ПОЛИТИ́ЧЕСКИЕ ПРОЦЕ́ССЫ 1920-х – НАЧА́ЛА 1950-х гг.
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛИТИ́ЧЕСКИЕ ПРОЦЕ́ССЫ 1920-х – НАЧА́ЛА 1950-х гг., в СССР судебные и внесудебные преследования группы лиц, объединённых следствием в одно дело и обвинённых в контрреволюц. деятельности. Готовились в соответствии с указаниями высшего парт. руководства. Осуществлялись одновременно с массовыми репрессиями 1920-х – начала 1950-х гг. в СССР, применявшимися в отношении больших слоёв населения. Были как открытыми (до 1922 судебные процессы в Верховном революц. трибунале при ВЦИК, затем в Верховном Суде СССР), так и закрытыми (судебные заседания Воен. коллегии и Спец. судебного присутствия Верховного суда СССР). Решения по политич. делам принимались также внесудебными органами – ВЧК (до 1922), Судебной коллегией ГПУ – ОГПУ (1922–34), Особым совещанием ОГПУ – НКВД – МГБ СССР (1934–53), чрезвычайными «тройками», «двойкой» – комиссией НКВД и Прокуратуры (1937–1938). Показательные П. п. широко освещались в прессе, создавали атмосферу страха и недоверия, провоцировали настроения поиска «врагов народа», использовались для объяснения срывов в хозяйств. строительстве. Основанием для вынесения приговоров с кон. 1920-х гг. служили гл. обр. признания обвиняемых, полученные следствием в результате применения психологич. и физич. способов воздействия. Меры наказания – от смертной казни (отменена в 1947, восстановлена в 1950) до разл. сроков тюремного заключения. Каждый крупный П. п. вызывал волну периферийных процессов, сопровождавшихся массовыми арестами и приговорами, вынесенными во внесудебном порядке.
Первоначально, в условиях завершения Гражд. войны 1917–22, П. п. были направлены против руководителей и участников антибольшевистских объединений и выступлений – Тактического центра, «Таганского заговора», Кронштадтского восстания 1921, а также против представителей оппозиц. социалистич. партий, напр. социалистов-революционеров партии. В 1928 после небольшого перерыва на время проведения новой экономической политики П. п. возобновились. Они объяснялись руководителями ВКП(б) обострением классовой борьбы, опасностью «правого уклона» при переходе к политике «наступления социализма… по всему фронту» [Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б), апр. 1929], а также необходимостью борьбы с внешними врагами. Репрессиями против инженеров, учёных, работников Госплана, ЦСУ и др. завершились «Шахтинское дело» (май 1928), Промпартии дело, Трудовой крестьянской партии дело (оба нояб. – дек. 1930), «Академическое дело» (февр. – авг. 1931), т. н. дело Союзного бюро ЦК РСДРП (меньшевиков) (март 1931), «краеведов дело» (май 1931), «дело Российской национальной партии» («дело славистов») (март – апр. 1934). С сер. 1930-х гг. начались П. п., направленные уже гл. обр. против членов ВКП(б) – в прошлом участников «левой оппозиции», «новой оппозиции», «объединённой оппозиции» и «правой оппозиции». Поводом к ним послужило убийство С. М. Кирова, которое связали с деятельностью сторонников Г. Е. Зиновьева и Л. Б. Каменева, якобы вставших на путь террористич. борьбы против сов. власти. Принятое в день гибели Кирова Постановление ЦИК СССР от 1.12.1934 предписывало проводить следствие по делам о террористич. организациях и террористич. актах в 10-дневный срок, слушать такие дела в суде без участия обвинения и защиты, не допускать кассационного обжалования и ходатайств осуждённых о помиловании, приговоры о расстреле приводить в исполнение немедленно после их оглашения. В кон. 1934 – 1935 прошли судебные процессы по сфальсифициров. делам «Ленинградского центра» (расстреляны 14 чел.) и «Московского центра» (приговорены к разл. срокам заключения 19 чел., в т. ч. Зиновьев, Каменев, Е. Г. Евдокимов). На процессе по «Кремлёвскому делу» (27.7.1935) часть служащих правительств. библиотеки, комендатуры Московского Кремля, секретариата ВЦИК были обвинены в заговоре против И. В. Сталина, др. руководителей ВКП(б) и Сов. правительства, в связях с зарубежной троцкистской организацией, меньшевиками, монархистами, белогвардейцами и т. д.; гл. организатором заговора назван уже находившийся в заключении Каменев (расстреляны 2 чел. – нач. отделения разведыват. управления РККА М. К. Чернявский и секретарь для поручений коменданта Московского Кремля А. И. Синелобов, приговорены к разл. срокам заключения 28 чел., среди них – Каменев, которому срок заключения увеличен).
Затем были организованы три «московских» показательных судебных процесса, непосредственно направленных против видных деятелей ВКП(б). Подсудимым на процессе по делу «Антисоветского объединённого троцкистско-зиновьевского центра» (авг. 1936; 16 чел., в т. ч. Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Е. Г. Евдокимов и др.) предъявлено обвинение в организации в соответствии с директивой Л. Д. Троцкого террористич. центра, осуществившего убийство С. М. Кирова, а также готовившего убийство И. В. Сталина, К. Е. Ворошилова, А. А. Жданова и др. руководителей партии. Все подследственные в результате физич. воздействия признали свою вину и по приговору суда были расстреляны. В ходе процесса по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра» (янв. 1937; 17 подсудимых) по обвинению во вредительстве и сотрудничестве с иностр. разведками с целью ускорения воен. нападения на СССР 13 чел. (Г. Л. Пятаков, Л. П. Серебряков, Н. И. Муралов и др.) были приговорены к расстрелу; 4 чел., в т. ч. К. Б. Радек и Г. Я. Сокольников, – к разл. срокам заключения. На процессе по делу «Правотроцкистского блока» (март 1938) подсудимым были предъявлены обвинения в шпионаже, терроризме и т. п., в намерении отделить от СССР и передать иностр. государствам Украину, Белоруссию, республики Ср. Азии и Закавказья, Приморье. По приговору Верховного суда СССР 18 чел. (Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Н. Н. Крестинский, Г. Ф. Гринько и др.) расстреляны, 3 чел. приговорены к разл. срокам заключения. Все оставшиеся в живых осуждённые на «московских» процессах были убиты в тюрьмах (Радек и Сокольников) или в сент. 1941 расстреляны.
Проходивший одновременно закрытый процесс по делу «Антисоветской троцкистской военной организации» в РККА (июнь 1937) завершился расстрелом 8 военачальников – М. Н. Тухачевского, А. И. Корка, И. Э. Якира, И. П. Уборевича и др., обвинённых в установлении связей с воен. кругами Германии и с Л. Д. Троцким с целью подготовки воен. заговора.
В послевоенный период П. п. возобновились. Состоялись процессы по «Ленинградскому делу» (1950; расстреляны 26 чел.), а также по делу «Еврейского антифашистского комитета», члены которого были обвинены в националистич. деятельности в интересах США и в намерении создать евр. республику в Крыму (1952; расстреляны 13 чел., в т. ч. С. А. Лозовский, В. Л. Зускин, П. Д. Маркиш; Л. С. Штерн приговорена к 3,5 годам тюремного заключения). В нач. 1953 началась подготовка процесса по «врачей делу» (прекращена после смерти И. В. Сталина).
В соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991, все лица, подвергшиеся политич. репрессиям после прихода к власти большевиков (за исключением перечисленных в ст. 4 Закона), подлежали реабилитации.