Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ЛЕНИНГРА́ДСКОЕ ДЕ́ЛО»

Авторы: Л. А. Александров

«ЛЕНИНГРА́ДСКОЕ ДЕ́ЛО», в 1949–52 по­ли­тич. про­цесс в СССР, нап­рав­лен­ный пре­им. про­тив гос., парт. и во­ен. дея­те­лей, бо́ль­шая часть ко­то­рых в раз­ное вре­мя за­ни­ма­ла ру­ко­во­дя­щие по­сты в Ле­нин­гра­де и Ле­нингр. обл. От­но­си­тель­но при­чин «Л. д.» в ис­то­рио­гра­фии су­щест­ву­ет неск. вер­сий. Сре­ди них: раз­но­гла­сия при под­го­тов­ке 4-го пя­ти­лет­не­го пла­на на 1946–50 меж­ду А. А. Жда­но­вым, Н. А. Воз­не­сен­ским, счи­тав­ши­ми, что пос­ле­во­ен­ное раз­ви­тие нар. хо­зяй­ст­ва тре­бу­ет ук­реп­ле­ния ро­ли эко­но­мич. ры­ча­гов (це­ны, де­нег, кре­ди­та, при­бы­ли) в ор­га­ни­за­ции про­из-ва и рас­пре­де­ле­ния, и Г. М. Ма­лен­ко­вым и Л. П. Бе­ри­ей, вы­ра­жав­ши­ми ин­те­ре­сы сто­рон­ни­ков со­хра­не­ния и ук­реп­ле­ния ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ных ме­то­дов уп­рав­ле­ния; опа­се­ния Ма­лен­ко­ва и Бе­рии по­те­рять свои по­зи­ции в пар­тии и го­су­дар­ст­ве, ес­ли пос­ле смер­ти И. В. Ста­ли­на у ру­ко­вод­ст­ва стра­ной вста­нут его вы­дви­жен­цы Воз­не­сен­ский и А. А. Куз­не­цов; на­сто­ро­жив­шие Ста­ли­на на­строе­ния и раз­го­во­ры в сре­де ру­ко­во­дя­щих ра­бот­ни­ков РСФСР и Ле­нин­гра­да о же­ла­тель­но­сти соз­да­ния рос. ком­му­ни­стич. пар­тии по ана­ло­гии с ком­му­ни­стич. пар­тия­ми др. со­юз­ных рес­пуб­лик [пред. СМ РСФСР М. И. Ро­дио­нов дваж­ды об­ра­щал­ся в ЦК ВКП(б) с пред­ло­же­ни­ем соз­дать Бю­ро ЦК по РСФСР], что рас­смат­ри­ва­лось Ста­ли­ным как по­пыт­ка под­ры­ва един­ст­ва пар­тии и всей стра­ны.

«Л. д.» бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но Ста­ли­ным при ак­тив­ном уча­стии Г. М. Ма­лен­ко­ва, Л. П. Бе­рии, М. Ф. Шки­ря­то­ва (зам. пред. Ко­мис­сии парт. конт­ро­ля), В. С. Аба­ку­мо­ва. В ка­чест­ве по­во­да для по­ли­тич. ком­про­ме­та­ции ру­ко­во­ди­те­лей Ле­нингр. парт. орг-ции и М. И. Ро­дио­но­ва был ис­поль­зо­ван факт про­ве­де­ния 10–20.1.1949 в Ле­нин­гра­де по ре­ше­нию СМ РСФСР и, ве­ро­ят­но, по со­гла­со­ва­нию с А. А. Куз­не­цо­вым оп­то­вой яр­мар­ки не как меж­об­ла­ст­ной все­рос­сий­ской (что пре­ду­смат­ри­ва­лось по­ста­нов­ле­ни­ем СМ СССР от 20.11.1948), а фак­ти­чес­ки об­ще­со­юз­ной – с уча­сти­ем тор­го­вых ор­га­ни­за­ций со­юз­ных рес­пуб­лик. Др. по­во­дом для об­ви­не­ния ле­нин­град­цев по­слу­жи­ло ано­ним­ное пись­мо в ЦК ВКП(б), в ко­то­ром со­об­ща­лось, что на объ­е­ди­нён­ной об­ла­ст­ной и го­род­ской Ле­нингр. парт. кон­фе­рен­ции (дек. 1948) пред­се­да­тель счёт­ной ко­мис­сии по вы­бо­рам в парт. ор­га­ны при­пи­сал неск. го­ло­сов «за» П. С. Поп­ко­ву [1-й сек­ре­тарь Ле­нингр. об­ко­ма и гор­ко­ма ВКП(б)], Я. Ф. Ка­пус­ти­ну [2-й сек­ре­тарь Ле­нингр. гор­ко­ма ВКП(б)] и Г. Ф. Ба­дае­ву [2-й сек­ре­тарь Ле­нингр. об­ко­ма ВКП(б)]. Это со­от­вет­ст­во­ва­ло дей­ст­ви­тель­но­сти, хо­тя при­ча­ст­ность са­мих ру­ко­во­ди­те­лей Ле­нингр. парт. орг-ции к ис­ка­же­нию ито­гов вы­бо­ров не бы­ла ус­та­нов­ле­на.

