­те­лей Эль­за­са и Сев. Ло­та­рин­гии; в этот пе­ри­од воз­ник­ли пред­при­ятия чёр­ной ме­тал­лур­гии и хи­мич. пром-сти. В го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны силь­но по­стра­дал от арт­об­ст­ре­лов и бом­бар­ди­ро­вок. В февр. 1934 и в ию­не 1936 в Н. про­шли мас­со­вые за­ба­стов­ки с эко­но­мич. и по­ли­тич. тре­бо­ва­ния­ми, но на вы­бо­рах 1936 боль­шин­ст­во жи­те­лей Н. про­го­ло­со­ва­ло про­тив Нар. фрон­та. В пе­риод 2-й ми­ро­вой вой­ны ок­ку­пи­ро­ван 18.6.1940 герм. ар­ми­ей, ос­во­бо­ж­дён 14.9.1944 франц. пар­ти­за­на­ми и амер. вой­ска­ми под ко­манд. ген. Дж. С. Пат­то­на. В 1970–80-х гг. в свя­зи с упад­ком тра­диц. от­рас­лей эко­но­ми­ки пе­ре­жи­вал кри­зис, чис­лен­ность на­се­ле­ния со­кра­ти­лась бо­лее чем на чет­верть (129 тыс. чел. в 1962, 96 тыс. чел. в 1982). В 1990-е гг. на­ча­лась эко­но­мич. мо­дер­ни­за­ция Нан­си.

В Ста­ром го­ро­де, на зап. бе­ре­гу ка­на­ла Мар­на-Рейн, со­хра­ни­лись квар­та­лы с не­ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­кой и ос­тат­ка­ми ук­ре­п­ле­ний (во­ро­та Порт-де-ла-Краф, ок. 1360, ны­не му­зей со ср.-век. скульп­ту­рой; Порт-де-ла-Cитадель, 1598; бас­ти­он Во­де­мон, ме­ж­ду 1549 и 1567). На Боль­шой ул. рас­поло­же­ны цер­ковь кор­дель­е­ров (1485–1514; над­гро­бия гер­цо­гов Ло­та­ринг­ских, 14–16 вв.; ок­та­го­наль­ная в пла­не гер­цог­ская ка­пел­ла, 1607–1612; в клу­ат­ре – Му­зей ис­кусств и нар. тра­ди­ций) и гер­цог­ский дво­рец (2-я пол. 13 в., пе­ре­стро­ен в 1502–44, ар­хи­тек­торы Жак из Во­ку­лё­ра и М. Го­вен; рес­тав­ри­ро­ван в 19 в.). На центр. ули­цах так­же со­хра­ни­лись: круг­лая баш­ня Ком­ман­де­ри-Сен-Жан-дю-Вьей-Этр (1140), ар­се­нал (16 в.), ре­нес­санс­ные оте­ли Осон­виль (1550; бал­ко­ны и де­кор внутр. дво­ра в сти­ле пла­ме­нею­щей го­ти­ки) и Лиль­бон; оте­ли Фон­тенуа, де-Лу (Кю­рель), Мон­не, Фер­ра­ри (рос­пи­си Дж. Ба­рил­ли; все – нач. 18 в., арх. Ж. Боф­ран); нео­го­тич. ц. Сент-Эвр (1865–71; на мес­те церк­ви 12 в.).

К 1620 по про­ек­ту итал. арх. Дж. Чи­то­ни (ок. 1588) к югу и юго-вос­то­ку от Ста­ро­го го­ро­да по­стро­ен Но­вый го­род-ре­зи­ден­ция с пря­мо­уголь­ной сет­кой улиц, пл. Плас-Нёв-де-ла-Карь­ер (лег­ла в ос­но­ву совр. пл. Карь­ер). От коль­ца ук­ре­п­ле­ний со­хра­ни­лись въезд­ные во­ро­та Порт-Сен-Ни­ко­ла в ви­де три­ум­фаль­ной ар­ки (1602–03), Порт-Сен-Жорж с ба­роч­ным де­ко­ром и ста­туя­ми (1606–19), клас­си­ци­стич. Порт-Ста­нис­лас и Порт-Сент-Кат­рин с до­ри­че­ским ор­де­ром и ал­ле­го­рич. скульп­ту­рой (1761, арх. Р. Мик). В Но­вом го­ро­де так­же – 3-не­фный со­бор Бла­го­ве­ще­ния (1703–42, ар­хи­тек­то­ры Ж. Бет­то, Ж. Ар­ду­эн-Ман­сар, Ж. Боф­ран; в сак­ри­стии – му­зей с кол­лек­ци­ей ср.-век. ру­ко­пи­сей и др.), церк­ви – Сен-Се­ба­сть­ен в ду­хе итал. ба­рок­ко (1720–31, Ж. Н. Жен­сон), пре­мон­ст­рант­ская Сен-Жо­зеф (1635–1759, Бет­то, К. Н. Мик; с 1807 – про­тес­тант­ская ц. Сен-Жан), цен­траль­но-ку­поль­ная клас­си­ци­стич. Встре­чи Ма­рии и Ели­за­ве­ты (1780–1783, Ж. Д. Ан­ту­ан; ны­не ка­пел­ла ли­цея А. Пу­ан­ка­ре); жи­лая за­строй­ка 18 в. (дом бр. Адам, 1720).

