Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АФРОЦЕНТРИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 562

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Л. Юсова

АФРОЦЕНТРИ́ЗМ, ра­со­вая идео­ло­гия са­мо­ут­вер­жде­ния лю­дей с чёр­ным цве­том ко­жи, на­прав­лен­ная на борь­бу с ев­ро­цен­триз­мом в разл. сфе­рах об­ще­ст­вен­но­го соз­на­ния и в по­ве­де­нии. Цель А. – реа­би­ли­та­ция нег­ро­ид­ной ра­сы, са­мо­иден­ти­фи­ка­ция, цен­но­ст­ное воз­вы­ше­ние афр. куль­ту­ры вплоть до аб­со­лю­ти­за­ции куль­тур­но-ис­то­рич. и ра­со­вых осо­бен­но­стей, а так­же ро­ли нег­ро­аф­ри­кан­цев в ми­ро­вой ис­то­рии. Сфор­му­ли­ро­ва­на в нач. 1980-х гг. в сре­де аф­роа­мер. ин­тел­ли­ген­ции. Гл. тео­ре­ти­ком аф­ро­цен­триз­ма счи­та­ет­ся аф­роа­мер. учё­ный Мо­ле­фи Ке­те Асан­те (наст. имя Ар­тур Ли Смит).

А. раз­вил­ся из пан­аф­ри­кан­ских идей ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го и ра­со­во­го един­ст­ва, афр. са­мо­быт­но­сти и ис­клю­чи­тель­но­сти, воз­ник­ших во 2-й пол. 19 в. в Аме­ри­ке на фо­не борь­бы про­тив раб­ст­ва (або­ли­цио­низм) и ра­со­вой дис­кри­ми­на­ции, за рав­но­пра­вие аф­роа­мер. на­се­ле­ния. Он во­брал в се­бя идеи мно­гих афр. и аф­роа­мер. ин­тел­лек­туа­лов 20 в. – Б. Ва­шинг­то­на, Э. Блай­де­на, М. Гар­ви, У. Дю­буа, Л. Сен­го­ра, Ш. Дио­па, М. Л. Кин­га, Маль­коль­ма Ик­са, Э. Му­хам­ме­да, М. Ка­рен­ги и др. При всём раз­ли­чии этих идей в их ос­но­ве ле­жит стрем­ле­ние к ут­вер­жде­нию аф­ро­цен­т­ри­ст­ско­го соз­на­ния.

Гл. прин­ци­пы А. – в со­зна­нии и дей­ст­ви­ях ис­хо­дить из зна­ния сво­ей ис­то­рии и куль­ту­ры, про­во­дить аф­ро­цен­три­ст­ские идеи в лю­бой сфе­ре жиз­ни, про­по­ве­до­вать их сре­ди «брать­ев и сес­тёр». При­вер­жен­цы А. при­зы­ва­ют со­вер­шить аф­ро­цен­три­ст­ский про­рыв в соб­ст­вен­ном соз­на­нии, за­ме­нить мно­гие преж­ние ев­ро­цен­три­ст­ские ус­та­нов­ки но­вы­ми по­ня­тия­ми: «раб­ское имя» – «аф­ри­кан­ским име­нем», «пред­став­ле­ния о по­ра­же­нии» – «осоз­на­ни­ем по­бе­ды», «при­ори­тет чу­жой куль­ту­ры» – «при­о­ри­те­том сво­ей куль­ту­ры», «ев­ро­пей­скую оде­ж­ду» – «оде­ж­дой, от­ра­жаю­щей тра­диц. мо­ти­вы», и т. д.

