АФРОАМЕРИКА́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АФРОАМЕРИКА́НЦЫ (негры США), этнорасовая общность в составе американцев, темнокожее население США. Численность 36,4 млн. чел. (2000, перепись). Св. 55% А. живут в юж. штатах США. Говорят на амер. варианте английского языка, сохраняется также диалект юж. негров («блэк инглиш»). 60% верующих – баптисты, св. 20% – методисты, есть пятидесятники, адвентисты, последователи спиритуалистских культов, католики, мусульмане («чёрные мусульмане»), иудеи («чёрные иудеи») и др.
А. – потомки афр. рабов, ввезённых в Сев. Америку в 17–19 вв. Несмотря на законы, строго запрещавшие межрасовые браки и внебрачные связи, уже к сер. 19 в. св. 30% свободных А. и 10% рабов были мулатами; к 1930-м гг. мулаты составляли 75% А. Социальное положение мулатов практически не отличалось от положения негров. А. участвовали в аболиционистском движении (Д. Дуглас, Г. Табмен и др.). Отмена рабства в США в результате Гражданской войны в США 1861–65 ускорила интеграцию А. в амер. общество и процессы социального расслоения. К нач. 20 в. сформировались негритянские пром. и с.-х. пролетариат, фермерство, буржуазия, интеллигенция. Однако принятые в 1890–1910 в юж. штатах конституции узаконили расовую дискриминацию и сегрегацию А. – система «Джим Кроу». С массовыми миграциями А. в города и с Юга (где в 1910 проживало 85,3% А.) на Север и Запад эта система распространилась по всей стране (к 1940 в 31 штате межрасовые браки были строго запрещены законом).
Понятие «негр» в США условно, т. к. определение расовой принадлежности имело социально-политич. и этнокультурное значение и проводилось по-разному в разных штатах; с 1977 вытесняется понятием «чёрные». В переписи населения (2000) впервые свою расовую принадлежность предлагалось определить самим опрашиваемым. Самосознание А. двойственно: стремление к полной интеграции сочетается в нём с тенденцией к выделению в особую этнорасовую общность, выражающейся в разл. формах «чёрного» национализма и сепаратизма (движение сторонников М. Гарви «Назад – в Африку!» и др.), афроцентризма, «чёрного расизма», идеологии «Нации ислама» Л. Фаррахана и т. д. В нач. 20 в. появились первые крупные организации А. – Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения и «Городская лига», в сер. 20 в. – Юж. конференция христианского руководства во главе с М. Л. Кингом и др. В результате борьбы А. за гражданские права в 1950–60-х гг. была принята серия актов, запрещающих расовую дискриминацию и сегрегацию: отмена запретов на межрасовые браки 1940–67, запрет расовой сегрегации в школах Верховным судом США в 1954, законы 1964, 1965 и 1968 о гражд. правах. Эти меры привели к росту образоват. и проф. уровня А., представительства в политич., гос. и военной сферах; однако социальное неравенство между А. и белыми сохраняется. А. – самая урбанизированная группа американцев: более половины их живёт в крупных городах, в т. ч. в бедных негритянских кварталах («чёрных гетто»). Среди них больше, чем среди белых американцев, безработных, людей без высшего образования, с невысокими доходами и бедных.
В фольклоре и религ. практике А. сохраняется влияние афр. традиций. А. внесли заметный вклад в общеамериканскую культуру: музыку, литературу (У. Э. Б. Дюбуа, Р. Райт, Дж. Болдуин, Л. Хьюз, Р. Эллисон и др.), спорт (Дж. Б. Луис, Али Мухаммед, Дж. Оуэнс, В. Рудольф, М. Тайсон и др.).
Музыка. С 1860-х гг. в США резко возросла популярность негритянской музыки. С кон. 19 в. получили развитие стили блюз, регтайм, на рубеже 19–20 вв. путём слияния разл. стилей и жанров образовался джаз. Осн. разновидности культовой музыки – спиричуэл, госпел. Среди крупнейших джазовых музыкантов – Л. Армстронг, Дюк Эллингтон, Э. Фицджералд, среди классич. певцов мирового уровня – М. Андерсон (первая среди А. выступила на сцене театра «Метрополитен-опера»), Дж. Норман.
Танец. В танцевальную культуру США негритянский фольклор вошёл как одно из определяющих явлений. В недрах менестрельного театра в 19 в. зародилась хореографич. стилистика, переплавившая европ. и негритянские традиции. Джига, чечётка, бак энд винг, клог, брейкдаун и др. подготовили появление в 20 в. джаз-танца. Существенное влияние на развитие амер. и мирового танцевального иск-ва оказала эпоха т. н. гарлемского ренессанса 1920–50-х гг. с её «чёрными ревю», танцевальным залом «Савой», клубом «Коттон» и т. д. Здесь выступали такие звёзды степа, как Б. Робинсон, бр. Берри, бр. Николас и др. Они принесли своё иск-во на сцены Бродвея и экраны Голливуда. В кон. 19 в. негритянский фольклор дал мощный импульс развитию салонных (бальных) танцев, широко распространившихся затем и в Европе (кэк-уок, чарльстон, шимми и т. п.). Афроамер. традиция сыграла значит. роль в эволюции танца модерн. В 1940-е гг. пионерами «нового чёрного стиля» стали К. Данхем («Тропики и горячий джаз – от Гаити до Гарлема», 1940) и П. Примюс («Африканский церемониал», 1943). Во 2-й пол. 20 в. эта тенденция продолжена в творчестве Т. Битти, Д. Мак-Кейла и особенно в спектаклях Амер. театра танца А. Эйли. В 1960-е гг. впервые ведущее положение как классич. танцовщик крупнейшей амер. труппы «Нью-Йорк сити балле» занял афроамериканец – А. Митчелл. В 1971 он организовал негритянскую балетную труппу «Танцевальный театр Гарлема». Африканская традиция питала рождённую в 1970-е гг. в нью-йоркских кварталах Бронкса молодёжную субкультуру, получившую назв. «хип-хоп» и давшую жизнь новым танцевальным стилям: брейк, смёрф, хип и т. д.
