Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АФРОАМЕРИКА́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 559-560

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. Л. Нитобург; Н. Э. Звенигородская (танец); Т. В. Бутрова (театр); К. Э. Разлогов (кино); М. Н. Соколов (искусство)
Афроамериканцы Нью-Йорка.

АФРОАМЕРИКА́НЦЫ (не­гры США), эт­но­ра­со­вая общ­ность в со­ста­ве аме­ри­кан­цев, темнокожее население США. Чис­лен­ность 36,4 млн. чел. (2000, пе­ре­пись). Св. 55% А. жи­вут в юж. шта­тах США. Го­во­рят на амер. ва­ри­ан­те анг­лий­ско­го язы­ка, со­хра­ня­ет­ся так­же диа­лект юж. нег­ров («блэк инг­лиш»). 60% ве­рую­щих – бап­ти­сты, св. 20% – ме­то­ди­сты, есть пя­ти­де­сят­ни­ки, ад­вен­ти­сты, по­сле­до­ва­те­ли спи­ри­туа­ли­ст­ских куль­тов, ка­то­ли­ки, му­суль­ма­не («чёр­ные му­суль­ма­не»), иу­деи («чёр­ные иу­деи») и др.

А. – по­том­ки афр. ра­бов, вве­зён­ных в Сев. Аме­ри­ку в 17–19 вв. Не­смот­ря на за­ко­ны, стро­го за­пре­щав­шие меж­ра­со­вые бра­ки и вне­брач­ные свя­зи, уже к сер. 19 в. св. 30% сво­бод­ных А. и 10% ра­бов бы­ли му­ла­та­ми; к 1930-м гг. му­ла­ты со­став­ля­ли 75% А. Со­ци­аль­ное по­ло­же­ние му­ла­тов прак­ти­че­ски не от­ли­ча­лось от по­ло­же­ния нег­ров. А. уча­ст­во­ва­ли в або­ли­цио­ни­ст­ском дви­же­нии (Д. Ду­глас, Г. Таб­мен и др.). От­ме­на раб­ст­ва в США в ре­зуль­та­те Гра­ж­дан­ской вой­ны в США 1861–65 ус­ко­ри­ла ин­те­гра­цию А. в амер. об­ще­ст­во и про­цес­сы со­ци­аль­но­го рас­слое­ния. К нач. 20 в. сфор­ми­ро­ва­лись нег­ри­тян­ские пром. и с.-х. про­ле­та­ри­ат, фер­мер­ст­во, бур­жуа­зия, ин­тел­ли­ген­ция. Од­на­ко при­ня­тые в 1890–1910 в юж. шта­тах кон­сти­ту­ции уза­ко­ни­ли ра­со­вую дис­кри­ми­на­цию и сег­ре­га­цию А. – сис­те­ма «Джим Кроу». С мас­со­вы­ми ми­гра­ция­ми А. в го­ро­да и с Юга (где в 1910 про­жи­ва­ло 85,3% А.) на Се­вер и За­пад эта сис­те­ма рас­про­стра­ни­лась по всей стра­не (к 1940 в 31 шта­те меж­ра­со­вые бра­ки бы­ли стро­го за­пре­ще­ны за­ко­ном).