Важ­ное зна­че­ние аф­ро­цен­три­сты при­да­ют ис­то­рич. ис­сле­до­ва­ни­ям с обос­но­ва­ни­ем но­вых кон­цеп­ций ми­ро­вой ис­то­рии и про­шло­го Аф­ри­ки. Цель А. – до­ка­зать ра­вен­ст­во рас пе­ред ли­цом ис­то­рии, раз­вен­чать док­три­ну ра­со­во­го пре­вос­ход­ст­ва бе­лых, ко­то­рая, по мне­нию сто­рон­ни­ков А., по­кои­лась на пе­ре­оцен­ке ус­пе­хов ев­ро­пей­цев и ума­ле­нии вкла­да не­ев­ро­пей­цев в ми­ро­вую ци­ви­ли­за­цию. Аф­ро­цен­три­сты от­хо­дят от кри­тич. вос­при­ятия афр. про­шло­го и идеа­ли­зи­ру­ют его, а в не­дос­тат­ках совр. афр. об­ще­ст­ва об­ви­ня­ют Ев­ро­пу.

Суть аф­ро­цен­три­ст­ской кон­цеп­ции ис­то­рии – пер­вен­ст­во нег­ро­аф­ри­кан­ской куль­ту­ры в ми­ро­вой ци­ви­ли­за­ции. Боль­шое вни­ма­ние аф­ро­цен­три­сты уде­ля­ют др.-егип. ци­ви­ли­за­ции, соз­дан­ной, по их мне­нию, нег­ро­аф­ри­кан­ца­ми, а так­же та­ким древ­ним ци­ви­ли­за­ци­ям, как Эфио­пия, Ну­бия, Куш, Ак­сум, Га­на, Ма­ли и Сон­гай. Аф­ро­цен­три­сты счи­та­ют, что нег­ро­аф­ри­кан­ская куль­ту­ра ока­за­ла ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие ан­тич­ных Гре­ции и Ри­ма, Древ­не­го Вос­то­ка и совр. за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции, от­стаи­ва­ют осо­бую пер­вич­ную роль нег­рои­дов в ан­тропо­ге­не­зе: про­ис­хо­ж­де­ние др. рас от нег­ро­ид­ной. Сто­рон­ни­ки А. ак­тив­но рас­про­стра­ня­ют эти идеи че­рез СМИ, пре­вра­ща­ют их в спец. дис­ци­п­ли­ну и ме­то­до­ло­гию изу­че­ния и пре­по­да­ва­ния фи­ло­со­фии, ис­то­рии и куль­ту­ры.

А. да­ёт воз­мож­ность, аб­ст­ра­ги­ру­ясь от об­ще­при­ня­тых ев­ро­цен­три­ст­ских ­приёмов и сте­рео­ти­пов, кри­ти­че­ски пе­ре­ос­мыс­лить ис­то­рич. и куль­тур­ное на­сле­дие афр. кон­ти­нен­та и его вклад в раз­ви­тие ми­ро­вой нау­ки и куль­ту­ры. С мо­мен­та сво­его воз­ник­но­ве­ния А. пре­тен­ду­ет и на то, что­бы стать уни­вер­саль­ной идео­ло­ги­ей аф­ри­кан­цев, ос­но­вой их еди­ной мо­ра­ли и нрав­ст­вен­но­сти, эти­ки и эс­те­ти­ки, за­ко­ном об­ществ. уст­рой­ст­ва и ру­ко­во­дством к дей­ст­вию.

Кри­ти­ки А., в т. ч. и в са­мой Аф­ри­ке, счи­та­ют, что А. при­су­ще стрем­ле­ние «пе­ре­пи­сать» ис­то­рию с по­зи­ций субъ­ек­ти­виз­ма, на­ме­рен­ное ис­ка­же­ние фак­тов и со­бы­тий; они воз­ра­жа­ют про­тив это­го и не со­глас­ны вес­ти борь­бу с ра­сиз­мом при по­мо­щи ра­сиз­ма.

Лит.: Ani M. Yurugu: an African-centered critique of European cultural thought and beha­vior. Trenton; N. Y., 1994; Shavit J. History in Black. African-Americans in search of an ancient past. L., 2001; Да­вид­сон А. Б. Ан­ти­ра­си­ст­ский ра­сизм? // Но­вая и но­вей­шая ис­то­рия. 2002. № 2; Asante M. K. Afro­centricity: the theory of social change. Chi., 2003.

Вернуться к началу