В по­ста­нов­ле­нии По­лит­бю­ро ЦК ВКП(б) «Об ан­ти­пар­тий­ных дей­ст­ви­ях то­ва­ри­ща Куз­не­цо­ва А. А. и кан­ди­да­тов в чле­ны ЦК ВКП(б) тт. Ро­дио­но­ва М. И. и Поп­ко­ва П. С.» от 15.2.1949, по­ми­мо об­ви­не­ний в про­ве­де­нии яр­мар­ки «в об­ход и без ве­до­ма СМ СССР и ЦК ВКП(б)» и в «раз­ба­за­ри­ва­нии го­су­дар­ст­вен­ных то­вар­ных фон­дов», был сде­лан вы­вод о том, что эти «про­ти­во­го­су­дар­ст­вен­ные дей­ст­вия» яви­лись след­ст­ви­ем «не­здо­ро­во­го» и «не­боль­ше­ви­ст­ско­го» ук­ло­на Куз­не­цо­ва и Ро­дио­но­ва, вы­ра­зив­ше­го­ся в по­пыт­ках от­да­лить Ле­нингр. орг-цию от ЦК ВКП(б). Поп­ков об­ви­нял­ся в по­пыт­ке под­ме­нить свя­зи Ле­нингр. парт. орг-ции с ЦК ВКП(б) лич­ны­ми свя­зя­ми с Куз­не­цо­вым, в том, что по­сле смер­ти А. А. Жда­но­ва об­ра­щал­ся с пред­ло­же­ни­ем «шеф­ст­во­вать» над Ле­нин­гра­дом к Н. А. Воз­не­сен­ско­му. В по­ста­нов­ле­нии про­во­ди­лась ана­ло­гия ме­ж­ду «ан­ти­пар­тий­ны­ми ме­то­да­ми» Куз­не­цо­ва, Ро­дио­но­ва, Поп­ко­ва и дей­ст­вия­ми Г. Е. Зи­новь­е­ва в 1926–27, го­во­ри­лось о том, что Воз­не­сен­ский, хо­тя и от­ка­зал­ся от «ан­ти­пар­тий­но­го» пред­ло­же­ния, но не до­ло­жил о нём свое­вре­мен­но ЦК ВКП(б). На объ­еди­нён­ном за­се­да­нии бю­ро (21.2.1949) и объ­е­ди­нён­ном пле­ну­ме (22.2.1949) Ле­нингр. об­ко­ма и гор­ко­ма пар­тии Г. М. Ма­лен­ков, про­ин­фор­ми­ро­вав о по­ста­нов­ле­нии По­лит­бю­ро ЦК ВКП(б), до­бил­ся вклю­че­ния в до­ку­мен­ты пле­ну­ма об­ви­не­ния Куз­не­цо­ва, Ро­дио­но­ва, Поп­ко­ва, Ка­пус­ти­на в их при­над­леж­но­сти к ан­ти­пар­тий­ной груп­пе, а так­же ука­за­ния на то, что Куз­не­цов пы­тал­ся ру­ко­во­дить Ле­нингр. парт. орг-ци­ей по­ми­мо ЦК ВКП(б). По­сле пле­ну­ма прак­ти­че­ски все ру­ко­во­дя­щие ра­бот­ни­ки Ле­нингр. го­род­ско­го и об­ла­ст­но­го ко­ми­те­тов ВКП(б) бы­ли сня­ты со сво­их по­стов.