Ан­самбль цен­тра Н. – зна­ме­ни­тый об­ра­зец франц. гра­до­строи­тель­ст­ва эпо­хи ба­рок­ко. По про­ек­ту арх. Э. Эре де Кор­ни соз­да­на цепь из 3 пло­ща­дей (1752–1761, за­вер­ше­на в 1766), со­еди­нив­шая ра­нее замк­ну­тые пло­ща­ди Ста­ро­го и Но­во­го го­ро­да. Наи­бо­лее эф­фект­на близ­кая к квад­ра­ту в пла­не пл. Ста­ни­сла­ва (быв. Ко­ро­лев­ская, 1752–55) с Ра­ту­шей (1752–55, арх. Эре де Кор­ни, ле­ст­ни­ца – мас­тер ху­дож. ли­тья Ж. Ла­мур; зал Ака­де­мии, 1866), Му­зе­ем изящ­ных ис­кусств и Опер­ным те­ат­ром (1750-е гг., арх. Ж. Ф. де Ла Борд), зо­ло­чё­ны­ми ре­шёт­ка­ми, фо­на­ря­ми (Ла­мур; см. ил­лю­стра­ции к ст. Ков­ка ху­до­жест­вен­ная), фон­та­на­ми Неп­ту­на и Ам­фит­ри­ты (ок. 1750–55, скульп­то­ры Б. Ги­баль, П. Л. Сиф­ле) и ста­ту­ей Ста­ни­сла­ва Ле­щин­ско­го (1831). Три­ум­фаль­ная ар­ка (1753–56, арх. Эре де Кор­ни) со­еди­ня­ет её с длин­ной, об­са­жен­ной де­ревь­я­ми пл. Карь­ер (с до­ма­ми 18 в. – отель Бо­во-Кран, бир­жа), ог­ра­ни­чен­ной с се­ве­ра Двор­цом пра­ви­тель­ст­ва (быв. Дво­рец ин­тен­дан­та; 1715, арх. Ж. Боф­ран), 2 по­лу­круг­лые ко­лон­на­ды (1751–53) пе­ред ним об­ра­зу­ют не­боль­шую пл. Ге­не­ра­ла де Гол­ля. Че­рез квар­тал, к вос­то­ку от пл. Ста­ни­сла­ва, рас­по­ло­же­на квад­рат­ная в пла­не пл. Аль­янс (1753; быв. пл. Ста­ни­сла­ва; на­зва­на в честь аль­ян­са, за­клю­чён­но­го в 1756 ме­ж­ду Лю­до­ви­ком XV и Ма­ри­ей Те­ре­зи­ей Ав­ст­рий­ской) с фон­та­ном в сти­ле ро­ко­ко (скульп­тор Сиф­ле). Ан­самб­ли пло­ща­дей Ста­ни­сла­ва, Карь­ер и Аль­янс вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия. К вос­то­ку от пл. Карь­ер рас­по­ло­жен парк Пе­пинь­ер (1765–72) с па­мят­ни­ком худ. Кло­ду Лор­ре­ну (1892, скульп­тор О. Ро­ден). В 1780-е гг. в Ста­ром горо­де ор­га­ни­зо­ва­на про­тя­жён­ная пл. Кур-Ле­о­польд, на се­ве­ре ог­ра­ни­чен­ная во­ро­та­ми Порт-Сен-Луи (1782–85, арх. Р. Мик; ны­не Порт-Де­зий).

