БРАССАИ́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРАССАИ́ (Brassaï; наст. имя и фам. Дьюла Халас, Halász) [9.9.1899, Кронштадт, Трансильвания (ныне – Брашов, Румыния) – 7.7.1984, Больё-сюр-Мер, Приморские Альпы], венг. и франц. фотограф и писатель. Обучался живописи в АХ в Будапеште (1918–19), затем в Берлине (1921–22). С 1924 жил в Париже, работал как журналист (с 1929 фотожурналист; в 1932 взял псевд. Б., от назв. родного города). Был дружен со многими представителями парижской худож. элиты, в т. ч. с Л. Мохой-Надем, А. Джакометти, Мэн Реем, А. Бретоном, П. Элюаром, П. Реверди. На характер его работ повлияли Э. Атже, Г. Миллер, также иск-во сюрреализма. Гл. тема творчества – жизнь парижских улиц, ночных бистро, отелей, увеселительных заведений. Особый колорит, живость и таинственность его фотографиям ночного Парижа придаёт съёмка при освещении от уличных фонарей и окон, витрин и ламп. Один из основателей франц. Синематеки (1936). Оставил много фотопортретов (С. Дали, Ж. Брака, П. Боннара, С. Беккета, Э. Ионеско, О. Мессиана; серия «П. Пикассо в ателье» и др.). В 1944 запечатлел на фотографиях освобождение Парижа. После 2-й мировой войны сотрудничал с ж. «Харперс базар» («Harper’s Bazaar») и др. Занимался сценографией, графикой, скульптурой, снимал кино, писал и издавал книги со своими фотографиями: «Ночной Париж» («Paris de nuit», 1933), «Разговоры с Пикассо» («Conversations avec Picasso», 1964; обе переизданы в 1987); посвящённые Г. Миллеру («Henry Miller grandeur nature», 1975; «Henry Miller rocher heureux», 1978); «Тайный Париж 30-х годов» («Le Paris secret des années 30», 1976); «Художники моей жизни» («Les artistes de ma vie», 1982); отдельной книгой выпустил свои фотографии граффити на парижских стенах («Graffiti», 1960).