Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРАССАИ́

Авторы: А. Н. Лаврентьев
Брассаи. «Девушка, играющая в бильярд». Из серии «Ночной Париж». 1933.

БРАССАИ́ (Brassaï; наст. имя и фам. Дью­ла Ха­лас, Halász) [9.9.1899, Крон­штадт, Тран­силь­ва­ния (ны­не – Бра­шов, Ру­мы­ния) – 7.7.1984, Бо­льё-сюр-Мер, При­мор­ские Аль­пы], венг. и франц. фо­то­граф и пи­са­тель. Обу­чал­ся жи­во­пи­си в АХ в Бу­да­пеш­те (1918–19), за­тем в Бер­ли­не (1921–22). С 1924 жил в Па­ри­же, ра­бо­тал как жур­на­лист (с 1929 фо­то­жур­на­лист; в 1932 взял псевд. Б., от назв. род­но­го го­ро­да). Был дру­жен со мно­ги­ми пред­ста­ви­те­ля­ми па­риж­ской ху­дож. эли­ты, в т. ч. с Л. Мо­хой-На­дем, А. Джа­ко­мет­ти, Мэн Ре­ем, А. Бре­то­ном, П. Элюа­ром, П. Ре­вер­ди. На ха­рак­тер его ра­бот по­влия­ли Э. Ат­же, Г. Мил­лер, так­же иск-во сюр­реа­лиз­ма. Гл. те­ма твор­че­ст­ва – жизнь па­риж­ских улиц, ноч­ных би­ст­ро, оте­лей, уве­се­ли­тель­ных за­ве­де­ний. Осо­бый ко­ло­рит, жи­вость и та­ин­ст­вен­ность его фо­то­гра­фи­ям ноч­но­го Па­ри­жа при­да­ёт съём­ка при ос­ве­ще­нии от улич­ных фо­на­рей и окон, вит­рин и ламп. Один из ос­но­ва­те­лей франц. Си­не­ма­те­ки (1936). Ос­та­вил много фо­то­порт­ре­тов (С. Да­ли, Ж. Бра­ка, П. Бон­на­ра, С. Бек­ке­та, Э. Ио­не­ско, О. Мес­сиа­на; се­рия «П. Пи­кас­со в ате­лье» и др.). В 1944 за­пе­чат­лел на фо­то­гра­фи­ях ос­во­бо­ж­де­ние Па­ри­жа. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны со­труд­ни­чал с ж. «Хар­перс ба­зар» («Harper’s Bazaar») и др. За­ни­мал­ся сце­но­гра­фи­ей, гра­фи­кой, скульп­ту­рой, сни­мал ки­но, пи­сал и из­да­вал кни­ги со свои­ми фо­то­гра­фия­ми: «Ноч­ной Па­риж» («Paris de nuit», 1933), «Раз­го­во­ры с Пи­кас­со» («Conversations avec Picasso», 1964; обе пе­ре­из­да­ны в 1987); по­свя­щён­ные Г. Мил­ле­ру («Hen­ry Mil­ler grandeur nature», 1975; «Hen­ry Mil­ler rocher heureux», 1978); «Тай­ный Па­риж 30-х го­дов» («Le Paris secret des années 30», 1976); «Ху­дож­ни­ки мо­ей жиз­ни» («Les artistes de ma vie», 1982); от­дель­ной кни­гой вы­пус­тил свои фо­то­гра­фии граф­фи­ти на па­риж­ских сте­нах («Graffiti», 1960).

Лит.: Modiano P. Paris tendresse. P., 1990; Grenier R. Brassaï. P., 2000.

Вернуться к началу