ХАКА́СЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАКА́СЫ (самоназвание – тадар, устар. – минусинские, ачинские, абаканские, кызыльские татары), тюркский народ в России, коренное население Хакасии. Численность 73 тыс. чел., из них в Хакасии 63,6 тыс. чел. (2010, перепись); живут также в Красноярском крае (4,1 тыс. чел.), Тыве (0,9 тыс. чел.), Томской обл. (0,7 тыс. чел.), Кемеровской обл. (0,5 тыс. чел.), Новосибирской обл. (0,4 тыс. чел.), Иркутской обл. (0,3 тыс. чел.). Говорят по-русски и на хакасском языке. Официально – православные.
Х. делятся на этнич. группы, соответствующие быв. «степным думам» (с 1880-х гг. – инородческим управам): качинцы (хааш, хаас) и в значит. степени ассимилированные ими койбалы – на востоке; кызыльцы (хызыл; сформировались в пределах Алтысарского улуса Киргизской земли – верховья Чулыма, Чёрный и Белый Июсы, совр. Орджоникидзевский и Ширинский районы) – на севере; сагайцы (сагай; в рамках Алтырского улуса – верховья Абакана, предгорья Саян и Кузнецкого Алатау) и вошедшие в их состав бельтиры (пилтир) и бирюсинцы (пюрюс) – на западе. В формировании Х. участвовали группы оставшихся в Юж. Сибири кыргызов енисейских, а также носители енисейских языков (котты, шусты), самодийские народы (камасинцы, маторы), в родовом составе кызыльцев есть потомки татар сибирских, чулымцев и телеутов, в формировании сагайцев – общие родовые группы с шорцами и тофаларами, в формировании бельтиров – группы тувинского происхождения: мужская – ир когенеги, женская – ипчи; некыргызские племена и роды (кыштымы) до 18 в. платили кыргызам дань (албан). Традиц. культура типична для народов Юж. Сибири (см. раздел Народы и языки в томе «Россия»). В степи (качинцы, койбалы) занимались в осн. кочевым скотоводством (разводили лошадей, крупный рогатый скот и овец – назывались «трёхстадным народом»), в лесостепных предгорных районах (кызыльцы, сагайцы) – полуоседлым скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот) и ручным земледелием (осн. орудие – мотыга абыл), а также охотой; с кон. 18 в. распространяется соха (салда) и искусств. орошение. Осн. тип жилища – крытая зимой войлоком, летом берестой юрта (иб), с 19 в. – срубная многоугольная юрта (агас иб) или изба (тура). Одежда – штаны (ыстан) и рубаха (мужская — ир когенег, женская — ипч когенег) с вшивными поликами (ээн, инмен), широкими рукавами с обшлагами (моркам), сборками на груди и спине (чырынды) и отложным воротником, застёгивающимся на крупную пуговицу (тёс марха); правозапашные суконный кафтан, шёлковый халат (чыпча, сикпен, тузалых) или шуба (тон) с широкими проймами, с цельной или отрезной спинкой, расклешённые или со вставными клиньями (южносибирский тип); у замужних женщин поверх кафтана или шубы надевалась вышитая безрукавка (сигедек); головной убор – шапка с высоким меховым околышем и парчовым верхом. Женщины заплетали две косы, девушки — до 20 косичек (сюрмес) с вплетёнными украшениями (тана поос). Одежжда, особенно женская, украшалась вышивкой, аппликацией, каймой из разноцветной тесьмы (чеек). Осн. пища – варёное, вяленое и копчёное мясо, молочные продукты (ах сых, ах тамах – белая пища); из оставшейся после перегонки айрана творожистой массы делали сухой сыр (хурут), который ели вместо хлеба; из ячменной крупы (талкан) – кашу (саламат). Кызыльцы широко употребляли рыбу. Напитки – из кислого кобыльего (хымыс) или коровьего (айран) молока, квас из талкана (абыртхы), пиво из ржаной муки (буза, поза); из айрана и бузы гнали водку (арагазы).
Делились на св. 150 дисперсно расселённых патрилинейных родов – сеоков (соок), названия которых часто восходят к легендарным предкам (адас); сеоки были строго экзогамны (хыс алыспас). Зимнее поселение (хыстаг) населялось аальной общиной (аал-кун). Женатые сыновья поселялись в новых юртах (кичиг иб — «малый дом») к северу от отцовской (улуг иб — «большой дом»); младший сын (очы — «хранитель очага») наследовал имущество отца (минорат). Предпочитались орто- и кросскузенные браки (соок нандыты – букв.: возврат сеока), практиковались авункулат, левират (халдых) и сорорат (пастылас), полигиния (до трёх жён), брак по сватовству (чахсынанг алысханы – букв.: обмен по-хорошему) с колыбельным сговором (саблыг той) или умыкание (тутхын) с последующей погоней (сургун) и выплатой калыма. Сохранился обряд поклонения невесты Луне и Солнцу и др. элементы тоадиц. свадьбы. Традиц. верования основаны на культе духов-покровителей (тёс). Был развит шаманизм с верой в небесных, земных и подземных божеств. Представлялось, что новый шаман (хам) в процессе посвящения получал своих тёсей у шаманского предводителя Адам-хана, живущего на западе Среднего мира; «великий» шаман (пугдур) имел до 9 бубнов (тюр), костюм (кафтан или куртка, расшитая раковинами каури и бубенцами, островерхий головной убор с бахромой, закрывавшей лицо и грудь шамана). Шаманы, помимо врачевания и предсказаний, исполняли летние обществ. жертвоприношения (тайыг) небу (тегир тайи), реке (суг тайи) у каменных куч (оба), изваяний (иней тас), наскальных писаниц (пичиктиг хая); на месте обряда ставили жертвенник (алтын сире), коновязь для священного коня (ызых), берёзу (пай хазын), украшенную цветными лентами (чалама). Весной отмечают Новый год (Чыл-пазы), в начале лета – скотоводч. праздник первого айрана (Тун-пайрам). С нач. 18 в. среди Х. распространяется православие. В нач. 20 в. появляются признаки культа, близкого к алтайскому бурханизму, поклонения Единому Богу (Ах-Худай). В 1905 возник Союз сибирских инородцев, выступавший за распространение «белой веры» против православия и шаманизма.