Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТУВИ́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 474

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Нанзат-оол
Тувинцы. Фото М. В. Нанзат-оол

ТУВИ́НЦЫ (са­мо­на­зва­ния – ты­ва, ты­ва-ки­жи; ус­тар. рус. – сой­о­ты, сой­о­ны, урян­хай­цы, тан­ну-ту­вин­цы; в Мон­го­лии – дъы­ва, ды­ва, ту­ха, урян­хай­цы; в Ки­тае – кок-мон­ча­ки, мон­ча­ки), тюр­коя­зыч­ный на­род в Рос­сии, осн. на­се­ле­ние Ты­вы. Чис­лен­ность 263,9 тыс. чел. (в т. ч. тод­жин­цы 1,9 тыс. чел.), из них в Ты­ве 249,3 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). 5,2 тыс. Т. (2010, пе­ре­пись) жи­вут на се­ве­ре и за­па­де Мон­го­лии (со­мо­ны Цэн­гэл и Бу­янт ай­ма­ка Ба­ян-Ул­гий; см. так­же Урян­хай­цы), ок. 4 тыс. чел. – на се­ве­ро-за­па­де Ки­тая (офи­ци­аль­но – в со­ста­ве мон­го­лов; окр. Ал­тай Или-Ка­зах­ско­го ав­то­ном­но­го окр. на се­ве­ре Синь­цзян-Уй­гур­ско­го ав­то­ном­но­го р-на). Го­во­рят на ту­вин­ском язы­ке и рус. яз. Ве­рую­щие – буд­ди­сты (шко­ла ге­луг-па).

В 17–18 вв. ко­че­ва­ли до Коб­до (Ховд), вер­ховь­ев Урун­гу и Чёр­но­го Ир­ты­ша на юге, оз. Хуб­су­гул на вос­то­ке, вер­ховь­ев Оби на за­па­де и Ми­ну­син­ской кот­ло­ви­ны на се­ве­ре; не­ко­то­рые груп­пы во­шли в со­став ту­ба­ла­ров, ха­ка­сов и др. До нач. 20 в. де­ли­лись на хо­шу­ны: Хаа­зут, Тод­жа, Сал­чак, Оюн, Хем­чик­ский (Даа-хо­шун), Бэ­эзи, Да-ва­на (Маа­ды и Чо­оду), Ни­ба­зы, Ша­лык; хо­шу­ны под­раз­де­ля­лись на су­мо­ны, а те – на ар­ба­ны (де­ся­ти­двор­ки). Часть хо­шу­нов управ­ля­лись монг. князь­я­ми, часть – на­след­ст­вен­ны­ми тув. пра­ви­те­ля­ми (да-ной­он, ухе­ри­да), под­чи­няв­ши­ми­ся ам­бын-ной­о­ну. Со­хра­ня­лось де­ле­ние на ро­ды (се­ек): Куу­лар, Со­ян, Маа­ды, Тю­люш, Уй­гур, Кыр­гыс, Мон­гуш, Сат, Оюн, Он­дар, Мин­гат и др. Ряд сее­ков име­ют са­мо­дий­ское (Хаа­сут, Хой­ук) и кет­ское (То­дут) про­ис­хо­ж­де­ние. Груп­пы родств. се­мей (3–4) об­ра­зо­вы­ва­ли ко­че­вое стой­би­ще (аал); ле­том аа­лы объ­еди­ня­лись в стой­би­ща по 15–20 юрт.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ско­то­во­дов Юж. Си­би­ри (см. раз­дел На­ро­ды и язы­ки в то­ме «Рос­сия»). Осн. за­ня­тия – ко­че­вое ско­то­вод­ст­во (ло­ша­ди, круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот, верб­лю­ды) и па­шен­ное оро­сит. зем­ле­де­лие (в осн. про­со). Жи­ли­ще – вой­лоч­ная юр­та (ог, ки­дис ог), бы­ли рас­про­стра­не­ны чу­мы (ча­дыр ог), кар­кас­ные (бор­бак ог) и сруб­ные по­строй­ки. Ле­том но­си­ли ха­лат, обыч­но из тём­но-си­ней или крас­ной тка­ни (тер­лиг тон), ино­гда – из шёл­ка (тор­гу тон), ту­ни­ко­об­раз­но­го по­кроя с глу­бо­ким за­па­хом на­пра­во и сту­пен­ча­тым вы­ре­зом на ле­вом по­ле (вост.-ази­ат. тип); зи­мой – на­голь­ную (ал­гы тон) или кры­тую тка­нью (ой тон) шу­бу с пле­че­вы­ми шва­ми и глу­бо­ки­ми пря­мо­уголь­ны­ми прой­ма­ми, кле­шё­ную от пройм (юж.-си­бир­ский тип). Верх­няя оде­ж­да обя­за­тель­но под­поя­сы­ва­лась. Со­хра­ня­ют­ся куль­ты ду­хов-хо­зя­ев гор (даг ээзи), рек (суг ээзи), про­мы­сло­вых уго­дий, ве­ра в не­бес­ное бо­же­ст­во (Кур­бу­сту) и вла­ды­ку Ниж­не­го ми­ра (Эр­лик). В го­рах, на пе­ре­ва­лах, у свя­щен­ных озёр ус­та­нав­ли­ва­ют сло­жен­ные из кам­ней ал­та­ри (ова). Из про­мы­сло­вых об­ря­дов вы­де­ля­ет­ся ри­ту­ал по по­во­ду убий­ст­ва мед­ве­дя (шо­гу­рер): охот­ни­ки со­об­ща ва­ри­ли на ко­ст­ре и съе­да­ли мя­со, че­реп и ла­пы вы­ве­ши­ва­ли на де­ре­во. Ша­ма­ны (хам) со­вер­ша­ют кам­ла­ния (хам­на­ар) с буб­ном (дюн­гюр), име­ют осо­бые каф­тан (хам­на­ар тон) и го­лов­ную по­вяз­ку (хам­нар бёрт), изо­бра­же­ния (он­гон) ду­хов-по­кро­ви­те­лей (эрен). С 1990-х гг. воз­ни­ка­ют ша­ман­ские ор­га­ни­за­ции. Осн. празд­ник – Но­вый год (Шаа­га). Со­хра­ня­ют­ся эпос, ле­ген­ды и ис­то­рич. пре­да­ния, сказ­ки (то­ол).

Тра­диц. му­зы­ка од­но­го­лос­ная, ла­до­вая ос­но­ва – ан­ге­ми­то­ни­ка. Тек­сты, как пра­ви­ло, не за­кре­п­ле­ны за ме­ло­дия­ми. Во­каль­ную му­зы­ку со­став­ля­ют три ви­да на­пе­вов: узун ыр­лар (на­пе­вы, ис­пол­няю­щие­ся на боль­шом ды­ха­нии), кыс­ка ыр­лар (ко­рот­кие на­пе­вы), ко­жа­мык (лю­бов­но-ли­рич. пес­ни в ви­де мо­но­ло­га или диа­ло­га). Вы­со­кий ста­тус в куль­ту­ре со­хра­ня­ет хо­омей – соль­ное во­каль­ное 2–3-го­ло­сие, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­но зву­ча­ние ме­ло­дии и од­но­вре­мен­но с ней – бур­дон­но­го ба­са (см. в ст. Гор­ло­вое пе­ние). Рас­про­стра­не­ны тра­диц. струн­ные ин­ст­ру­мен­ты – смыч­ко­вые (игил, бы­за­ан­чи), щип­ко­вые.

Вернуться к началу