Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛАМЕНЕ́ЮЩАЯ ГО́ТИКА

Авторы: А. В. Пожидаева
Пламенеющая готика. Башня над средокрестием церкви Сент-Уэн в Руане. 1440.

ПЛАМЕНЕ́ЮЩАЯ ГО́ТИКА (франц. go­thique flamboyant), за­вер­шаю­щая ста­дия в раз­ви­тии го­тич. сти­ля во Фран­ции, Ни­дер­лан­дах и не­ко­то­рых др. стра­нах Ев­ро­пы (ок. 1350 – ок. 1550). Тер­мин впер­вые при­ме­нён в нач. 19 в. Э. Г. Ланг­луа, од­ним из пер­вых ис­сле­до­ва­те­лей франц. Сред­не­ве­ко­вья. П. г. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся уп­ро­ще­ни­ем пла­нов зда­ний и пер­во­сте­пен­ной ро­лью де­ко­ра, ос­но­ван­но­го на кри­во­ли­ней­ных мо­ти­вах, на­по­ми­наю­щих язы­ки пла­ме­ни, по­вто­ряю­щих­ся в чле­не­ни­ях фа­са­дов и окон, а так­же слож­ной фор­мой сво­дов с кри­во­ли­ней­ны­ми мно­же­ст­вен­ны­ми нер­вю­ра­ми и «ви­ся­чи­ми» зам­ко­вы­ми кам­ня­ми. Де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ва­ют­ся в раз­ме­рах по срав­не­нию с пред­ше­ст­вую­щим пе­рио­дом, сре­ди них пре­об­ла­да­ет рас­тит. мо­тив в ви­де за­со­хше­го ажур­но­го ви­но­град­но­го лис­та. В 1-й пол. 15 в. П. г. со­сед­ст­ву­ет с ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­кой в скульп­ту­ре и жи­во­пи­си; её раз­ви­тие свя­за­но с при­двор­ны­ми за­ка­за­ми Бур­гунд­ско­го и Бер­рий­ско­го дво­ров, со­про­во­ж­да­ет­ся гла­вен­ст­вом скульп­ту­ры над ар­хи­тек­ту­рой (ко­ло­дец Мои­сея и фа­сад церк­ви в мон. Шан­моль в Ди­жо­не, скульп­тор К. Слю­тер, ок. 1396–1405). Го­тич. де­кор рас­про­стра­ня­ет­ся с церк­вей на свет­ские по­строй­ки [ра­ту­ши в Брюс­се­ле (1-я пол. 15 в., арх. Я. ван Ти­нен и др.) и Лё­ве­не (1439–69), ин­терь­е­ры и фа­сад двор­ца гер­цо­гов Бур­гунд­ских в Ди­жо­не (ок. 1450) и др.]. Под­лин­ной зре­ло­сти П. г. дос­ти­га­ет к сер. 15 в. [зап. фа­сад со­бо­ра Нотр-Дам (1386–87), ц. Сен-Мак­лу (ок. 1436 – 1517), неф и баш­ня над сре­док­ре­сти­ем ц. Сент-Уэн (15 – нач. 16 вв.), все – в Руа­не; сев. фа­сад ц. Нотр-Дам в Лу­вье (стро­илась с 1450) и др.]. Позд­ний пе­ри­од П. г. свя­зан с по­яв­ле­ни­ем ре­нес­санс­ных форм, не­ред­ко со­су­ще­ст­вую­щих с го­ти­че­ски­ми [церк­ви Св. Ни­ко­лая То­лен­тин­ско­го в мон. Бру в Бурк-ан-Бресе (1513–32), Сент-Эс­таш в Па­ри­же (1532–1633) и др.]. В 1506–15 ар­хи­тек­то­ры М. Шам­биж и П. Шам­биж пе­ре­страи­ва­ют в сти­ле П. г. тран­сеп­ты со­бо­ров Сан­са, Сан­ли­са, Бо­ве и др.

Лит.: Cali F. L’Ordre flamboyant et son temps. Essai sur le style gothique du XIVe au XVIe siècle. P., 1967; Sanfacon R. L’Architecture flam­boyante en France. Québec, 1971; Grode­cki L. Gothic architecture. N. Y., 1985; Kim­pel D., Suckale R. Die gotische Architektur in Frankreich. Münch., 1995; Frankl P. Gothic architecture. New Haven, 2000.

Вернуться к началу