ПЛАМЕНЕ́ЮЩАЯ ГО́ТИКА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛАМЕНЕ́ЮЩАЯ ГО́ТИКА (франц. gothique flamboyant), завершающая стадия в развитии готич. стиля во Франции, Нидерландах и некоторых др. странах Европы (ок. 1350 – ок. 1550). Термин впервые применён в нач. 19 в. Э. Г. Ланглуа, одним из первых исследователей франц. Средневековья. П. г. характеризуется упрощением планов зданий и первостепенной ролью декора, основанного на криволинейных мотивах, напоминающих языки пламени, повторяющихся в членениях фасадов и окон, а также сложной формой сводов с криволинейными множественными нервюрами и «висячими» замковыми камнями. Декоративные элементы значительно увеличиваются в размерах по сравнению с предшествующим периодом, среди них преобладает растит. мотив в виде засохшего ажурного виноградного листа. В 1-й пол. 15 в. П. г. соседствует с интернациональной готикой в скульптуре и живописи; её развитие связано с придворными заказами Бургундского и Беррийского дворов, сопровождается главенством скульптуры над архитектурой (колодец Моисея и фасад церкви в мон. Шанмоль в Дижоне, скульптор К. Слютер, ок. 1396–1405). Готич. декор распространяется с церквей на светские постройки [ратуши в Брюсселе (1-я пол. 15 в., арх. Я. ван Тинен и др.) и Лёвене (1439–69), интерьеры и фасад дворца герцогов Бургундских в Дижоне (ок. 1450) и др.]. Подлинной зрелости П. г. достигает к сер. 15 в. [зап. фасад собора Нотр-Дам (1386–87), ц. Сен-Маклу (ок. 1436 – 1517), неф и башня над средокрестием ц. Сент-Уэн (15 – нач. 16 вв.), все – в Руане; сев. фасад ц. Нотр-Дам в Лувье (строилась с 1450) и др.]. Поздний период П. г. связан с появлением ренессансных форм, нередко сосуществующих с готическими [церкви Св. Николая Толентинского в мон. Бру в Бурк-ан-Бресе (1513–32), Сент-Эсташ в Париже (1532–1633) и др.]. В 1506–15 архитекторы М. Шамбиж и П. Шамбиж перестраивают в стиле П. г. трансепты соборов Санса, Санлиса, Бове и др.