Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕ́НГУА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 225-226

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Матусовский; Г. В. Дзибель (терминология родства)

ЛЕ́НГУА (от исп. lengua – язык; са­мо­на­зва­ние ээн­тлит – лю­ди), ин­дей­ский на­род в Центр. Па­ра­гвае. Жи­вут в осн. на се­ве­ре деп-та Пре­си­ден­те-Аес и на се­ве­ро-вос­то­ке деп-та Бо­ке­рон. Чис­лен­ность 14 тыс. чел. (2009, оцен­ка). Ок. 1,5 тыс. чел. жи­вут так­же в пров. Фор­мо­са на се­ве­ро-вос­то­ке Ар­ген­ти­ны (юж­ные Л., эн­сет). Св. 90% Л. го­во­рят на яз. лен­гуа мас­кой­ской се­мьи; диа­лек­ты – се­вер­ные (энл­хет, ээн­т­лит, во­вак) и юж­ный (эн­шет). Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та. Так­же го­во­рят на гуа­ра­ни и исп. яз. Боль­шин­ст­во Л. – хри­стиа­не (в осн. мен­но­ни­ты, юж­ные Л. – анг­ли­ка­не).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Гран-Ча­ко. До 1930-х гг. со­хра­ня­ли тра­диц. куль­ту­ру. Тра­диц. за­ня­тия – по­лу­ко­че­вая охо­та (страу­сы нан­ду, оле­ни; ис­поль­зо­ва­лись бо­ла), со­би­ра­тель­ст­во, ры­бо­лов­ст­во (при по­мо­щи за­по­ров и пле­тё­ных кор­зин). Ла­герь со­сто­ял из по­став­лен­ных в ряд на­ве­сов, кры­тых ка­мы­шо­вы­ми ци­нов­ка­ми. Тра­диц. оде­ж­да – ко­жа­ные на­бед­рен­ная по­вяз­ка и плащ, позд­нее шер­стя­ная на­кид­ка. Муж­чи­ны но­си­ли крас­ную шер­стя­ную на­лоб­ную по­вяз­ку с гео­мет­рич. ор­на­мен­том из ра­ко­вин или би­се­ра, кон­цы ко­то­рой спу­ска­лись на спи­ну; оже­ре­лья из ра­ко­вин, лаб­рет­ку в фор­ме язы­ка (от­сю­да назв. «Л.»). Прак­ти­ко­ва­лись та­туи­ров­ка и рас­крас­ка ли­ца и те­ла. Для ку­ре­ния та­ба­ка ис­поль­зо­ва­ли де­ре­вян­ные и гли­ня­ные труб­ки. Л., как и др. ин­дей­цы Ча­ко, от­ли­ча­лись во­ин­ст­вен­но­стью. Де­ли­лись на эк­зо­гам­ные ло­каль­ные груп­пы, со­стояв­шие из боль­ших ук­со­ри­ло­каль­ных се­мей (50–200 чел.), имев­ших свои тер­ри­то­рии и на­зва­ния; неск. ло­каль­ных групп объ­еди­ня­лись в эн­до­гам­ную груп­пу, пе­рио­ди­че­ски со­би­рав­шую­ся для об­ществ. и ри­ту­аль­ных це­лей. Во гла­ве груп­пы сто­ял вождь – гла­ва до­ми­ни­рую­щей се­мьи, ко­то­рый час­то был так­же ша­ма­ном. Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный с тен­ден­ци­ей к мат­ри­ла­те­раль­но­сти. Си­сте­ма тер­ми­нов ро­д­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го или ге­не­рац. ти­па. Сиб­лин­ги клас­си­фи­ци­ру­ют­ся по от­но­сит. по­лу. Рас­про­ст­ра­не­ны тек­но­ни­мия и не­кро­ни­мия (наи­ме­но­ва­ние лю­дей в за­ви­си­мо­сти от их родств. ста­ту­са по от­но­ше­нию к умер­шим). По­кой­ни­ков хо­ро­ни­ли в зем­ле в си­дя­чем или скор­чен­ном по­ло­же­нии, го­ло­вой на за­пад; дом умер­ше­го (а ино­гда це­лое се­ле­ние, где он жил) сжи­гал­ся. Был раз­вит ша­ма­низм. Ве­ри­ли в про­ро­че­ские сно­ви­де­ния. Прак­ти­ко­ва­лись жен­ские ини­циа­ции, во вре­мя ко­то­рых юно­ши в мас­ках изо­бра­жа­ли уг­ро­жав­ших де­вуш­кам ду­хов. Ес­ли пер­вым ре­бён­ком бы­ла де­воч­ка, но­во­рож­дён­ную уби­ва­ли. Со­глас­но ми­фам, мир был соз­дан ог­ром­ным жу­ком, пер­вые муж­чи­на и жен­щи­на бы­ли склее­ны ме­ж­ду со­бой до тех пор, по­ка жук не разъ­еди­нил их; гром про­из­во­дит­ся ми­фич. пти­ца­ми; «без­мя­теж­ный век» че­ло­ве­че­ст­ва за­кон­чил­ся то­гда, ко­гда де­воч­ка от­ве­ти­ла на зов ду­ха де­ре­ва; ми­ро­вой по­топ, раз­ру­шив­ший из­на­чаль­но соз­дан­ный мир, был вы­зван мен­ст­руи­рую­щей де­воч­кой, ко­то­рая ос­кор­би­ла во­дя­но­го змея (ра­ду­гу), по­дой­дя к во­де.

