КОСМА́ТСКИЕ МОЗА́ИКИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОСМА́ТСКИЕ МОЗА́ИКИ, «стиль косматеско» (mosaici cosmati, stile cosmatesco, arte cosmatesca), условное название ср.-век. техники декоративных инкрустаций из разноцветного мрамора, смальты, золота и др. материалов. Название «К. м.» техника получила в кон. 18 в. по имени практиковавшего её семейства мастеров Космати (Cosmati). Его представители (Космат и его сыновья Деодат, Пётр, Иаков и Иоанн) работали в Риме в 1264–1343, хронологически завершив историю К. м. К настоящему времени благодаря многочисл. подписям мастеров, оставленным ими на своих произведениях, известно ок. 55 резчиков из нескольких поколений разл. семейств: Паули или Паоли (7 мастеров, между 1100 и 1240), Рануччи (6 мастеров, между 1140 и ок. 1220), Лоренцо ди Тебальди (5 мастеров, между 1162 и 1254), Вассаллетти (или Бассаллекти) (ок. 5 мастеров, между 1154 и 1260), Друди ди Тривио (3 мастера, ок. 1220–1240), Одеризи (3 мастера, ок. 1250–1290) и др.
К. м. получили распространение на территории совр. обл. Лацио (особенно широко практиковались в Риме), отд. памятники встречаются в Умбрии, Кампании, Калабрии и Абруцци, а также в Вестминстерском аббатстве в Лондоне. Расцвет техники начался ок. 1100 и завершился в 1309 с переездом в Авиньон папского двора, который выступал гл. заказчиком и покровителем этого типа декора. Осн. сфера его применения – церковные интерьеры (в Риме – более 200). В храмах выкладывались напольные орнаменты, в которых разл. типы фигур отмечали ключевые зоны в пространстве нефа, направляя таким образом литургич. действо (ц. Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме и др.). В этой же технике декорировались и предметы церковного убранства: алтарные престолы, кивории, кафедры, троны, алтарные преграды, ограды, подсвечники для пасхальных свечей и др. (наиболее полный ансамбль сохранился в ц. Сан-Клементе в Риме, кон. 11 – нач. 12 вв.). С сер. 12 в. К. м. украшали также архит. детали: колонны, антаблементы, портики, лестничные пролёты, откосы окон и порталов, архивольты (клуатры ц. Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура и базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме), а с сер. 13 в. – пристенные надгробия.