АФРОЦЕНТРИ́ЗМ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АФРОЦЕНТРИ́ЗМ, расовая идеология самоутверждения людей с чёрным цветом кожи, направленная на борьбу с евроцентризмом в разл. сферах общественного сознания и в поведении. Цель А. – реабилитация негроидной расы, самоидентификация, ценностное возвышение афр. культуры вплоть до абсолютизации культурно-историч. и расовых особенностей, а также роли негроафриканцев в мировой истории. Сформулирована в нач. 1980-х гг. в среде афроамер. интеллигенции. Гл. теоретиком афроцентризма считается афроамер. учёный Молефи Кете Асанте (наст. имя Артур Ли Смит).
А. развился из панафриканских идей историко-культурного и расового единства, афр. самобытности и исключительности, возникших во 2-й пол. 19 в. в Америке на фоне борьбы против рабства (аболиционизм) и расовой дискриминации, за равноправие афроамер. населения. Он вобрал в себя идеи многих афр. и афроамер. интеллектуалов 20 в. – Б. Вашингтона, Э. Блайдена, М. Гарви, У. Дюбуа, Л. Сенгора, Ш. Диопа, М. Л. Кинга, Малькольма Икса, Э. Мухаммеда, М. Каренги и др. При всём различии этих идей в их основе лежит стремление к утверждению афроцентристского сознания.
Гл. принципы А. – в сознании и действиях исходить из знания своей истории и культуры, проводить афроцентристские идеи в любой сфере жизни, проповедовать их среди «братьев и сестёр». Приверженцы А. призывают совершить афроцентристский прорыв в собственном сознании, заменить многие прежние евроцентристские установки новыми понятиями: «рабское имя» – «африканским именем», «представления о поражении» – «осознанием победы», «приоритет чужой культуры» – «приоритетом своей культуры», «европейскую одежду» – «одеждой, отражающей традиц. мотивы», и т. д.
Важное значение афроцентристы придают историч. исследованиям с обоснованием новых концепций мировой истории и прошлого Африки. Цель А. – доказать равенство рас перед лицом истории, развенчать доктрину расового превосходства белых, которая, по мнению сторонников А., покоилась на переоценке успехов европейцев и умалении вклада неевропейцев в мировую цивилизацию. Афроцентристы отходят от критич. восприятия афр. прошлого и идеализируют его, а в недостатках совр. афр. общества обвиняют Европу.
Суть афроцентристской концепции истории – первенство негроафриканской культуры в мировой цивилизации. Большое внимание афроцентристы уделяют др.-егип. цивилизации, созданной, по их мнению, негроафриканцами, а также таким древним цивилизациям, как Эфиопия, Нубия, Куш, Аксум, Гана, Мали и Сонгай. Афроцентристы считают, что негроафриканская культура оказала огромное влияние на развитие античных Греции и Рима, Древнего Востока и совр. западной цивилизации, отстаивают особую первичную роль негроидов в антропогенезе: происхождение др. рас от негроидной. Сторонники А. активно распространяют эти идеи через СМИ, превращают их в спец. дисциплину и методологию изучения и преподавания философии, истории и культуры.
А. даёт возможность, абстрагируясь от общепринятых евроцентристских приёмов и стереотипов, критически переосмыслить историч. и культурное наследие афр. континента и его вклад в развитие мировой науки и культуры. С момента своего возникновения А. претендует и на то, чтобы стать универсальной идеологией африканцев, основой их единой морали и нравственности, этики и эстетики, законом обществ. устройства и руководством к действию.
Критики А., в т. ч. и в самой Африке, считают, что А. присуще стремление «переписать» историю с позиций субъективизма, намеренное искажение фактов и событий; они возражают против этого и не согласны вести борьбу с расизмом при помощи расизма.