Театр. А. в США долгое время не допускались на сценич. подмостки. Первым выдающимся актёром-А. стал в 19 в. А. Олдридж, прославившийся в Европе. Рост аболиционистских настроений способствовал возникновению т. н. протестной драмы (наиболее известной и успешной была в 1852 инсценировка «Хижины дяди Тома» Г. Бичер-Стоу). После 1865 А. организовывали свои менестрельные труппы («Lew Johnson’s Plantation Minstrel Company», «Georgia Minstrels» и др.). В 1920-х гг. в пьесах Ю. О’Нила, П. Грина и др. прославились такие актёры, как П. Робсон, Ч. Гилпин, Р. Мак-Клендон. Однако лишь в кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. драматурги-А. получили доступ на Бродвей, где остро прозвучали пьесы «Изюминка на солнце» Л. Хэнсберри (1959) и «Блюз для мистера Чарли» Дж. Болдуина (1964). В 1960-е гг., с ростом нац. самосознания А., появилось много негритянских театров («Негритянский ансамбль», «Нью Лафайет тиэтр» и др.). Значит. вклад в театральное иск-во США внесли актёры Дж. Э. Джонс, О. Дэвис, Р. Ди, С. Пуатье, режиссёры Д. Т. Уорд, Д. Макбет, Д. О’Нил, О. Скотт.
Кино. Проблематика и эстетика негритянского движения в США довольно быстро сдвинулась с периферии в центр внимания кинематографистов, поскольку А. составляли значит., а в отд. периоды – преобладающую часть киноаудитории. Первоначально роль чернокожих персонажей сводилась к образам рабов (в частности, в неск. ранних экранизациях «Хижины дяди Тома» Г. Бичер-Стоу), а гл. роли играли белые «перекрашенные» актёры (т. н. блэкфейс). В голливудской продукции значение афроамериканской темы существенно эволюционировало. В кон. 1920-х – 1930-е гг. на экраны вышло неск. шедевров, основанных на негритянском фольклоре и сыгранных актёрами-А.: «Аллилуйя» К. Видора (1929), «Император Джонс» Д. Мёрфи (1933, в гл. роли П. Робсон), «Зелёные пастбища» У. Кейли (1936), в 1943 – два мюзикла: «Штормовая погода» Э. Стоуна и «Хижина в небесах» В. Миннелли. После 2-й мировой войны выходили отдельные антирасистские фильмы, появились серьёзные драматич. актёры-А. Наиболее известный среди них – С. Пуатье – стал голливудской «звездой» («Угадай, кто придёт к обеду» С. Крамера, 1967, и др.). В 1970-е гг. нарастала волна «блэксплуатации» – коммерчески успешных фильмов о чёрных суперменах, начиная с детектива «Шэфт» Г. Паркса (1971). В 1977 сенсационным успехом пользовалась телеэкранизация романа А. Хейли «Корни» (реж. М. Чомски), с эпич. размахом повествующая о величии чернокожей Америки. С этого времени наиболее популярными стали фильмы с двумя героями – чёрным и белым. В числе заметных киноактёров-А. рубежа 20–21 вв.– Э. Мёрфи, У. Смит, Л. Фишберн, Д. Вашингтон, Х. Берри, В. Голдберг, С. Джексон и др. Среди режиссёров наиболее известен С. Ли. Его яркие и темпераментные фильмы, действие которых происходит, как правило, в среде А., вызывают бурную полемику и имеют успех на фестивалях («Она должна этого добиться», 1986; «Поступай правильно», 1989; «Малькольм Икс», 1992, и др.).
Искусство А. сохраняло очевидную связь со своими афр. корнями лишь в декоративных и прикладных изделиях, в остальном всецело следуя тенденциям «белой культуры» (так, в 19 – нач. 20 вв. Р. С. Дункансон писал романтич. пейзажи в духе «школы реки Гудзон», а стиль Х. О. Таннера близок к символизму). Однако в 1920-е гг. движение «новых негров», или гарлемский ренессанс (см. Гарлемская школа), ускорило подъём нац. самосознания, что отразилось и в иск-ве, где начали доминировать автономные тенденции, сочетающие историч. и совр. афроамер. тематику с чертами наивного искусства (Х. Пиппин), а также социального экспрессионизма и риджионализма. Этот процесс стал особенно интенсивным и многообразным во 2-й пол. 20 в., когда ряд живописцев-А. вышел на авансцену культуры США (подобно Р. Бирдену и Дж. Лоуренсу с их «неоэкспрессионистскими» образами) и распространились групповые формы неоавангардного творчества, в т. ч. связанные со стенных росписей движением. К кон. 20 в. упрочились также контакты североамер., афр. и карибской ветвей негритянской худож. культуры.