Сре­ди др. па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры: ве­ли­че­ст­вен­ная ц. Нотр-Дам-де-Бон-Се­кур (1738–41, арх. Э. Эре де Кор­ни) – од­но­не­фная ба­зи­ли­ка с ко­ринф­ской ко­лон­на­дой во­круг центр. баш­ни и ро­кай­ль­ной ар­хит. де­ко­ра­ци­ей ин­терь­е­ра (над­гро­бия Ста­ни­сла­ва, на­ча­то в 1768, скульп­тор Л. К. Вас­се, и его же­ны Ка­те­ри­ны Опа­лин­ской, 1749, скульп­тор Н. С. Адам; мав­зо­лей с серд­цем Ма­рии Ле­щин­ской, скульп­тор Вас­се); церк­ви – Сен-Жорж (1846), нео­го­тич. Сен-Ле­он, Сен-Фи­акр, Сен-Пьер (1885), нео­ро­ман­ская Сен-Жо­зеф (1890–1905), ро­ма­но-ви­зант. ба­зи­ли­ка Сак­ре-Кёр (1902–05), нео­го­тич. ба­зи­ли­ка Нотр-Дам-де-Лурд (1908–25, обе – арх. Ж. Кри­ки).

Нанси. Вилла Мажорель. 1901–02. Архитекторы Ф. А. Соваж, Л. Вайсенбургер.

В нач. 20 в. Н. стал од­ним из круп­ней­ших цен­тров ста­нов­ле­ния сти­ля мо­дерн во Фран­ции. В 1890–1910-е гг. по­строе­ны: ти­по­гра­фия Ру­айе (1899–1900), ма­га­зин Же­нен на ул. Бе­ни (1900–01, вит­ра­жи Ж. Грю­бе­ра), вил­ла Ма­жо­рель (1901–02, ар­хи­тек­то­ры Ф. А. Со­важ, Л. Вай­сен­бур­гер), зда­ние бан­ка «Кре­ди Ли­он­не» (1901); вил­ла Гли­син (1902–1904), т. н. до­ма-близ­не­цы (1903, все – арх. Э. Ан­д­ре); до­ма пе­чат­ни­ка Бер­же­ре (1903–04) и Л. Вай­сен­бур­ге­ра (1904–1906, оба – арх. Вай­сен­бур­гер), зда­ние Тор­го­во-пром. па­ла­ты деп-та (1908–09, ар­хи­тек­то­ры Л. Мар­шаль, Э. Ту­сен; вит­ра­жи О. До­ма и Ж. Грю­бе­ра), ка­фе «Эк­сель­си­ор» (1910–11, все с ар­хит. де­ко­ра­ци­ей Л. Ма­жо­ре­ля); зда­ние ж. «Рес­пуб­ли­кан­ский вос­ток» (1912). Во 2-й пол. 20 в. по­строе­ны: но­вое зда­ние Ун-та (1960-е гг., арх. П. Но­не), вы­сот­ные зда­ния «Жофр – Сен-Тье­бо» (1962, арх. А. Пру­ве), «Тур Фран­тель» близ ж.-д. во­кза­ла; в 1964–76 пе­ре­строе­на юго-зап. часть Но­во­го го­ро­да. В при­го­ро­де Жар­виль-ла-Маль­гранж – двор­цы Маль­гранж (нач. 18 в., арх. Ж. Боф­ран; пе­ре­стро­ен в сер. 18 в.), Мон­те­гю (кон. 18 в., пе­ре­стро­ен в сер. 19 в.), Му­зей ис­то­рии же­ле­за (1966).

Уни­вер­си­тет­ский ком­плекс Н. (ос­но­ван в 1572 как Ун-т Н., су­ще­ст­во­вал до 1793; вос­соз­дан в 1854, ре­ор­га­ни­зо­ван в 1970) вклю­ча­ет Ун-т Ан­ри Пу­ан­ка­ре (Нан­си-I, ес­теств. нау­ки), Ун-т Нан­си-II (гу­ма­ни­тар­ные нау­ки) и Нац. по­ли­тех­ни­че­ский ин-т Ло­та­рин­гии. Вме­сте с Ун-том По­ля Вер­ле­на (г. Мец) об­ра­зу­ет Ев­роп. уни­вер­си­тет­ский центр Ло­та­рин­гии (св. 50 тыс. сту­ден­тов). Др. ву­зы – ин-ты: гор­ный, гео­ло­гич., энер­ге­тич., хи­ми­ко-тех­но­ло­гич., аг­ро­но­мич., изо­бра­зи­тель­ных ис­кусств и др. Биб­лио­те­ки: уни­вер­си­тет­ские, му­ни­ци­паль­ная и др.

