Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГВАТЕМА́ЛЬЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 456

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова; В. И. Лисовой (устное творчество)

ГВАТЕМА́ЛЬЦЫ (са­мо­на­зва­ние – guate­maltecos), на­род, осн. на­се­ле­ние Гва­те­ма­лы. Чис­лен­ность 12,0 млн. чел. (2006, оцен­ка). Го­во­рят на исп. яз., ин­дей­цы так­же на майя языках­ и ара­вак­ском язы­ке га­ри­фу­на. Боль­шин­ст­во Г. – ка­то­ли­ки, св. 15% – про­тес­тан­ты (пре­сви­те­риа­не, анг­ли­ка­не, пя­ти­де­сят­ни­ки), сре­ди ин­дей­цев рас­про­стра­не­ны тра­диц. куль­ты.

Гватемальцы. Упаковка кукурузы для продажи на рынках.

В Гва­те­ма­ле на­хо­дил­ся древ­ней­ший центр за­ро­ж­де­ния зем­ле­де­лия в Ме­зо­аме­ри­ке (пер­вые зем­ле­дельч. по­се­ле­ния куль­ту­ры Окос на сев.-зап. по­бе­ре­жье). С сер. 1-го тыс. до н. э. (по не­ко­то­рым ги­по­те­зам – с ру­бе­жа 3–2-го тыс.) здесь рас­се­ля­ют­ся на­ро­ды майя – наиболее ве­ро­ят­ные соз­да­те­ли ци­ви­ли­за­ций Ка­ми­наль­хую и Абах-Та­ха­лик в гор­ной Гва­те­ма­ле и од­но­вре­мен­ных им про­то­го­род­ских цен­тров на низ­мен­но­сти (Пе­тен), на ос­но­ве ко­то­рых рас­цве­ла клас­сич. ци­ви­ли­за­ция майя. В эт­но­ге­не­зе Г. уча­ст­во­ва­ли так­же пе­ресе­лив­шие­ся из Юго-Вост. Мек­си­ки (совр. штат Ве­рак­рус) на­ро­ды на­уа, со­здав­шие в 6 в. на ти­хо­оке­ан­ском по­бе­ре­жье куль­ту­ру Сан­та-Лу­сия – Ко­цу­маль­хуа­па. На­уа пе­ре­се­ля­лись в Гва­те­ма­лу и позд­нее – в пе­ри­од до­ми­ни­ро­ва­ния ац­те­ков в Центр. Мек­си­ке (14–15 вв.). В 10–11 вв. тер­ри­то­рия гор­ной Гва­те­ма­лы бы­ла по­ко­ре­на пе­ре­се­лен­ца­ми с за­па­да – на­ро­да­ми, го­во­ря­щи­ми на во­сточ­но­май­яских язы­ках (пред­ка­ми ки­че, ма­ме, как­чи­ке­лей, кек­чи, по­ком, цу­ту­хи­лей, иши­лей); сто­ли­ца по­ко­мам Тек­пан-Гуа­ти­ма­ла да­ла назв. стра­не. Ны­не майя со­став­ля­ют 35,9% Г., жи­вут в осн. в гор­ных рай­онах. Они со­хра­ня­ют мн. эле­мен­ты куль­ту­ры ин­дей­цев Центр. Аме­ри­ки: под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие с пре­об­ла­да­ни­ем ку­ку­ру­зы (её зёр­на рас­ти­ра­ют в ка­мен­ных зер­но­тёр­ках, из му­ки го­то­вят ле­пёш­ки-тор­ти­льи и на­пит­ки), бо­бо­вых, тыкв, ме­ст­ных ого­род­ных куль­тур; об­щин­ное зем­ле­вла­де­ние, ро­до­вую ор­га­ни­за­цию (в т. ч. гра­ж­дан­ско-ри­ту­аль­ную ие­рар­хию), 1–2-ка­мер­ное кар­кас­ное жи­ли­ще из адо­ба, тра­диц. тка­че­ст­во (в гор­ных рай­онах ка­ж­дая об­щи­на име­ет осо­бый ор­на­мент), пле­те­ние, гон­чар­ст­во (мн. де­рев­ни спе­циа­ли­зи­ру­ют­ся на оп­ре­де­лён­ном ре­мес­ле), оде­ж­ду, обувь, жен­ские го­лов­ные убо­ры, фольк­лор и об­ряд­ность (до­ис­пан­ские зем­ле­дельч. куль­ты, ше­ст­вия глав об­щин­ной ие­рар­хии, те­ат­ра­ли­зо­ван­ные пред­став­ле­ния во вре­мя празд­ни­ков в честь св. па­тро­нов по­се­ле­ния, ри­туа­лы пло­до­ро­дия, тан­цы в мас­ках, в т. ч. на сю­же­ты, вос­хо­дя­щие к эпо­су «По­поль-Вух»), муз. фольк­лор. Рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во на с.-х. ра­бо­ты, мн. де­рев­ни за­ни­ма­ют­ся вы­ра­щи­ва­ни­ем ово­щей и цве­тов для оп­то­вых по­ста­вок на рын­ки США.

