Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АГА́ПА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 176

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АГА́ПА (греч. ἀγάπη – лю­бовь), 1) в хри­сти­ан­ских об­щи­нах 1–5 вв. осо­бая со­вме­ст­ная тра­пе­за – «ве­че­ря люб­ви», имев­шая бла­го­тво­ри­тель­ные це­ли и пер­во­на­чаль­но вклю­чав­шая со­вер­ше­ние ев­ха­ри­стии. Ещё в иу­да­из­ме прак­ти­ко­вались со­вме­ст­ные брат­ские тра­пе­зы, по­лу­чив­шие раз­ви­тие в кум­ран­ских об­щи­нах (см. Кум­ранистика) и об­щи­нах те­ра­пев­тов в Егип­те. В но­во­за­вет­ной и ран­не­хри­сти­ан­ской тра­ди­ци­ях (Иг­на­тий Ан­ти­охий­ский, Ди­да­хэ) брат­ские тра­пе­зы («ве­че­ри Гос­под­ни») со­вер­ша­лись с пре­лом­ле­ни­ем хле­ба (т. е. ев­ха­ри­стией). Од­на­ко уже апо­сто­лы от­ме­ча­ли раз­ли­чие ме­ж­ду обыч­ной тра­пе­зой и ев­ха­ристи­че­ской (впо­след­ст­вии на­зван­ной ли­тур­ги­ей). С кон. 2 – нач. 3 вв. тер­ми­ны «А.» и «ев­ха­ри­стия» упот­реб­ля­ют­ся в разл. смыс­лах: А. со­вер­ша­ет­ся ве­че­ром, ев­ха­ри­стия – пре­им. ут­ром. В 3 в., по сви­де­тель­ст­ву цер­ков­ных пи­са­те­лей (Кли­мент Алек­сан­д­рий­ский, Тер­тул­ли­ан, Ориген, Ип­по­лит Рим­ский и др.), А. ста­но­вит­ся со­б­ра­ни­ем хри­сти­ан для об­ще­ния и по­мо­щи не­иму­щим; со­вер­ша­лись так­же по­ми­наль­ные А. 2) В совр. греч. тра­ди­ции А. на­зы­ва­ют ве­черню в 1-й день Пас­хи, что свя­за­но с обы­ча­ем хри­сто­со­ва­ния во вре­мя этой служ­бы. В от­ли­чие от РПЦ, в греч. церк­вах Еван­ге­лие на разл. язы­ках чи­та­ет­ся имен­но во вре­мя А., а не на пас­халь­ной ли­тур­гии.

Вернуться к началу