Аре­сты в Ле­нин­гра­де и др. го­ро­дах на­ча­лись в осн. по об­ви­не­ни­ям во «вра­ж­деб­ной ВКП(б) и со­вет­ской вла­сти дея­тель­но­сти». Пер­вой 21.7.1949 бы­ла аре­сто­ва­на се­ст­ра Н. А. Воз­не­сен­ско­го – М. А. Воз­не­сен­ская [до февр. 1949 1-й сек­ре­тарь Куй­бы­шев­ско­го рай­ко­ма ВКП(б) в Ле­нин­гра­де], за­тем Я. Ф. Ка­пус­тин – фор­маль­но по по­доз­ре­нию в свя­зи с англ. раз­вед­кой на ос­но­ва­нии то­го, что до вой­ны он про­хо­дил ста­жи­ров­ку в Ман­че­сте­ре, П. Н. Ку­бат­кин (в 1941–46 нач. Управ­ле­ния МГБ Ле­нингр. обл.) за то, что яко­бы хо­тел унич­то­жить ма­те­риа­лы, под­твер­ждаю­щие шпи­он­скую дея­тель­ность Ка­пус­ти­на. Вско­ре так­же аре­сто­ва­ли А. А. Куз­не­цо­ва, П. С. Поп­ко­ва, М. И. Ро­дио­но­ва, Н. В. Со­ловь­ё­ва [до 1946 пред. Ле­нингр. обл­ис­пол­ко­ма, за­тем 1-й сек­ре­тарь Крым­ско­го об­ко­ма ВКП(б)], бра­та Н. А. и М. А. Воз­не­сен­ских – А. А. Воз­не­сен­ско­го (рек­тор ЛГУ в 1941–48, мин. про­све­ще­ния РСФСР в 1948–49), П. Г. Ла­зу­ти­на (с 1946 пред. ис­пол­ко­ма Лен­гор­со­ве­та), мно­гих др. парт. и сов. ра­бот­ни­ков, учё­ных. 27 окт. по «Л. д.» аре­сто­ван Н. А. Воз­не­сен­ский [ра­нее, в мар­те 1949, по об­ви­не­нию в за­ни­же­нии пла­на пром. про­из-ва на 1-й квар­тал 1949 он был снят с гос. по­стов и вы­ве­ден из со­ста­ва По­лит­бю­ро, а в сент. иск­лю­чён из чле­нов ЦК ВКП(б) и при­вле­чён к су­деб­ной от­вет­ст­вен­но­сти по т. н. де­лу Гос­пла­на].

Во вре­мя след­ст­вия, в ус­ло­ви­ях при­ме­не­ния мер фи­зич. и пси­хо­ло­гич. воз­дей­ст­вия, от аре­сто­ван­ных бы­ли по­лу­че­ны «при­зна­тель­ные по­ка­за­ния». По вер­сии след­ст­вия, ле­нин­град­цы за­ни­ма­лись «ан­ти­пар­тий­ной дея­тель­но­стью» в со­ста­ве сво­ей «вра­же­ской груп­пы» с 1938. Про­то­ко­лы до­про­сов изу­чались И. В. Ста­ли­ным, ко­то­рый да­вал ука­за­ния о но­вых аре­стах и на­прав­ле­ни­ях след­ст­вия, ут­верж­дал со­став лиц, под­ле­жав­ших осу­ж­де­нию, и оп­ре­де­лял ме­ру на­ка­за­ния.

