КАЗА́НСКИЙ СОБО́Р
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЗА́НСКИЙ СОБО́Р (Собор Казанской иконы Божией Матери), памятник архитектуры классицизма в С.-Петербурге. Построен на месте ц. Рождества Богородицы (1733–37), в которой хранился почитаемый список Казанской иконы Божией Матери. В 1773 в этой церкви
венчался цесаревич Павел Петрович (будущий имп. Павел I); в ней отмечались победы рус. армии (в кон. 18 в. получила статус собора). В 1799 по указу имп. Павла I был проведён конкурс на проект нового собора для переноса в него Казанской иконы Божией Матери (участники: П. ди Г. Гонзаго, Ч. Камерон, Дж. Тромбара, Ж. Тома де Томон). К. с. построен в 1801–11 (арх. А. Н. Воронихин), освящён в 1811; отделочные работы продолжались до 1829 (под рук. О. Р. де Монферрана).
Здание, имеющее в плане форму лат. креста, обращено к Невскому просп. вытянутым боковым (сев.) фасадом, к которому примыкает грандиозная полукруглая колоннада коринфского ордера (96 колонн, поставленных в 4 ряда) с 6-колонным портиком в центре. Она образует торжественную площадь, входящую в цепь ансамблей Невского просп. (такая же колоннада предполагалась и с юж. фасада К. с., но не была осуществлена). Здание завершено куполом на высоком барабане (состоит из 3 оболочек; внешняя оболочка выполнена из кованого железа на металлич. основе в виде радиально расходящихся рёбер); высота здания с куполом 71,6 м. Интерьер К. с. представляет собой величественный 3-нефный колонный зал (длина гл. нефа 69 м; колоннады из 2 рядов колонн розового гранита с золочёными базами и капителями коринфского ордера несут цилиндрич. своды). В оформлении собора использованы произведения скульптуры (работы И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева, В. И. Демут-Малиновского, Ф. Г. Гордеева, Ф. Ф. Щедрина, С. С. Пименова и др.), в создании икон и стенной росписи участвовали живописцы В. Л. Боровиковский, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев и др. Огромные сев. врата отлиты В. П. Екимовым из бронзы по образцу «Райских врат» Л. Гиберти во флорентийском баптистерии. Лепной декор исполнили Ф. Торчелли, Б. Медичи; резные иконостасы – А. Леблон, Ф. Кретьен; царские врата были отлиты из серебра П. Теннером. В 1834–36 гл. иконостас был отделан серебром (мастер Ж. Герен, по рисунку арх. К. А. Тона), новые иконы исполнили художники В. К. Сазонов и Ф. П. Брюлло, большие алтарные образа – художники Ф. А. Бруни, П. В. Басин, К. П. Брюллов (живописные произведения из К. с. ныне б. ч. находятся в ГРМ и Музее истории религии). В 1865 на наружной стене апсиды К. с. был помещён Казанский образ Божией Матери (худ. И. А. Тюрин).
В К. с., ставшем после 1812 и памятником рус. воинской славы, хранились трофеи Отеч. войны 1812 и заграничных походов 1813–14 (знамёна и ключи от крепостей и городов, взятых рус. войсками; в 1914 б. ч. трофеев была передана в моск. Исторический музей). В 1813 в левом пределе собора погребён М. И. Кутузов (ограда по проекту А. Н. Воронихина). В 1837 на площади перед К. с. открыты памятники Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли (оба – скульптор Б. И. Орловский, арх. В. П. Стасов).
В 1922 по декрету ВЦИК были изъяты почти все предметы худож. убранства и церковной утвари, в 1924 уничтожен гл. иконостас (восстановлен в 2006). 26.12.1931 К. с. был закрыт; с 1932 в нём размещался Музей истории религии и атеизма. В 1941–44 собор был повреждён в результате артобстрелов и бомбё- жек; в 1950–56 проведена реставрация интерьера, в 1963–69 – фасадов (арх. А. Э. Гессен). В 1991 в К. с. возобновлены богослужения. В 1994 на его куполе восстановлен крест. В 1998 К. с. вторично освящён; ныне – кафедральный собор С.-Петерб. и Ладожской епархии.