Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЫРГЫ́ЗЫ ЕНИСЕ́ЙСКИЕ

Авторы: И. Л. Кызласов

КЫРГЫ́ЗЫ ЕНИСЕ́ЙСКИЕ, при­ня­тое в ис­то­рио­гра­фии обо­зна­че­ние древ­не­го и ср.-век. тюр­коя­зыч­но­го на­се­ле­ния бас­сей­на Ени­сея (в от­ли­чие от кир­ги­зов Тянь-Ша­ня).

В ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ют­ся толь­ко как «кыр­гы­зы»; эти­мо­ло­гия на­име­но­ва­ния не­яс­на. Впер­вые кыр­гы­зы – древ­ней­шая из из­вест­ных тюр­коя­зыч­ных на­род­но­стей – упо­ми­на­ют­ся ок. 201 до н. э. в чис­ле пле­мён, по­ко­рён­ных хун­ну. Ар­хео­ло­ги­че­ски древ­но­сти кыр­гы­зов свя­зы­ва­ют­ся с пе­ре­ход­ным та­гар­ско-таш­тык­ским эта­пом. Со­глас­но опи­са­нию ки­тай­ских (по­зд­нее араб­ских и пер­сид­ских) ис­точ­ни­ков, а так­же по­гре­баль­ным порт­рет­ным мас­кам таш­тык­ской куль­ту­ры, они бы­ли ев­ро­пео­и­да­ми (ры­жие во­ло­сы, го­лу­бые гла­за). По дан­ным кит. ис­точ­ни­ков (Ю-ян цзац­зу), обо­же­ст­в­ля­ли пер­во­пред­ка, ро­ж­де­ние ко­то­ро­го воз­во­ди­ли к сои­тию бо­га с ко­ро­вой в пе­ще­ре. У кыр­гы­зов, в от­ли­чие от др. тюр­коя­зыч­ных на­ро­дов (за ис­клю­че­ни­ем ха­ка­сов), бы­то­вал об­ряд тру­по­сож­же­ния, сбли­жаю­щий их с ин­до­ев­ро­пей­ца­ми. Во 2–1 вв. до н. э., по­этап­но пе­ре­се­ля­ясь на Ср. Ени­сей, ве­ро­ят­но из Се­ве­ро-Зап. Мон­го­лии, кыр­гы­зы сме­ша­лись с дин­ли­на­ми, в ре­зуль­та­те че­го об­ра­зо­вал­ся но­вый на­род – древ­ние ха­ка­сы (что от­ра­жа­ет по­яв­ле­ние еди­ной таш­тык­ской куль­ту­ры).

С 1 в. до н. э. кыр­гы­зы пред­став­ля­ли со­бой выс­ший на Сая­но-Ал­тае пра­вя­щий род (вплоть до 1930-х гг.). Они счи­та­ли се­бя на­след­ни­ка­ми вла­сти хун­ну над Юж. Си­би­рью. Вплоть до нач. 18 в. кня­зья-кыр­гы­зы, с до­ме­ном в вер­ховь­ях Чу­лы­ма, вла­де­ли зем­ля­ми от Оби до Уды и Чу­ны и от Ке­ти до Ка-Хе­ма. При­сое­ди­не­ние «Кир­гиз­ской зем­ли» к Рос­сии дли­лось с 1596 до 1718: пра­вя­щая вер­хуш­ка бы­ла го­то­ва пла­тить ясак с под­дан­ных, но не же­ла­ла да­вать его са­ма, со­гла­ша­ясь быть при­ня­той на во­ен. служ­бу. По­ни­мая роль ди­на­стий­но­го ро­да, джун­га­ры в 1703 уг­на­ли с Ени­сея боль­шую груп­пу кыр­гы­зов, раз­ру­шив управ­ле­ние этой тер­ри­то­ри­ей, что от­кры­ло путь к её вхо­ж­де­нию в со­став Рос­сии. Вплоть до нач. 21 в. род «кыр­гы­зов» про­дол­жа­ет су­ще­ст­во­вать в со­ста­ве ал­тай­цев, ха­ка­сов, ту­вин­цев, дар­ха­тов и др.

По­ли­то­ним «кыр­гыз» рас­про­стра­нил­ся да­ле­ко с Ени­сея уже к сер. 9 в., ко­гда вой­ны при­ве­ли к соз­да­нию об­шир­но­го Древ­не­ха­кас­ско­го гос-ва – по­след­ней тюрк. дер­жа­вы, вла­дев­шей Мон­го­ли­ей (см. Кыр­гыз­ский ка­га­нат; Тюх­тят­ская куль­ту­ра и Ас­киз­ская куль­ту­ра). По­сле унич­то­же­ния Древ­не­ха­кас­ско­го гос-ва Чин­ги­си­да­ми (1207–93) тер­мин «кыр­гы­зы» стал упот­реб­лять­ся на тер­ри­то­рии от Вол­ги и Аму­да­рьи до Ле­ны и обо­зна­чал: 1) но­вый эт­но­ним ря­да тюрк. на­ро­дов Азии (кир­гиз-кай­са­ков, час­ти ко­че­вых уз­бе­ков, кир­ги­зов Тянь-Ша­ня), 2) на­зва­ние элит­ных со­ци­аль­ных групп уз­бе­ков и вост. турк­мен. При­ла­га­тель­ное «кыр­гыз­ский» при­сут­ст­ву­ет в обо­зна­че­ни­ях на­ро­да­ми Си­би­ри па­мят­ни­ков ра­нее жив­ше­го здесь на­се­ле­ния: мон­голь­ско-бу­рят­ское – хир­ги­сийн ур («кыр­гыз­ские мо­ги­лы»; ке­рек­су­ры), якут­ское – кыр­гыс öтöх («кыр­гыз­ские сто­ян­ки»).

Лит.: Бах­ру­шин С. В. Ени­сей­ские кир­ги­зы в XVII в. // Бах­ру­шин С. В. На­уч­ные тру­ды. М., 1955. Т. 3. Ч. 2; Бар­тольд В. В. Кир­ги­зы. Ис­то­ри­че­ский очерк // Бар­тольд В. В. Со­чи­не­ния. М., 1963. Т. 2. Ч. 1; Кыз­ла­сов Л. Р. Ис­то­рия Юж­ной Си­би­ри в сред­ние ве­ка. М., 1984; он же. О при­сое­ди­не­нии Ха­ка­сии к Рос­сии. Аба­кан; М., 1996; он же. Гунн­ский дво­рец на Ени­сее. Про­бле­ма ран­ней го­су­дар­ст­вен­но­сти Юж­ной Си­би­ри. М., 2001.

Вернуться к началу