По­ня­тие «негр» в США ус­лов­но, т. к. оп­ре­де­ле­ние ра­со­вой при­над­леж­но­сти име­ло со­ци­аль­но-по­ли­тич. и эт­но­куль­тур­ное зна­че­ние и про­во­ди­лось по-раз­но­му в раз­ных шта­тах; с 1977 вы­тес­ня­ет­ся по­ня­ти­ем «чёр­ные». В пе­ре­пи­си на­се­ле­ния (2000) впер­вые свою ра­со­вую при­над­леж­ность пред­ла­га­лось оп­ре­де­лить са­мим оп­ра­ши­вае­мым. Са­мо­соз­на­ние А. двой­ст­вен­но: стрем­ле­ние к пол­ной ин­те­гра­ции со­че­та­ет­ся в нём с тен­ден­ци­ей к вы­де­ле­нию в осо­бую эт­но­ра­со­вую общ­ность, вы­ра­жаю­щей­ся в разл. фор­мах «чёр­но­го» на­цио­на­лиз­ма и се­па­ра­тиз­ма (дви­же­ние сто­рон­ни­ков М. Гар­ви «На­зад – в Аф­ри­ку!» и др.), аф­ро­цен­триз­ма, «чёр­но­го ра­сиз­ма», идео­ло­гии «На­ции ис­ла­ма» Л. Фар­ра­ха­на и т. д. В нач. 20 в. поя­ви­лись пер­вые круп­ные ор­га­ни­за­ции А. – На­цио­наль­ная ас­со­циа­ция со­дей­ст­вия про­грес­су цвет­но­го на­се­ле­ния и «Го­род­ская ли­га», в сер. 20 в. – Юж. кон­фе­рен­ция хри­сти­ан­ско­го ру­ко­во­дства во гла­ве с М. Л. Кин­гом и др. В ре­зуль­та­те борь­бы А. за гра­ж­дан­ские пра­ва в 1950–60-х гг. бы­ла при­ня­та се­рия ак­тов, за­пре­щаю­щих ра­со­вую дис­кри­ми­на­цию и сег­ре­га­цию: от­ме­на за­пре­тов на меж­ра­со­вые бра­ки 1940–67, за­прет ра­со­вой сег­ре­га­ции в шко­лах Вер­хов­ным су­дом США в 1954, за­ко­ны 1964, 1965 и 1968 о гражд. пра­вах. Эти ме­ры при­ве­ли к рос­ту об­ра­зо­ват. и проф. уров­ня А., пред­ста­ви­тель­ст­ва в по­ли­тич., гос. и во­ен­ной сфе­рах; од­на­ко со­ци­аль­ное не­ра­вен­ст­во ме­ж­ду А. и бе­лыми со­хра­ня­ет­ся. А. – са­мая ур­ба­ни­зи­ро­ван­ная груп­па аме­ри­кан­цев: бо­лее по­ло­ви­ны их жи­вёт в круп­ных го­ро­дах, в т. ч. в бед­ных нег­ри­тян­ских квар­та­лах («чёр­ных гет­то»). Сре­ди них боль­ше, чем сре­ди бе­лых аме­ри­кан­цев, без­ра­бот­ных, лю­дей без выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния, с не­вы­со­ки­ми до­хо­да­ми и бед­ных.

В фольк­ло­ре и ре­лиг. прак­ти­ке А. со­хра­ня­ет­ся влия­ние афр. тра­ди­ций. А. вне­сли за­мет­ный вклад в об­ще­аме­ри­кан­скую куль­ту­ру: му­зы­ку, ли­те­ра­ту­ру (У. Э. Б. Дю­буа, Р. Райт, Дж. Бол­ду­ин, Л. Хьюз, Р. Эл­ли­сон и др.), спорт (Дж. Б. Лу­ис, Али Му­хам­мед, Дж. Оу­энс, В. Ру­дольф, М. Тай­сон и др.).

Музыка. С 1860-х гг. в США рез­ко воз­рос­ла по­пу­ляр­ность нег­ри­тян­ской му­зы­ки. С кон. 19 в. по­лу­чи­ли раз­ви­тие сти­ли блюз, рег­тайм, на ру­бе­же 19–20 вв. путём слия­ния разл. сти­лей и жан­ров об­ра­зо­вал­ся джаз. Осн. раз­но­вид­но­сти куль­то­вой му­зы­ки – спи­ри­чу­эл, гос­пел. Сре­ди круп­ней­ших джа­зо­вых му­зы­кан­тов – Л. Арм­ст­ронг, Дюк Эл­линг­тон, Э. Фицд­же­ралд, сре­ди клас­сич. пев­цов ми­ро­во­го уров­ня – М. Ан­дер­сон (пер­вая сре­ди А. вы­сту­пи­ла на сце­не те­атра «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ра»), Дж. Нор­ман.