В Ле­нин­гра­де 29–30.9.1950 со­стоя­лась инс­це­ни­ров­ка су­деб­но­го про­цес­са, ход ко­то­ро­го был от­ре­пе­ти­ро­ван с под­су­ди­мы­ми. Во­ен. кол­ле­гия Вер­хов­но­го су­да СССР предъ­яви­ла им об­ви­не­ния в том, что они яко­бы на­ме­ре­ва­лись «пре­вра­тить ле­нин­град­скую ор­га­ни­за­цию в свою опо­ру для борь­бы с ВКП(б) и её ЦК» с це­лью «узур­пи­ро­вать пар­тий­ную власть», про­во­ди­ли «вре­ди­тель­ско-под­рыв­ную ра­бо­ту в го­су­дарст­вен­ных ор­га­нах, вы­ра­зив­шую­ся в на­ру­ше­нии че­рез Воз­не­сен­ско­го го­су­дарст­вен­ных пла­нов и сни­же­нии тем­пов раз­ви­тия на­род­но­го хо­зяй­ст­ва стра­ны», «под­ры­ва­ли го­су­дарст­вен­ную и бюд­жет­ную дис­цип­ли­ну, сры­ва­ли вы­пол­не­ние ре­ше­ний и ука­за­ний СМ СССР от­но­си­тель­но раз­ви­тия эко­но­ми­ки Ле­нин­гра­да и Ле­нин­град­ской об­ла­сти, об­хо­ди­ли со­вет­ские за­ко­ны и свои­ми пре­ступ­ны­ми дейст­вия­ми на­но­си­ли ущерб эко­но­ми­чес­ким ин­те­ре­сам со­вет­ско­го го­су­дарст­ва».

Во­ен. кол­ле­ги­ей Вер­хов­но­го су­да СССР с санк­ции По­лит­бю­ро ЦК ВКП(б) к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния при­го­во­ре­ны Н. А. Воз­не­сен­ский, Я. Ф. Ка­пу­стин, А. А. Куз­не­цов, П. Г. Ла­зу­тин, П. С. Поп­ков, М. И. Ро­дио­нов (рас­стре­ля­ны в ночь на 1.10.1950), в кон­це ок­тяб­ря – ещё 20 чел. В дек. 1950 Осо­бым со­ве­ща­ни­ем при МГБ СССР к разл. сро­кам за­клю­че­ния в тюрь­мах и ла­ге­рях, а так­же к ссыл­ке за­оч­но при­го­во­ре­но св. 200 чел. Аре­сты и мас­со­вые чи­ст­ки в Ле­нин­гра­де и Ле­нингр. обл. под зна­ком «ис­ко­ре­не­ния пос­лед­ствий враж­деб­ной дея­тель­но­сти ан­ти­пар­тий­ной груп­пы» про­дол­жа­лись до сер. 1952.

В кон. 1953–1954 все ре­прес­си­ро­ван­ные реа­би­ли­ти­ро­ва­ны в свя­зи с от­сут­ст­ви­ем в их дейст­ви­ях со­ста­ва пре­ступ­ле­ния.

Лит.: В Ко­мис­сии По­лит­бю­ро ЦК КПСС по до­пол­ни­тель­но­му изу­че­нию ма­те­риа­лов, свя­зан­ных с ре­прес­сия­ми... // Из­вес­тия ЦК КПСС. 1989. № 2; «Ле­нин­град­ское де­ло» / Сост. В. И. Де­ми­дов, В. А. Ку­ту­зов. Л., 1990; Реа­би­ли­та­ция: как это бы­ло. М., 2000–2004. Т. 1–3; Ку­ту­зов В. А. «Ле­нин­град­ское де­ло»: судь­бы ис­пол­ни­те­лей... // Рос­сий­ская го­су­дарст­вен­ность: ис­то­рия и сов­ре­мен­ность. СПб., 2003; Воз­не­сен­ский Л. А. Ис­ти­ны ра­ди… М., 2004.

Вернуться к началу