Чис­ло исп. ко­ло­ни­стов в пер­вые ве­ка по­сле за­вое­ва­ния бы­ло не­ве­ли­ко, и они со­сре­до­то­чи­ва­лись в го­ро­дах центр. об­лас­тей и по ти­хо­оке­ан­ско­му по­бе­ре­жью. Ис­пан­цы (кре­о­лы) об­ра­зу­ют замк­ну­тую при­ви­ле­ги­ров. груп­пу. К 19 в. сло­жил­ся слой ис­па­ноя­зыч­ных ме­ти­сов (ла­ди­но) – наи­бо­лее мно­го­числ. груп­па совр. Г. (57,8%). К 1803–04 ла­ди­но бо­лее чем вдвое пре­вы­ша­ли по чис­лен­но­сти ис­пан­цев (кре­о­лов). Имен­но с ни­ми свя­за­на ко­ло­ни­за­ция ра­нее ма­ло­за­се­лён­ных рай­онов Гва­те­ма­лы, раз­ви­тие ско­то­вод­ст­ва на вос­то­ке стра­ны. Б. ч. ла­ди­но – ра­бо­чие на план­та­ци­ях, не­ко­то­рые жи­вут в го­ро­дах. Куль­ту­ра ла­ди­но со­че­та­ет ев­роп. и ин­дей­ские чер­ты.

Гватемальцы. Строительство каркасного жилища на участке, расчищенном в джунглях.

Нег­ри­тян­ское на­се­ле­ние Гва­те­ма­лы из­на­чаль­но бы­ло не­мно­го­чис­лен­ным и к 19 в. пол­но­стью рас­тво­ри­лось сре­ди ла­ди­но. Осо­бую груп­пу об­ра­зу­ют жи­ву­щие на вос­то­ке стра­ны нег­ри­тян­ско-ара­вак­ские ме­ти­сы – т. н. чёр­ные ка­ри­бы (га­ри­фо­на). Бе­лое на­се­ле­ние со­став­ля­ет 0,8% гва­те­маль­цев.

Уст­ное твор­че­ст­во. Му­зы­ка майя зву­чит на сель­ских и гор. празд­ни­ках; ан­самб­ли, со­стоя­щие из тра­диц. ин­дей­ских гли­ня­ных флейт, ра­ко­вин-труб и идио­фо­нов (ба­ра­ба­ны, по­гре­муш­ки, скреб­ки), со­про­во­ж­да­ют тан­цы, про­цес­сии. Осн. пласт фольк­ло­ра – му­зы­ка ла­ди­но, объ­е­ди­нив­шая чер­ты исп., мекс., ко­лум­бий­ской му­зы­ки, по­пу­ляр­ных сти­лей стран Ка­риб­ско­го бас­сей­на и США; об­ще­при­ня­тый ин­ст­ру­мент – ма­рим­ба (кси­ло­фон афр. про­ис­хо­ж­де­ния) в со­че­та­нии с ги­та­ра­ми и ма­ра­ка­са­ми. Сре­ди др. жан­ров – пес­ни по­ли­тич. со­дер­жа­ния кор­ри­дос (мекс. про­ис­хо­ж­де­ния). В тра­диц. му­зы­ке центр. и сев.-вост. рай­онов Гва­те­ма­лы рас­про­стра­не­ны мно­го­числ. хор­до­фо­ны – смыч­ко­вые ин­ст­ру­мен­ты, му­зы­каль­ный лук, ги­та­ра и её раз­но­вид­но­сти, ар­фа, ко­то­рые в ан­самб­лях со­еди­ня­ют­ся с ба­ра­ба­на­ми, ак­кор­де­о­ном, по­гре­муш­ка­ми.

Лит.: Recinos A. Crónicas indígenas de Guatemala. Guatemala, 1957; Кин­жа­лов Р. В. Гва­те­ма­ла. Эт­ни­че­ская ис­то­рия древ­ней Гва­те­ма­лы // На­цио­наль­ные про­цес­сы в Цен­траль­ной Аме­ри­ке и Мек­си­ке. М., 1974; Хо­ро­шае­ва И. Ф. Ос­нов­ные на­прав­ле­ния эт­ни­че­ско­го раз­ви­тия в ко­ло­ни­аль­ной и не­за­ви­си­мой Гва­те­ма­ле // Там же; Piel J. Sajcabajá, muerte y resurrección de un pueblo de Guatemala. 1500–1970. Guatemala; Méx., 1989.

Вернуться к началу