Сцена из балета «Откровения». Хореограф А. Эйли. Американский театр танца.

Та­нец. В тан­це­валь­ную куль­ту­ру США нег­ри­тян­ский фольк­лор во­шёл как од­но из оп­ре­де­ляю­щих яв­ле­ний. В не­драх ме­не­ст­рель­но­го те­ат­ра в 19 в. за­ро­ди­лась хо­рео­гра­фич. сти­ли­сти­ка, пе­ре­пла­вив­шая ев­роп. и нег­ри­тян­ские тра­ди­ции. Джи­га, че­чёт­ка, бак энд винг, клог, брейк­да­ун и др. под­го­то­ви­ли по­яв­ле­ние в 20 в. джаз-тан­ца. Су­ще­ст­вен­ное влия­ние на раз­ви­тие амер. и ми­ро­во­го тан­це­валь­но­го иск-ва ока­за­ла эпо­ха т. н. гар­лем­ско­го ре­нес­сан­са 1920–50-х гг. с её «чёр­ны­ми ре­вю», тан­це­валь­ным за­лом «Са­вой», клу­бом «Кот­тон» и т. д. Здесь вы­сту­па­ли та­кие звёз­ды сте­па, как Б. Ро­бин­сон, бр. Бер­ри, бр. Ни­ко­лас и др. Они при­нес­ли своё иск-во на сце­ны Брод­вея и эк­ра­ны Гол­ли­ву­да. В кон. 19 в. нег­ри­тян­ский фольк­лор дал мощ­ный им­пульс раз­ви­тию са­лон­ных (баль­ных) тан­цев, ши­ро­ко рас­про­стра­нив­ших­ся за­тем и в Ев­ро­пе (кэк-уок, чарль­стон, шим­ми и т. п.). Аф­роа­мер. тра­ди­ция сыг­ра­ла зна­чит. роль в эво­лю­ции тан­ца мо­дерн. В 1940-е гг. пио­не­ра­ми «но­во­го чёр­но­го сти­ля» ста­ли К. Дан­хем («Тро­пи­ки и го­ря­чий джаз – от Гаи­ти до Гар­ле­ма», 1940) и П. При­мюс («Аф­ри­кан­ский це­ре­мо­ни­ал», 1943). Во 2-й пол. 20 в. эта тен­ден­ция про­дол­же­на в твор­че­ст­ве Т. Бит­ти, Д. Мак-Кей­ла и осо­бен­но в спек­так­лях Амер. те­ат­ра тан­ца А. Эй­ли. В 1960-е гг. впер­вые ве­ду­щее по­ло­же­ние как клас­сич. тан­цов­щик круп­ней­шей амер. труп­пы «Нью-Йорк си­ти бал­ле» за­нял аф­роа­ме­ри­ка­нец – А. Мит­челл. В 1971 он ор­га­ни­зо­вал нег­ри­тян­скую ба­лет­ную труп­пу «Тан­це­валь­ный те­атр Гар­ле­ма». Африканская тра­ди­ция пи­та­ла ро­ж­дён­ную в 1970-е гг. в нью-йорк­ских квар­та­лах Брон­кса мо­ло­дёж­ную суб­куль­ту­ру, по­лу­чив­шую назв. «хип-хоп» и дав­шую жизнь но­вым тан­це­валь­ным сти­лям: брейк, смёрф, хип и т. д.

