ЮЙГУ́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЮЙГУ́, жёлтые уйгуры (самоназвание – сарыг югур, монг. – шара югур, шира югур), тюрк. народ в Сев. Китае. Численность 14,4 тыс. чел. (2010, перепись). Живут в осн. по сев. отрогам хребта Циляньшань в Сунань-Югурском автономном у. гор. округа Чжанъе в пров. Ганьсу. 4,6 тыс. чел. говорят на сарыг-югурском яз. хакас. группы тюркских языков (зап. Ю.), 2,8 тыс. чел. – на шира-югурском яз. юж. группы монгольских языков (вост. Ю.); некоторые группы – на кит. и тибет. языках. Верующие в осн. приверженцы тибетского буддизма.
Предки Ю. в 7–8 вв. переселялись из бассейна р. Селенга, после разгрома Уйгурского каганата (840) кыргызами енисейскими – из Турфанского оазиса в Синьцзяне. В сер. 9 в. создали своё государство. В их состав вошли группы тюргешей, тангутов, монголов, тибетцев. С 1020-х гг. воевали с тангутами и в 1036 были подчинены гос-ву Си Ся. В 1696 включены в состав империи Цин. До нач. 18 в. пользовались уйгурским письмом, до сер. 20 в. – тибетским письмом.
Традиц. культура типична для народов Центр. Азии. Горцы (таглык) разводят овец, коз, коров, верблюдов, лошадей; степняки (ойлыг) занимаются пашенным земледелием (просо, чумиза), выращивают огородные и бахчевые культуры. Сохраняются охота, собирательство, традиц. ремёсла – изготовление ковров, кошм (йынак) и др. Жилище у таглык – четырёхугольная войлочная палатка, у ойлыг – глинобитный дом с плоской крышей с внутр. двором (ишкерагыл), куда выходили окна и двери всех помещений. Жилое помещение (чоткан) отапливается каном, напротив входа помещается алтарь (кунчжоу) с изображениями Будды (пыркан) и молельная ниша (чункур). Мужчины носят штаны (йум), левозапашные шёлковую куртку (охсохтын) и суконный халат (тон), подвязанный кушаком (кур); женщины – шаровары с прикреплёнными к ним туфлями (кхэй), нижний (эрхкэтон) и верхний (йанытон) халаты, на голове – конич. войлочную шляпу с пучком красных шёлковых нитей на макушке (чжала) и узкими полями, обшитыми полосками меха или чёрного бархата; шляпа подвязывается под подбородком лентой (сакалхтык); на грудь спускаются две широкие, расшитые кораллами и драгоценными камнями ленты (кембеш), на спину – лента (тхундесык) длиной ок. 2 м (её конец затыкается за пояс), обшитая круглыми раковинами (тхун), привезёнными с оз. Кукунор. Осн. пища – суп с лапшой (менсемен), просяная (сокпа семен) или рисовая (митан) каша. Сохраняется деление на патрилинейные роды (в т. ч. монг. и кыргызского происхождения), составляющие 7 объединений (джиты охтак). Брак моногамный; практиковались колыбельный сговор, брачный выкуп (калын). Поч. погребение включает трупосожжение с захоронением пепла в земле. Мн. Ю. получали образование в монастырях. До сер. 20 в. существовал культ небесного божества Кхан Теныра. Фольклор – сказки, историч. предания, песни.