Нац. му­зей изящ­ных ис­кусств (ос­но­ван в 1793, от­крыт в 1804; зап.-ев­роп. жи­во­пись и гра­фи­ка), Му­зей Ло­та­рин­гии (1850, в быв. гер­цог­ском двор­це; ар­хео­ло­гич. со­б­ра­ние, ло­та­ринг­ская скуль­п­ту­ра 12–18 вв., жи­во­пись и гра­фи­ка с 16 в., в т. ч. ра­бо­ты Ж. Кал­ло, Ж. де Ла­ту­ра), Му­зей шко­лы Нан­си (1964; ме­бель, скульп­ту­ра, ке­ра­ми­ка в стиле мо­дерн т. н. школы Н. – ра­бо­ты Э. Гал­ле, Л. Ма­жо­ре­ля, В. Пру­ве, Э. Ан­д­ре, Э. Вал­ле­на, Ж. Грю­бе­ра, мас­тер­ской Да­ум и др.), Му­зей-ак­ва­ри­ум (ес­теств. ис­то­рия; совр. назв. с 1998) и др. Нац. дра­ма­тич. центр «Те­атр де ла Ма­ну­фак­тюр» (1987). Нац. хо­рео­гра­фич. центр «Ба­лет Ло­та­рин­гии» (1978). Нац. опе­ра Ло­та­рин­гии (1758, с 1919 в совр. зда­нии с эле­мен­та­ми сти­ля ар ну­во, арх. Й. Хор­не­кер; до 2006 под назв. Опе­ра Нан­си и Ло­та­рин­гии). Сим­фо­нич. ор­кестр (1884). В Н. про­хо­дят ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ли: хо­ро­вой «Го­ло­са ми­ра» (с 1979), «Passa­ges» (вост.-ев­роп. те­ат­ра, с 1996), а так­же Книж­ный са­лон (с 1979, еже­год­но).

Фут­боль­ный клуб «Нан­си» вы­сту­па­ет на ста­дио­не «Мар­сель Пи­ко» (св. 20 тыс. мест); об­ла­да­тель Куб­ка Фран­ции (1978). Бас­кет­боль­ный клуб «Нан­си» в 2002 вы­иг­рал ев­роп. Ку­бок Ко­ра­ча.

Н. – важ­ный эко­но­мич. центр ре­гио­на Ло­та­рин­гия. Ос­но­ва гор. хо­зяй­ст­ва – сфе­ра ус­луг (тор­гов­ля, де­ло­вые, в т. ч. юри­дич. ус­лу­ги, ус­лу­ги об­ра­зо­ва­ния, ту­ри­стич. биз­нес и др.). Пред­при­ятия ма­ши­но­строе­ния, в т. ч. транс­порт­но­го (за­вод ком­па­нии «Bombardier» – про­из-во трол­лей­бу­сов) и элек­тро­тех­нич., хим., ко­же­вен­но-обув­ной, тек­стиль­ной, швей­ной, пи­ще­вой (тра­диц. вы­пуск мин­даль­но­го пе­че­нья, ма­ка­рон) пром-сти. Про­из-во вин и ли­кё­ров, ху­дож. из­де­лий из стек­ла и фа­ян­са (в т. ч. ком­па­ния «Mathieu Lustrerie» – люс­т­ры и др. ос­ве­ти­тель­ные при­бо­ры).

Лит.: Pfister Chr. Histoire de Nancy. P., 1902–1909. Vol. 1–3; Martin R., Grosjean M. Nancy. P., 1959; D’Ardeuil R. Nancy à la belle époque. P., 1960; Köhler K.-J. Die geogra­phi­sche Entwicklung der Stadt Nancy. Müns­ter, 1970; Marot P. Le Vieux Nancy. Nancy, 1970; Cinq-centième anniversiare de la bataille de Nancy (1477). Nancy, 1979; Simonin P., Clément R. L’Ensemble architectural de Sta­nis­las. Nancy, 1985; Histoire de Nancy / Dir. de R. Taveneaux. Toulouse, 1987; Charpentier F. T. Art nouveau: l’Ecole de Nancy. Nancy, 1987; Nancy, une politique pour les déplace­ments urbains. Nancy, 1987; Vigato J. Cl. L’École de Nancy et la question architecturale. P., 1998; L’École de Nancy, 1889–1909: art nouveau et industries d’art. P., 1999; Zaloga S. J. Lorraine 1944. Oxf., 2000; Monter W. A Bewitched Duchy: Lorraine and its dukes, 1477–1736. Gen., 2007; Roth F., Guyon C., Boquillon F. Nancy. 1000 ans d’histoire. Nan­cy, 2008; Nancy et Lorraine méridionale. P., 2008.

Вернуться к началу