В кон. 19 – нач. 20 вв. юж. Л. по­па­ли под влия­ние анг­ли­кан­ских мис­сий. Зем­ли се­вер­ных Л. в 1920–30-х гг. бы­ли за­хва­че­ны нем. ко­ло­ни­ста­ми-мен­но­ни­та­ми. Совр. Л. за­ни­ма­ют­ся в осн. зем­ле­де­ли­ем (ты­к­ва, ба­тат, ку­ку­ру­за, слад­кий ма­ни­ок, та­бак; за план­та­ция­ми уха­жи­ва­ют в осн. муж­чи­ны) и жи­вот­но­вод­ст­вом (круп­ный ро­га­тый скот, ов­цы, ло­ша­ди), ра­бо­та­ют по най­му на ран­чо, из­го­тав­лива­ют на про­да­жу из­де­лия кус­тар­но­го про­мыс­ла; до­бы­ва­ют игу­ан и др. яще­риц, змей. Не­боль­шие груп­пы юж. Л. со­хра­ня­ют тра­диц. об­раз жиз­ни. Ок. 25% сев. Л. про­жи­ва­ют в го­ро­дах. Име­ют ор­га­ни­за­ции, бо­рю­щие­ся за воз­вра­ще­ние зе­мель и со­ци­аль­но-по­ли­тич. права: Ко­ор­ди­на­тор ту­зем­ных ли­де­ров Ниж­не­го Ча­ко, Ре­гио­наль­ная ту­зем­ная фе­де­ра­ция Центр. Ча­ко, Орг-ция об­щин се­вер­ных энлхет.

Лит.: Grubb W. B. An unknown people in an unknown land: an account of the life and cus­toms of the Lengua Indians of the Paraguayan Chaco. L., 1911; Métraux A. Ethnography of the Grand Chaco // Handbook of South Ameri­can Indians. Wash., 1946. Vol. 1: The Margi­nal Tribes; Sušnik B. Lengua-maskoy, su hab­lar, su pensar, su vivencia. Asunción, 1977; idem. Los aborígenes del Paraguay. Asu­n­ción, 1978. Vol. 1: Etnología del Chaco Boreal y su perifería; Braunstein J. Algunos rasgos de la orgazación social de los indígenas del Gran Chaco. B. Aires, 1983.

Вернуться к началу