ПАРАГВА́ЙЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРАГВА́ЙЦЫ (самоназвание – paraguayano), народ, осн. население Парагвая. Численность св. 6,6 млн. чел. (2012, перепись). Живут также в Аргентине (св. 500 тыс. чел.) и др. 76% П. говорят в осн. на гуарани (2002, перепись). Распространён также исп. яз. Ок. 90% П. – католики, есть также евангельские христиане (6,2%) и др.
Перед приходом испанцев индейцы равнин Гран-Чако на западе совр. Парагвая (тоба, самуко, ленгуа) занимались полукочевой охотой и собирательством; народы гуарани, жившие в тропич. лесах междуречья Парагвая и Параны, практиковали подсечное земледелие. С началом исп. колонизации белое население Парагвая было относительно немногочисленно и быстро смешивалось с индейским; метисы («креолы») не подвергались дискриминации, владели землями, занимали адм., воен. и церковные должности. Осн. языком общения стал гуарани, при том что офиц. языком оставался исп. яз.; испано-гуаранийский билингвизм сохранялся и в дальнейшем, причём исп. яз. испытал влияние гуарани. Большую роль в сохранении индейского населения Парагвая и развитии яз. гуарани сыграло Иезуитов государство 1610–1767: при миссиях на гуарани велось богослужение и обучение, печатались книги. Из-за отсутствия организов. работорговли и неразвитости горнодобывающей пром-сти и плантац. хозяйства численность негров в Парагвае была невелика; негры-рабы использовались в осн. как домашняя прислуга. В кон. 18 в. индейцы составляли св. 30% нас. Парагвая, негры (морено), мулаты и индейско-негритянские метисы (пардо) – ок. 10%, остальные были в осн. «креолами». Гл. направлением экономики было произ-во на экспорт парагвайского чая (матэ). В 1-й пол. 19 в., в период диктатуры Х. Г. Франсии (1814–40), иммиграция в Парагвай была полностью прекращена. После разрушения иезуитских миссий в кон. 18 в. ассимиляция индейцев ускорилась. Согласно переписи 1846, св. 7% П. составляли пардо, 0,5% – индейцы, остальные числились «креолами». Однородность парагв. общества усилилась вследствие реформы 1848, уничтожившей общины и отменившей деление на «касты». В результате Парагвайской войны 1864–70 численность П. уменьшилась почти вдвое, взрослые мужчины составляли 13% нас. Парагвая. Гигантский перевес женщин гуарани в парагв. обществе способствовал консервации индейских традиций. С 1870-х гг. парагв. правительство стало поощрять иммиграцию, привлекая приезжающих к с. х-ву. До 1910-х гг. в стране осело до 40 тыс. аргентинцев, итальянцев, бразильцев (бранко), немцев (среди них – сестра Ф. Ницше Елизавета, основавшая в Парагвае колонию «Новая Германия») и др. Особую группу образовали немцы-меннониты – переселенцы из Сев. Америки, заселявшие Гран-Чако с 1920-х гг. и пользовавшиеся автономией и экономич. льготами; их потомки (1,2% П.) сохраняют нижненемецкий диалект нем. яз. и традиц. уклад. В Парагвае оказалась значит. часть рус. белой эмиграции (решающую роль в ходе Чакской войны 1932–35 сыграли рус. военные, среди них – поч. гражданин Парагвая ген. И. Т. Беляев, занимавшийся также изучением и защитой прав парагв. индейцев). С сер. 20 в. в страну въехало значит. число японцев. К 1920-м гг. сформировалась совр. лит. норма яз. гуарани, на нём стали издавать литературу и прессу.
Традиц. жилище сырцовое с соломенной крышей. Осн. пища – кукуруза, бобы, маниок. Популярны пирожки из кукурузной муки (чипас), кукурузная каша (абати пороро), запечённый в золе и пальмовых листьях кукурузный хлеб. Излюбленный напиток – мате; употребляется масло из плодов пальмы ватаи, из её сока делают алкогольный напиток (чича). Развиты плетение, вышивка (в т. ч. в стиле ньяндути).
Устное творчество. У индейцев унисонное пение и круговые песни-танцы в сопровождении инструментальных ансамблей составляют основу обрядовых действ (связанных с культами животных, птиц, деревьев, врачевательных, похоронных и др.), сохраняются также праздничные и лирич. песни. Вокальная музыка основана гл. обр. на пентатонике. Среди инструментов: флейты – продольные и поперечные (общее назв. «мимби»), многоствольные, носовые, окарины; трубы – конгоэра (из кости) и туру (из бамбука); идиофоны – марака (распространены повсеместно в индейской и креольской музыке) и мбарака (род погремушки, применяется в мужских обрядах), соударяемые дерев. или бамбуковые трости, «водяной барабан» тамбор де аква (глиняный сосуд с водой, звук извлекают ударами высушенной тыквы); мембранофоны – барабаны с дерев. долблёным корпусом; музыкальный лук гуаламбау, гуйрапайи (с резонатором из высушенной тыквы). Креольские вокальные жанры и стили: лирич. песня-романс кансьон, нац. парагв. песенный стиль гуарания (тексты на яз. гуарани), созданный композитором Х. А. Флоресом в кон. 1920-х гг.; музыкально-танцевальные жанры: «парагвайская полька» – род самакуэки (подвижный парный танец-пантомима с характерной полиметрией), сьело (или сьелито) – вроде контрданса, «Санта-Фе» – вроде котильона, «креольский вальс»; муз. инструменты: гитара, арфа.