Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАРИ́ФОНА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 404-405

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Берёзкин; В. И. Лисовой (устное творчество)

ГАРИ́ФОНА (га­ри­фу­на, га­ри­фу, га­ри­бы, га­ри­на­гу, ка­ри­бу, чёр­ные ка­ри­бы, са­мо­на­зва­ние – garinagu), на­род на Ка­риб­ском по­бе­ре­жье Центр. Аме­ри­ки и на ост­ро­вах Ка­риб­ско­го мо­ря. Чис­лен­ность (2006, оцен­ка): в Гон­ду­ра­се 125 тыс. чел., Гва­те­ма­ле 25 тыс. чел., Бе­ли­зе (в рай­оне го­ро­дов Пун­та-Гор­да и Дан­гри­га) 16 тыс. чел., Ни­ка­ра­гуа 2,5 тыс. чел., Гва­де­лу­пе 3,3 тыс. чел., Сент-Вин­сен­те и Гре­на­ди­нах 2,4 тыс. чел.; не­боль­шие груп­пы Г. жи­вут в США (го­ро­да Лос-Анд­же­лес, Но­вый Ор­ле­ан, Нью-Йорк). Го­во­рят на яз. га­ри­фу­на-май­пур­ской груп­пы при­мор­ской вет­ви сев. под­се­мьи ара­вак­ских язы­ков, пись­мен­ность на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та. Рас­про­стра­не­ны так­же исп. яз., в Бе­ли­зе и Ни­ка­ра­гуа – кре­оль­ские язы­ки. 60% Г. – ка­толи­ки, есть про­тес­тан­ты (пли­мут­ские бра­тья, мен­но­ни­ты, ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня, пя­ти­де­сят­ни­ки, бап­ти­сты, лю­те­ра­не, анг­ли­ка­не и др.), сви­де­те­ли Ие­го­вы, при­вер­жен­цы тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Г. – по­том­ки ка­ри­бов (ка­ли­пу­на), за­хва­тив­ших о. Сент-Вин­сент и сме­шав­ших­ся с ко­рен­ны­ми жи­те­ля­ми – ара­ва­ка­ми (ус­во­ив их язык), и нег­ров, по­пав­ших на ост­ров в 1635 с по­тер­пев­ших кру­ше­ние исп. не­воль­ничь­их ко­раб­лей. Позд­нее на ост­ров пе­ре­се­ля­лись груп­пы вест-инд­ских нег­ров с Бар­ба­до­са, Сент-Лю­сии и др.; на куль­ту­ру Г. влия­ли так­же франц. по­се­лен­цы Сент-Вин­сен­та. Вождь Г. Ча­ту­айе в сою­зе с фран­цу­за­ми вое­вал с англ. ко­ло­ни­за­то­ра­ми (т. н. 2-я Ка­риб­ская вой­на). В 1797 уце­лев­шие от ис­треб­ле­ния Г. вы­ве­зе­ны анг­ли­ча­на­ми на о. Роа­тан у по­бе­ре­жья совр. Гон­ду­ра­са, от­ку­да вско­ре рас­се­ли­лись по по­бе­ре­жью Центр. Аме­ри­ки; ос­но­ва­ли по­се­ле­ния на тер­ри­то­рии совр. го­ро­дов Ли­винг­стон, Пун­та-Гор­да, Дан­гри­га.

Осн. тра­диц. за­ня­тие – мор. ры­бо­ловст­во; вы­ра­щи­ва­ют ма­ни­ок, ку­ку­ру­зу, рис, ба­на­ны, раз­ви­то от­ход­ни­че­ст­во, мно­гие жи­вут в го­ро­дах. Осн. пи­ща – ма­нио­ко­вые ле­пёш­ки, рис, ры­ба. Тра­диц. се­мья – боль­шая ма­те­рин­ская. Афр. и ин­дей­ские тра­ди­ции со­хра­ня­ют­ся в ре­ли­гии (ри­туа­лы в честь пред­ков под ру­ко­во­дством ша­ма­на-буй­аэ и др.), му­зы­ке (тан­це­валь­ный жанр пун­та, те­ат­ра­ли­зо­ван­ный та­нец ча­ри­ка­ви, муж­ские и жен­ские пес­ни и др.); рас­про­стра­не­ны ан­самб­ли из 3 ба­раба­нов и ги­та­ры. В Гва­те­ма­ле, Бе­ли­зе, Сент-Вин­сен­те и Гре­на­ди­нах бо­рют­ся за свои пра­ва и со­хра­не­ние тра­диц. куль­ту­ры.

Гарифона. Группа музыкантов.

Ин­ст­ру­мен­таль­ные ан­самб­ли со­про­во­ж­да­ют соль­ное и хо­ро­вое пе­ние во вре­мя ре­лиг. празд­ни­ков и про­цес­сий, а так­же пе­ние и тан­цы (фун­та, пар­ран­да, яку­ну, хун­гу­ху­гу, сам­ба) в аф­ро­ку­бин­ском сти­ле. В ан­самб­лях ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся мем­бра­но­фон га­ра­он, по­гре­муш­ка из вы­су­шен­ной ты­к­вы си­си­ра/чи­чи­ра, ра­ко­ви­на-тру­ба вей­вин­ту. В совр. ан­самб­ли вхо­дят элек­тро­ги­та­ра, кла­виш­ные, мед­ные ду­хо­вые и удар­ные ин­ст­ру­мен­ты.

Лит.: Taylor D. M. The Black Caribs of Bri­tish Honduras. N. Y., 1951.

Вернуться к началу