Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДО́ССИ ДОССО

Авторы: В. Д. Дажина
Д. Досси. «Цирцея». Ок. 1520. Галереяи музей Боргезе (Рим).

ДО́ССИ (Dossi) Дос­со [наст. имя и фам. Джо­ван­ни Фран­че­ско ди Ник­ко­ло ди Лу­те­ро (ди Лу­те­ри), di Niccolò di Lutero (di Luteri)] (ок. 1486–90, Ми­ран­до­ла, близ Ман­туи – 1541 или 1542, Фер­ра­ра), итал. жи­во­пи­сец. Брат жи­во­пис­ца Бат­ти­сты Дос­си (ок. 1500–48). По­след­ний круп­ный пред­ста­ви­тель фер­рар­ской шко­лы. Ра­бо­тал в Фер­ра­ре при дво­ре гер­цо­гов д’Эсте, вы­пол­няя кар­то­ны для ков­ров, ри­сун­ки для май­о­ли­ки, скульп­ту­ру, оформ­лял празд­не­ст­ва и пред­став­ле­ния, пи­сал кар­ти­ны и фре­ски. В 1510-х гг. по­се­тил Ве­не­цию, Фло­рен­цию и Ман­тую. Твор­че­ст­во Д. ока­за­лось прак­ти­че­ски не за­тро­ну­то влия­ни­ем ме­ст­ных мас­те­ров; его про­из­ве­де­ния от­ра­жа­ют ин­те­рес к ве­не­ци­ан­ской шко­ле жи­во­пи­си (Джорд­жо­не, Ти­ци­ан), а так­же к рим. иск-ву (Ра­фа­эль и Ми­ке­ланд­же­ло). Под влия­ни­ем ве­не­ци­ан­ской жи­во­пи­си и по­эзии Л. Арио­сто (был зна­ком с по­этом, упо­мя­нув­шим Д. и его бра­та в «Не­ис­то­вом Ро­лан­де») об­ра­тил­ся к ми­фо­ло­гич. и ал­ле­го­рич. сю­же­там («Цир­цея и её воз­люб­лен­ные, пре­вра­щён­ные в жи­вот­ных», ок. 1525, Нац. га­ле­рея иск-ва, Ва­шинг­тон; «Юпи­тер, Мер­ку­рий и Доб­ро­де­тель», ок. 1523–24, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на; «Ним­фа и Са­тир», га­ле­рея Пит­ти, Фло­рен­ция, и др.). В за­ле Ка­риа­тид Вил­лы Им­пе­риа­ле в Пе­за­ро на­пи­сал (совм. с А. Брон­зи­но, 1530-е гг.) ил­лю­зио­ни­стич. ар­хи­тек­ту­ру и пей­за­жи, ко­то­рые иг­ра­ют важ­ную роль в его сю­жет­ных ком­по­зи­ци­ях.

Лит.: Ballarin A. D. Dossi: la pittura a Ferrara negli anni del ducato di Alfonso I. Cittadella, 1994–1995. Vol. 1–2; D. Dossi: court painter in Renaissance Ferrara. (Cat.). N. Y., 1998; Dos­so’s fate: painting and court culture in Renais­sance Italy / Ed. L. Ciammitti, S. Ostrow, S. Set­tis. Los Ang., 1998.

Вернуться к началу