ТЮХТЯ́ТСКАЯ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Археология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЮХТЯ́ТСКАЯ КУЛЬТУ́РА, археологич. культура 2-й пол. 9 – 10 вв. в бассейне Енисея южнее Ангары, на территории Тувы, Горного Алтая, Монголии, левобережье Верхнего и Ср. Иртыша, Оби (от Новосибирска до бассейна р. Алей). Вост. памятники – до Яблонового хребта и Верхнего Амура, западные – до Юж. Урала. Назв. по кладу у дер. Тюхтяты (1902; ныне Курагинский р-н, Красноярский край). Выделена Л. Р. Кызласовым к 1960. Уйбатское городище [там и в котловине Сорга (Усть-Абаканский р-н Хакасии) – манихейские храмы], горные каменные крепости-убежища и стены, перекрывающие пути; селища; железоплавильни; оросительные каналы. Использовалось енисейское письмо (см. Орхоно-енисейские надписи). Создавались петроглифы. Многоугольные и округлые каменные курганы над ямками с остатками трупосожжений «на стороне» (иногда в урнах или «на горизонте»). Захоронения сопровождались обожжённым инвентарём, сложенным кучкой, иногда – напутственной и поминальной пищей; череп и конечности коня располагались над курганом; стела с эпитафией и личной тамгой – с вост. стороны. Оружие: палаши, стрелы с 3-лопастными и гранёными бронебойными наконечниками, костяными свистульками, витые удила, стремена. Ременные гарнитуры – часто позолочены, с растит. орнаментом (реже геометрич., зооморфным, с личинами), в т. ч. манихейская символика, «пара копытных у древа жизни» и др.; стиль повлиял на соседей. Женские булавки и ворворки со свадебной символикой (утки, соединённые шеями, феникс, сокол или орёл, поймавший утку или лань), ожерелья, включая раковины-каури, пряслица. Среди керамич. изделий горшки, сделанные на круге «кыргызские» вазы. Металлич. сосуды. Зафиксированы импорт и поселенцы из Ср. Азии (в т. ч. монеты Хорезма, тюргешей), Вост. Туркестана; кит. монеты, зеркала, посуда. Т. к. восходит к чаатас культуре, отражает культуру хакасов эпохи могущества Кыргызского каганата. На основе Т. к. сложилась аскизская культура.