Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАКА́СЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ХАКА́СЫ (са­мо­на­зва­ние – та­дар, ус­тар. – ми­ну­син­ские, ачин­ские, аба­кан­ские, кы­зыль­ские та­та­ры), тюрк­ский на­род в Рос­сии, ко­рен­ное на­се­ле­ние Ха­ка­сии. Чис­лен­ность 73 тыс. чел., из них в Ха­ка­сии 63,6 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись); жи­вут так­же в Крас­но­яр­ском крае (4,1 тыс. чел.), Ты­ве (0,9 тыс. чел.), Том­ской обл. (0,7 тыс. чел.), Ке­ме­ров­ской обл. (0,5 тыс. чел.), Но­во­си­бир­ской обл. (0,4 тыс. чел.), Ир­кут­ской обл. (0,3 тыс. чел.). Го­во­рят по-рус­ски и на ха­кас­ском язы­ке. Офи­ци­аль­но – пра­во­слав­ные.

Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова Хакасы. Качинская сваха в свадебной шубе (идектиг тон) со сборками (тархан чибек) по подолу, нагруднике (пого), расшитом перламутровыми пуговицами (тана), кораллами и бисером, и меховой шапке (тюлгю п...

Х. де­лят­ся на эт­нич. груп­пы, со­от­ветст­вую­щие быв. «степ­ным ду­мам» (с 1880-х гг. – ино­род­че­ским упра­вам): ка­чин­цы (ха­аш, ха­ас) и в зна­чит. сте­пе­ни ас­си­ми­ли­ро­ван­ные ими кой­ба­лы – на вос­то­ке; кы­зыль­цы (хы­зыл; сфор­ми­ро­ва­лись в пре­де­лах Ал­ты­сар­ско­го улу­са Кир­гиз­ской зем­ли – вер­хо­вья Чу­лы­ма, Чёр­ный и Бе­лый Ию­сы, совр. Орд­жо­ни­кид­зев­ский и Ши­рин­ский рай­оны) – на се­ве­ре; са­гай­цы (са­гай; в рам­ках Ал­тыр­ско­го улу­са – вер­хо­вья Аба­ка­на, пред­го­рья Са­ян и Куз­нец­ко­го Ала­тау) и во­шед­шие в их со­став бель­ти­ры (пил­тир) и би­рю­син­цы (пю­рюс) – на за­па­де. В фор­миро­ва­нии Х. уча­ст­во­ва­ли груп­пы ос­тав­ших­ся в Юж. Си­би­ри кыр­гы­зов ени­сей­ских, а так­же но­си­те­ли ени­сей­ских язы­ков (кот­ты, шус­ты), са­мо­дий­ские на­ро­ды (ка­ма­син­цы, ма­торы), в ро­до­вом со­ста­ве кы­зыль­цев есть по­том­ки та­тар си­бир­ских, чу­лым­цев и те­ле­утов, в фор­ми­ро­ва­нии са­гай­цев – об­щие ро­до­вые груп­пы с шор­ца­ми и то­фа­ла­ра­ми, в фор­ми­ро­ва­нии бель­ти­ров – груп­пы ту­вин­ско­го про­ис­хож­де­ния: муж­ская – ир ко­ге­не­ги, жен­ская – ип­чи; не­кыр­гыз­ские пле­ме­на и ро­ды (кыш­ты­мы) до 18 в. пла­ти­ли кыр­гы­зам дань (ал­бан). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юж. Си­би­ри (см. раз­дел На­ро­ды и язы­ки в то­ме «Рос­сия»). В сте­пи (ка­чин­цы, кой­ба­лы) за­ни­ма­лись в осн. ко­че­вым ско­то­вод­ст­вом (раз­во­ди­ли ло­ша­дей, круп­ный ро­га­тый скот и овец – на­зы­ва­лись «трёх­стад­ным на­ро­дом»), в ле­со­степ­ных пред­гор­ных рай­онах (кы­зыль­цы, са­гай­цы) – по­лу­осед­лым ско­то­вод­ст­вом (круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот) и руч­ным зем­ле­де­ли­ем (осн. ору­дие – мо­ты­га абыл), а так­же охо­той; с кон. 18 в. рас­про­стра­ня­ет­ся со­ха (сал­да) и ис­кусств. оро­ше­ние. Осн. тип жи­ли­ща – кры­тая зи­мой вой­ло­ком, ле­том бе­ре­стой юр­та (иб), с 19 в. – сруб­ная мно­го­уголь­ная юр­та (агас иб) или из­ба (ту­ра). Оде­ж­да – шта­ны (ыс­тан) и ру­ба­ха (мужская — ир когенег, женская — ипч коге­нег) с вшив­ны­ми по­ли­ка­ми (ээн, ин­мен), ши­ро­ки­ми ру­кава­ми с об­шла­га­ми (моркам), сбор­ка­ми на гру­ди и спи­не (чы­рын­ды) и от­лож­ным во­рот­ни­ком, застёгивающимся на крупную пуговицу (тёс марха); пра­во­за­паш­ные су­кон­ный каф­тан, шёл­ко­вый ха­лат (чып­ча, сик­пен, ту­за­лых) или шу­ба (тон) с ши­ро­ки­ми прой­ма­ми, с цель­ной или от­рез­ной спин­кой, рас­кле­шён­ные или со встав­ны­ми клинь­я­ми (юж­но­си­бир­ский тип); у за­муж­них жен­щин по­верх каф­та­на или шу­бы на­де­ва­лась вы­ши­тая без­ру­кав­ка (си­ге­дек); го­лов­ной убор – шап­ка с вы­со­ким ме­хо­вым око­лы­шем и пар­човым вер­хом. Женщины заплетали две косы, девушки — до 20 косичек (сюрмес) с вплетёнными украшениями (тана поос). Одежжда, особенно женская, украшалась вышивкой, аппликацией, каймой из разноцветной тесьмы (чеек). Осн. пи­ща – ва­рё­ное, вя­ле­ное и коп­чё­ное мя­со, мо­лоч­ные про­дук­ты (ах сых, ах та­мах – бе­лая пи­ща); из ос­тав­шей­ся по­сле пе­ре­гон­ки ай­ра­на тво­ро­жи­стой мас­сы де­ла­ли су­хой сыр (ху­рут), ко­то­рый ели вме­сто хле­ба; из яч­мен­ной кру­пы (тал­кан) – ка­шу (са­ла­мат). Кы­зыль­цы ши­ро­ко упот­реб­ля­ли ры­бу. На­пит­ки – из ки­сло­го ко­быль­е­го (хы­мыс) или ко­ровь­е­го (ай­ран) мо­ло­ка, квас из тал­ка­на (абырт­хы), пи­во из ржа­ной му­ки (бу­за, по­за); из ай­ра­на и бу­зы гна­ли вод­ку (ара­га­зы).