Те­атр. А. в США дол­гое вре­мя не до­пус­ка­лись на сце­нич. под­мо­ст­ки. Пер­вым вы­даю­щим­ся ак­тёром-А. стал в 19 в. А. Ол­д­ридж, про­сла­вив­ший­ся в Ев­ро­пе. Рост або­ли­цио­ни­ст­ских на­строе­ний спо­соб­ст­во­вал воз­ник­но­ве­нию т. н. про­те­ст­ной дра­мы (наи­бо­лее из­вест­ной и ус­пеш­ной бы­ла в 1852 ин­сцени­ров­ка «Хи­жи­ны дя­ди То­ма» Г. Би­чер-Стоу). По­сле 1865 А. ор­га­ни­зо­вы­ва­ли свои ме­не­ст­рель­ные труп­пы («Lew Johnson’s Plantation Minstrel Company», «Georgia Minstrels» и др.). В 1920-х гг. в пье­сах Ю. О’Нила, П. Гри­на и др. про­сла­ви­лись та­кие ак­тё­ры, как П. Роб­сон, Ч. Гил­пин, Р. Мак-Клен­дон. Од­на­ко лишь в кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. дра­ма­тур­ги-А. по­лу­чи­ли дос­туп на Брод­вей, где ост­ро про­зву­ча­ли пье­сы «Изю­мин­ка на солн­це» Л. Хэн­с­бер­ри (1959) и «Блюз для мис­те­ра Чар­ли» Дж. Бол­дуи­на (1964). В 1960-е гг., с рос­том нац. са­мо­соз­на­ния А., поя­ви­лось мно­го нег­ри­тян­ских те­ат­ров («Нег­ри­тян­ский ан­самбль», «Нью Ла­фай­ет ти­этр» и др.). Зна­чит. вклад в те­ат­раль­ное иск-во США вне­сли ак­тё­ры Дж. Э. Джонс, О. Дэ­вис, Р. Ди, С. Пу­а­тье, ре­жис­сё­ры Д. Т. Уорд, Д. Мак­бет, Д. О’Нил, О. Скотт.

Ки­но. Про­бле­ма­ти­ка и эс­те­ти­ка нег­ри­тян­ско­го дви­же­ния в США до­воль­но бы­ст­ро сдви­ну­лась с пе­ри­фе­рии в центр вни­ма­ния ки­не­ма­то­гра­фи­стов, по­сколь­ку А. со­став­ля­ли зна­чит., а в отд. пе­рио­ды – пре­об­ла­даю­щую часть ки­но­ау­ди­то­рии. Пер­во­на­чаль­но роль чер­но­ко­жих пер­со­на­жей сво­ди­лась к об­раз­ам ра­бов (в ча­ст­но­сти, в неск. ран­них эк­ра­ни­заци­ях «Хи­жи­ны дя­ди То­ма» Г. Би­чер-Стоу), а гл. ро­ли иг­ра­ли бе­лые «пе­ре­кра­шен­ные» ак­тё­ры (т. н. блэк­фейс). В гол­ли­вуд­ской про­дук­ции зна­че­ние аф­ро­аме­ри­кан­ской те­мы су­ще­ст­вен­но эво­лю­цио­ни­ро­ва­ло. В кон. 1920-х – 1930-е гг. на эк­ра­ны вы­шло неск. ше­дев­ров, ос­нован­ных на нег­ри­тян­ском фольк­ло­ре и сыг­ран­ных ак­тё­ра­ми-А.: «Ал­ли­луйя» К. Ви­до­ра (1929), «Им­пе­ра­тор Джонс» Д. Мёр­фи (1933, в гл. ро­ли П. Роб­сон), «Зе­лё­ные па­ст­би­ща» У. Кей­ли (1936), в 1943 – два мю­зик­ла: «Штор­мо­вая по­го­да» Э. Сто­уна и «Хи­жи­на в не­бе­сах» В. Мин­нел­ли. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны вы­хо­ди­ли от­дель­ные ан­ти­ра­си­ст­ские филь­мы, поя­ви­лись серь­ёз­ные дра­ма­тич. ак­тё­ры-А. Наи­бо­лее из­вест­ный сре­ди них – С. Пу­а­тье – стал гол­ли­вуд­ской «звез­дой» («Уга­дай, кто при­дёт к обе­ду» С. Кра­ме­ра, 1967, и др.). В 1970-е гг. на­рас­та­ла вол­на «блэкс­плуа­та­ции» – ком­мер­че­ски ус­пеш­ных филь­мов о чёр­ных су­пер­ме­нах, на­чи­ная с де­тек­ти­ва «Шэфт» Г. Пар­кса (1971). В 1977 сен­са­ци­он­ным ус­пе­хом поль­зо­ва­лась те­ле­эк­ра­ни­за­ция ро­ма­на А. Хей­ли «Кор­ни» (реж. М. Чом­ски), с эпич. раз­ма­хом по­ве­ст­вую­щая о ве­ли­чии чер­но­ко­жей Аме­ри­ки. С это­го вре­ме­ни наи­бо­лее по­пу­ляр­ны­ми ста­ли филь­мы с дву­мя ге­роя­ми – чёр­ным и бе­лым. В чис­ле за­мет­ных ки­но­ак­тё­ров-А. ру­бе­жа 20–21 вв.– Э. Мёр­фи, У. Смит, Л. Фиш­берн, Д. Ва­шинг­тон, Х. Бер­ри, В. Голд­берг, С. Джексон и др. Сре­ди ре­жис­сё­ров наи­бо­лее из­вес­тен С. Ли. Его яр­кие и тем­пе­ра­мент­ные филь­мы, дей­ствие ко­то­рых про­ис­хо­дит, как пра­ви­ло, в сре­де А., вы­зы­ва­ют бур­ную по­леми­ку и име­ют ус­пех на фес­ти­ва­лях («Она долж­на это­го до­бить­ся», 1986; «По­сту­пай пра­виль­но», 1989; «Маль­кольм Икс», 1992, и др.).

