МА́СТЕР ЛЕГЕ́НДЫ СВЯТО́ГО ФРАНЦИ́СКА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
МА́СТЕР ЛЕГЕ́НДЫ СВЯТО́ГО ФРАНЦИ́СКА (Мастер св. Франциска), условное именование итал. живописца, которому ряд исследователей приписывают авторство созданного в кон. 1290-х гг. фрескового житийного цикла св. Франциска Ассизского (28 сцен) в нижнем регистре стен в Верхней ц. базилики Св. Франциска в Ассизи. Гипотеза о существовании М. л. с. Ф. выдвинута в противовес мнению (бытующему до сих пор: Л. Беллози, С. Романо, Э. Лунги) о том, что цикл был выполнен Джотто. Атрибуция цикла Джотто основывалась на косвенных данных: упоминании в хронике Риккобальдо Феррарезе (1312) о работе Джотто в Ассизи (без указаний, над чем именно); утверждении в «Комментариях» Л. Гиберти о том, Джотто «расписал стены снизу» (что можно трактовать и как стены в Нижней ц., и как нижнюю часть стен Верхней ц.); мнении Дж. Вазари.
Первые сомнения в авторстве Джотто возникли ещё в 1791 у Г. делла Валле. Они были развиты исследователями 19 в.; в 20 в. сформировалась группа противников данной атрибуции, которая включает, помимо англ. и нем. учёных, также итал. авторов (Б. Дзанарди, считающего автором этого цикла П. Каваллини; Ф. Дзери и др.). Сторонники данной точки зрения рассматривают автора цикла о св. Франциске как самостоят. художника, предположительно рим. происхождения, знакомого с рим. скульптурой, косматскими мозаиками и живописной техникой Каваллини. Развивая приёмы Чимабуэ, расписавшего трансепт и хор в этой же церкви, анонимный мастер создал целостную систему росписей, которая превращает иллюзорное живописное пространство в логич. продолжение пространства реального, формулируя тем самым новый подход к монументальной живописи. Безошибочное чувство композиции, способность осознать место каждой детали в рамках общей живописной декорации делают его непосредств. предшественником Джотто и одним из крупнейших живописцев итал. Проторенессанса. Вопрос о тождественности Джотто и М. л. с. Ф. остаётся нерешённым, но никак не влияет на понимание того, что фрески в Ассизи и росписи Джотто в капелле дельи-Скровеньи в Падуе представляют собой два последовательных этапа в развитии итал. монументальной живописи, с чем согласны как противники, так и сторонники авторства Джотто.