ТУВИ́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТУВИ́НЦЫ (самоназвания – тыва, тыва-кижи; устар. рус. – сойоты, сойоны, урянхайцы, танну-тувинцы; в Монголии – дъыва, дыва, туха, урянхайцы; в Китае – кок-мончаки, мончаки), тюркоязычный народ в России, осн. население Тывы. Численность 263,9 тыс. чел. (в т. ч. тоджинцы 1,9 тыс. чел.), из них в Тыве 249,3 тыс. чел. (2010, перепись). 5,2 тыс. Т. (2010, перепись) живут на севере и западе Монголии (сомоны Цэнгэл и Буянт аймака Баян-Улгий; см. также Урянхайцы), ок. 4 тыс. чел. – на северо-западе Китая (официально – в составе монголов; окр. Алтай Или-Казахского автономного окр. на севере Синьцзян-Уйгурского автономного р-на). Говорят на тувинском языке и рус. яз. Верующие – буддисты (школа гелуг-па).
В 17–18 вв. кочевали до Кобдо (Ховд), верховьев Урунгу и Чёрного Иртыша на юге, оз. Хубсугул на востоке, верховьев Оби на западе и Минусинской котловины на севере; некоторые группы вошли в состав тубаларов, хакасов и др. До нач. 20 в. делились на хошуны: Хаазут, Тоджа, Салчак, Оюн, Хемчикский (Даа-хошун), Бээзи, Да-вана (Маады и Чооду), Нибазы, Шалык; хошуны подразделялись на сумоны, а те – на арбаны (десятидворки). Часть хошунов управлялись монг. князьями, часть – наследственными тув. правителями (да-нойон, ухерида), подчинявшимися амбын-нойону. Сохранялось деление на роды (сеек): Куулар, Соян, Маады, Тюлюш, Уйгур, Кыргыс, Монгуш, Сат, Оюн, Ондар, Мингат и др. Ряд сееков имеют самодийское (Хаасут, Хойук) и кетское (Тодут) происхождение. Группы родств. семей (3–4) образовывали кочевое стойбище (аал); летом аалы объединялись в стойбища по 15–20 юрт.
Традиц. культура типична для скотоводов Юж. Сибири (см. раздел Народы и языки в томе «Россия»). Осн. занятия – кочевое скотоводство (лошади, крупный и мелкий рогатый скот, верблюды) и пашенное оросит. земледелие (в осн. просо). Жилище – войлочная юрта (ог, кидис ог), были распространены чумы (чадыр ог), каркасные (борбак ог) и срубные постройки. Летом носили халат, обычно из тёмно-синей или красной ткани (терлиг тон), иногда – из шёлка (торгу тон), туникообразного покроя с глубоким запахом направо и ступенчатым вырезом на левом поле (вост.-азиат. тип); зимой – нагольную (алгы тон) или крытую тканью (ой тон) шубу с плечевыми швами и глубокими прямоугольными проймами, клешёную от пройм (юж.-сибирский тип). Верхняя одежда обязательно подпоясывалась. Сохраняются культы духов-хозяев гор (даг ээзи), рек (суг ээзи), промысловых угодий, вера в небесное божество (Курбусту) и владыку Нижнего мира (Эрлик). В горах, на перевалах, у священных озёр устанавливают сложенные из камней алтари (ова). Из промысловых обрядов выделяется ритуал по поводу убийства медведя (шогурер): охотники сообща варили на костре и съедали мясо, череп и лапы вывешивали на дерево. Шаманы (хам) совершают камлания (хамнаар) с бубном (дюнгюр), имеют особые кафтан (хамнаар тон) и головную повязку (хамнар бёрт), изображения (онгон) духов-покровителей (эрен). С 1990-х гг. возникают шаманские организации. Осн. праздник – Новый год (Шаага). Сохраняются эпос, легенды и историч. предания, сказки (тоол).
Традиц. музыка одноголосная, ладовая основа – ангемитоника. Тексты, как правило, не закреплены за мелодиями. Вокальную музыку составляют три вида напевов: узун ырлар (напевы, исполняющиеся на большом дыхании), кыска ырлар (короткие напевы), кожамык (любовно-лирич. песни в виде монолога или диалога). Высокий статус в культуре сохраняет хоомей – сольное вокальное 2–3-голосие, для которого характерно звучание мелодии и одновременно с ней – бурдонного баса (см. в ст. Горловое пение). Распространены традиц. струнные инструменты – смычковые (игил, бызаанчи), щипковые.