Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗУ́СКИН ВЕНИАМИН ЛЬВОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 592-593

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Иванов
В. Л. Зускин – сват Соловейчик («200 000» по Шолом-Алейхему).

ЗУ́СКИН Ве­ниа­мин (Бинь­я­мин) Льво­вич (28.4.1899, По­не­веж, ны­не Па­не­ве­жис, Лит­ва – 12.8.1952, Мо­ск­ва), рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, нар. арт. РСФСР (1939). В 1915 при вы­сыл­ке ев­ре­ев из при­фрон­то­вых гу­бер­ний по­пал в Пен­зу. С 1920 учил­ся в Сверд­лов­ском гор­ном ин-те, в 1921 пе­ре­шёл в Моск. гор­ный ин-т и был при­нят в сту­дию Гос. евр. ка­мер­но­го те­ат­ра (с 1925 ГОСЕТ), за­тем за­чис­лен в труп­пу. Уча­ст­во­вал в разл. ре­дак­ци­ях спек­так­ля «Ве­чер Шо­лом-Алей­хе­ма»: Вто­рой ев­рей – «С’алигн» («Всё – вра­ки»), Шо­лом-Шад­хен – «Гет» («Раз­вод»). Ре­жис­сёр­ские прин­ци­пы ос­но­ва­те­ля те­ат­ра А. М. Гра­нов­ско­го, по­зво­ляю­щие до­би­вать­ся гро­те­ско­вой обо­ст­рён­но­сти пла­стич. ри­сун­ка, иро­нич. иг­ры с соз­да­вае­мым об­ра­зом, на­шли в З. вир­ту­оз­но­го во­пло­ти­те­ля. Ак­тёр прив­нёс в иск-во ГОСЕТа сти­хию нац. жиз­ни, ок­ра­ши­вал жё­ст­кие ре­жис­сёр­ские по­строе­ния ли­рич. то­на­ми. Те­ма З. – «муд­рость на­ив­но­го, за­стен­чи­во­го серд­ца, от­кры­то­го ми­ру, но лег­ко сжи­маю­ще­го­ся и боя­ще­го­ся от­кро­вен­но­сти» (П. А. Мар­ков). На­чи­ная с «Кол­ду­ньи» по А. Гольд­фа­де­ну (1922), где З. соз­дал гро­те­ско­вый об­раз де­ре­вен­ской ведь­мы, он стал сце­нич. парт­нё­ром С. М. Ми­хо­эл­са. Ес­ли Ми­хоэлс вы­ра­жал со­сре­до­то­чен­ную во­лю нац. жиз­ни, то З. пе­ре­да­вал её за­та­ён­ную грусть. Кон­тра­ст­ные ху­дож. лич­но­сти, до­пол­няя друг дру­га, они ве­ли на сце­не не­скон­чае­мый диа­лог, вы­зы­вая ощу­ще­ние пол­но­ты жиз­ни. Сре­ди ро­лей З.: сват Со­ло­вей­чик («200 000» по Шо­лом-Алей­хе­му), Сен­дерл-ба­ба («Пу­те­ше­ст­вие Ве­ниа­ми­на III» по Мен­де­ле Мойхер-Сфо­ри­му), Шут («Ко­роль Лир» У. Шек­спи­ра), Гоц­мах («Блу­ж­даю­щие звёз­ды» по Шо­лом-Алей­хе­му), Бад­хен («Фрей­лехс» З. Шне­ура). Сни­мал­ся в филь­мах: «Че­ло­век из мес­теч­ка», «Гра­ни­ца», «Ис­ка­те­ли сча­стья», «Не­по­ко­рён­ные». По­ста­вил спек­так­ли: «Гер­ше­ле Ост­ро­по­лер» М. Гер­шен­зо­на (1937), «Ка­нун празд­ни­ка» М. Бро­дер­зо­на (1947) и др. С 1935 пре­по­да­вал в те­ат­раль­ном уч-ще при ГОСЕТе. В 1948 по­сле ги­бе­ли Ми­хо­эл­са воз­глав­лял те­атр, но в дек. 1948 был аре­сто­ван и впо­след­ст­вии рас­стре­лян. Гос. пр. СССР (1946).

Лит.: До­б­ру­шин И. В. Зус­кин. М., 1939 (на иди­ше); Мар­ков П. А. О Зус­ки­не // Мар­ков П. А. О те­ат­ре. М., 1974. Т. 2; Зус­ки­на-Пе­рель­ман А. В. Пу­те­ше­ст­вие Ве­ниа­ми­на: Раз­мыш­ле­ния о жиз­ни, твор­че­ст­ве и судь­бе ев­рей­ско­го ак­те­ра В. Зус­ки­на. Ие­ру­са­лим; М., 2002; Ива­нов В. В. ГОСЕТ: по­ли­ти­ка и ис­кус­ст­во. 1919–1928. М., 2007.

Вернуться к началу