Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНТРДА́НС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 148

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОНТРДА́НС (франц. contredanse, от англ. country dance, букв. – де­ре­вен­ский та­нец), ста­рин­ный пар­ный та­нец. В К. мо­жет уча­ст­во­вать лю­бое ко­ли­че­ст­во пар, об­ра­зуя круг или две про­ти­во­по­лож­ные ли­нии тан­цую­щих. Упот­ре­би­тель­ные муз. раз­ме­ры: $^2_4$, $^6_8$, темп ожив­лён­ный и бы­стрый. Воз­ник в Анг­лии; пер­вые муз. об­ра­бот­ки, при­над­ле­жа­щие Дж. Плей­фор­ду, опуб­ли­ко­ва­ны в сб. «Анг­лий­ский тан­це­валь­ный учи­тель» («The English dancing master», 1651, мно­го­крат­но пе­ре­из­да­вал­ся до 1728). В кон. 17 в. поя­вил­ся в Ни­дер­лан­дах и Фран­ции, наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чил здесь в 1750–1760-х гг. В 18–19 вв. стал по­пу­ляр­ным баль­ным тан­цем в раз­ных стра­нах Ев­ро­пы (в т. ч. в Рос­сии); обыч­но его тан­це­ва­ли по­сле ме­ну­эта. То­гда же воз­ник­ли мно­го­числ. раз­но­вид­но­сти К.: кад­риль, эко­сез, анг­лез, там­пет, лан­сье, ко­тиль­он, мат­ре­дур и др. В сер. 19 в. К. ут­ра­тил по­пу­ляр­ность, но со­хра­нял­ся в нар. бы­ту (Анг­лия, Шот­лан­дия).

К. ис­поль­зо­вал­ся в ка­че­ст­ве за­клю­чит. но­ме­ра в ба­ле­тах (опе­ра-ба­лет «По­ли­мния», ба­ле­ты «Пиг­ма­ли­он», «Зе­фир» Ж. Ф. Ра­мо; «Тво­ре­ния Про­ме­тея» Л. ван Бет­хо­ве­на), вво­дил­ся в опе­ру («Дон Жу­ан» В. А. Мо­цар­та, «Ев­ге­ний Оне­гин» П. И. Чай­ков­ско­го). Ме­ло­дии К. час­то слу­жи­ли те­ма­ми для ин­ст­ру­мен­таль­ных ва­риа­ций, в тем­пе и ха­рак­те­ре К. на­пи­са­ны мн. фи­на­лы клас­сич. сим­фо­ний; 12 К. для ор­ке­ст­ра соз­дал Бет­хо­вен. Мн. ме­ло­дии К. под­тек­сто­вы­ва­лись, пре­вра­ща­ясь в мас­со­вые пес­ни (напр., «Ça ira» – пес­ня Франц. ре­во­лю­ции 18 в.), пес­ни в бал­лад­ных опе­рах, во­де­виль­ные ку­пле­ты.

Лит.: Ру­ба­ха Е. А. Контр­данс. Его осо­бен­но­сти, ис­то­ки и воз­дей­ст­вие на му­зы­ку вен­ских клас­си­ков // Му­зы­ка и хо­рео­гра­фия со­вре­мен­но­го ба­ле­та. М., 1982. Вып. 4.

Вернуться к началу