ТОФАЛА́РЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТОФАЛА́РЫ (самоназвания – тофа, топа, тыфа; устар. рус. – карагасы), тюркоязычный народ в России. Живут в горах Большого Саяна в верховьях рек Гутара, Большая Бирюса и Малая Бирюса, Уда и Ия (обл. Тофалария). Численность 0,8 тыс. чел., из них 0,7 тыс. чел. в Нижнеудинском р-не на юго-западе Иркутской обл. (2010, перепись), в т. ч. до 0,3 тыс. чел. в с. Верхняя Гутара (зап. Т.), св. 0,2 тыс. чел. в с. Нерха (центр. Т.) и св. 0,2 тыс. чел. в с. Алыгджер (вост. Т.). Говорят на тофаларском языке, распространены также тувинский и рус. языки. Верующие – православные. Включены в список коренных малочисленных народов РФ.
Согласно ведущей гипотезе (отеч. лингвист В. И. Рассадин), предки Т. – кетоязычные группы, тюркизированные орхонскими тюрками и уйгурами в 7–8 вв.; в их состав вошли и группы саянских самодийцев (см. в ст. Самодийские народы). Кочевали на запад до верховьев р. Агул, делились на зап. (сонгуу ааллар – роды Каш, Сарыг-Каш и Кара-Гаш), центр. (ортаа ааллар – род Чептэй) и вост. (бурунгуу ааллар – роды Чооду, Ак-Чооду, Кара-Чооду) группы. В 17 в. обращены в православие; на территории «Удинской землицы» Красноярского у. образованы Карагасский (род Сарыг-Каш), Кангатский (род Каш), Югдинский (род Кара-Чооду), Сильпигурский (род Ак-Чооду, или Чооду) и Маньчжурский (род Четптэй) улусы. Представители родов устраивали ежегодные собрания (суглан), избирали глав родов (дарга) и общего вождя (шуленга, улуг-баш). В 1927–32 переведены на оседлость и поселены в совр. посёлках, образованы оленеводч. колхозы. В 1927 создан Карагасский родовой совет, с 1930 – туземный совет, с 1934 – Тофаларский нац. совет, с 1939 – нац. район (до 1950).
Традиц. культура типична для кочевых оленеводов горно-таёжной зоны Юж. Сибири (см. в разделе Народы и языки в томе «Россия»). До кон. 1920-х гг. занимались кочевым вьючно-верховым оленеводством саянского типа (олень т. н. карагасской породы) и охотой, а также коневодством. Патрилинейные роды (нён) делились на семейные группы (аал). Традиц. пища – мясо диких животных, оленье молоко, ржаные лепёшки (талган). Одежда – штаны и правозапашная шуба южносибирского типа (тон, дон), у мужчин – с прямоугольными, у женщин – с круглыми проймами и отрезным подолом. Жилище – чум (алачжы-ог, чурт-ог). Сохранились вера в верховного бога-творца (Бурган), духов-хозяев гор (дах-ээзи), шаманы (хам). С 1991 возрождается традиция сугланов («Аргамчы ыры») в с. Алыгджер.
Устное творчество
Устное творчество включает мифы, легенды, сказки и др. В традиц. терминологии «айалга» – орнаментиров. распевная мелодия, «хобус» – музыка, муз. инструмент, «ун» – голос. Песенные импровизации (ыр) основаны на мелодич. формулах с узкообъёмной ладовой основой, имеют периодич. структуру. Устойчивый песенный жанр – благословение или восхваление (алхыш). Песни звучат во время игр (ойен), свадеб, охотничьих праздников. Шаманские песнопения (хам ыры) сопровождались звучанием бубна (тюнгюр) и металлич. подвесок. Муз. инструменты: 6-струнная цитра (чаттыган), лютневидные (чарты хобус, хобус чуме), флейта (шоор), женский – варган (темир хобус), мужской – музыкальный лук (ча). Распространены также балалайка (мандурха), гармоника (сазын хобус).