Де­ли­лись на св. 150 дис­перс­но рас­се­лён­ных пат­ри­ли­ней­ных ро­дов – се­о­ков (со­ок), наз­ва­ния ко­то­рых ча­сто вос­хо­дят к ле­ген­дар­ным пред­кам (адас); се­о­ки бы­ли стро­го эк­зо­гам­ны (хыс алыс­пас). Зим­нее по­селе­ние (хыс­таг) на­се­ля­лось ааль­ной об­щи­ной (аал-кун). Женатые сыновья поселялись в новых юртах (кичиг иб  — «малый дом») к северу от отцовской (улуг иб — «большой дом»); младший сын (очы — «хранитель очага») наследовал имущество отца (минорат). Пред­по­чи­та­лись ор­то- и кросс­ку­зен­ные бра­ки (со­ок нан­ды­ты – букв.: воз­врат се­о­ка), прак­ти­кова­лись авун­ку­лат, ле­ви­рат (хал­дых) и со­ро­рат (пас­ты­лас), по­ли­ги­ния (до трёх жён), брак по сва­тов­ст­ву (чах­сы­нанг алыс­ха­ны – букв.: об­мен по-хо­ро­ше­му) с ко­лы­бель­ным сго­во­ром (саб­лыг той) или умы­ка­ние (тут­хын) с по­сле­дую­щей по­го­ней (сур­гун) и вы­пла­той ка­лы­ма. Сохранился обряд поклонения невесты Луне и Солнцу и др. элементы тоадиц. свадьбы. Тра­диц. ве­ро­ва­ния ос­но­ва­ны на куль­те ду­хов-по­кро­вите­лей (тёс). Был раз­вит ша­ма­низм с верой в небесных, земных и подземных божеств. Пред­став­ля­лось, что но­вый ша­ман (хам) в про­цес­се по­свя­ще­ния по­лу­чал сво­их тё­сей у ша­ман­ско­го пред­во­ди­те­ля Адам-ха­на, жи­ву­ще­го на за­па­де Сред­не­го ми­ра; «ве­ли­кий» ша­ман (пу­гдур) имел до 9 буб­нов (тюр), кос­тюм (каф­тан или курт­ка, рас­ши­тая ра­ко­ви­на­ми кау­ри и бу­бен­ца­ми, ост­ро­вер­хий го­лов­ной убор с ба­хро­мой, за­кры­вав­шей ли­цо и грудь ша­ма­на). Ша­ма­ны, по­ми­мо вра­че­ва­ния и пред­ска­за­ний, ис­пол­ня­ли лет­ние об­ществ. жерт­во­при­но­ше­ния (тайыг) не­бу (те­гир тайи), ре­ке (суг тайи) у ка­мен­ных куч (оба), из­вая­ний (иней тас), на­скаль­ных пи­са­ниц (пи­чик­тиг хая); на месте обряда ставили жертвенник (алтын сире), коновязь для священного коня (ызых), берёзу (пай хазын), украшенную цветными лентами (чалама). Вес­ной от­ме­ча­ют Но­вый год (Чыл-па­зы), в на­ча­ле ле­та – ско­то­водч. празд­ник пер­во­го ай­ра­на (Тун-пай­рам). С нач. 18 в. сре­ди Х. рас­про­стра­ня­ет­ся пра­во­сла­вие. В нач. 20 в. по­яв­ля­ют­ся при­зна­ки куль­та, близ­ко­го к ал­тай­ско­му бур­ха­низ­му, по­кло­не­ния Еди­но­му Бо­гу (Ах-Ху­дай). В 1905 воз­ник Со­юз си­бир­ских ино­родцев, вы­сту­пав­ший за рас­про­стра­не­ние «бе­лой ве­ры» про­тив пра­во­сла­вия и ша­ма­низ­ма.

Лит.: Тюрк­ские на­ро­ды Си­би­ри. М., 2006.

Вернуться к началу