КОНТРДА́НС
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНТРДА́НС (франц. contredanse, от англ. country dance, букв. – деревенский танец), старинный парный танец. В К. может участвовать любое количество пар, образуя круг или две противоположные линии танцующих. Употребительные муз. размеры: $^2_4$, $^6_8$, темп оживлённый и быстрый. Возник в Англии; первые муз. обработки, принадлежащие Дж. Плейфорду, опубликованы в сб. «Английский танцевальный учитель» («The English dancing master», 1651, многократно переиздавался до 1728). В кон. 17 в. появился в Нидерландах и Франции, наибольшее распространение получил здесь в 1750–1760-х гг. В 18–19 вв. стал популярным бальным танцем в разных странах Европы (в т. ч. в России); обычно его танцевали после менуэта. Тогда же возникли многочисл. разновидности К.: кадриль, экосез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и др. В сер. 19 в. К. утратил популярность, но сохранялся в нар. быту (Англия, Шотландия).
К. использовался в качестве заключит. номера в балетах (опера-балет «Полимния», балеты «Пигмалион», «Зефир» Ж. Ф. Рамо; «Творения Прометея» Л. ван Бетховена), вводился в оперу («Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского). Мелодии К. часто служили темами для инструментальных вариаций, в темпе и характере К. написаны мн. финалы классич. симфоний; 12 К. для оркестра создал Бетховен. Мн. мелодии К. подтекстовывались, превращаясь в массовые песни (напр., «Ça ira» – песня Франц. революции 18 в.), песни в балладных операх, водевильные куплеты.