Ис­кус­ст­во А. со­хра­ня­ло оче­вид­ную связь со свои­ми афр. кор­ня­ми лишь в де­ко­ра­тив­ных и при­клад­ных из­де­ли­ях, в ос­таль­ном все­це­ло сле­дуя тен­ден­ци­ям «бе­лой куль­ту­ры» (так, в 19 – нач. 20 вв. Р. С. Дун­кан­сон пи­сал ро­ман­тич. пей­за­жи в ду­хе «шко­лы ре­ки Гуд­зон», а стиль Х. О. Тан­не­ра бли­зок к сим­волиз­му). Од­на­ко в 1920-е гг. дви­же­ние «но­вых нег­ров», или гар­лем­ский ре­нес­санс (см. Гар­лем­ская шко­ла), ус­ко­ри­ло подъ­ём нац. са­мо­соз­на­ния, что от­ра­зи­лось и в иск-ве, где на­ча­ли до­ми­ни­ро­вать ав­то­ном­ные тен­ден­ции, со­че­таю­щие ис­то­рич. и совр. аф­роа­мер. те­ма­ти­ку с чер­та­ми на­ив­но­го ис­кус­ст­ва (Х. Пип­пин), а так­же со­ци­аль­но­го экс­прес­сио­низ­ма и рид­жио­на­лиз­ма. Этот про­цесс стал осо­бен­но ин­тен­сив­ным и мно­го­об­раз­ным во 2-й пол. 20 в., ко­гда ряд жи­во­пис­цев-А. вы­шел на аван­сце­ну куль­ту­ры США (по­доб­но Р. Бир­де­ну и Дж. Ло­урен­су с их «не­оэкс­прес­сио­ни­ст­ски­ми» об­раз­ами) и рас­про­стра­ни­лись груп­по­вые фор­мы не­оа­ван­гард­но­го твор­че­ст­ва, в т. ч. свя­зан­ные со стен­ных рос­пи­сей дви­же­ни­ем. К кон. 20 в. уп­ро­чи­лись так­же кон­так­ты се­ве­ро­амер., афр. и ка­риб­ской вет­вей нег­ри­тян­ской ху­дож. куль­ту­ры.

Лит.: Ни­то­бург Э. Л. Не­гры США, XVII – нач. XX в.: Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ский очерк. М., 1979; он же. Цер­ковь аф­роа­ме­ри­кан­цев в США. М., 1995; Landry B. The new Black middle class. Berk., 1987; Black art ancestral le­gacy. Dallas, 1989; Patton S. F. African-ameri­can art. Oxf.; N. Y., 1998; Igoe L. M. 250 years of Afro-American art: an annotated biblio­graphy. N. Y., 1981.

Вернуться к началу